Валютно кредитная политика центральных банков

В статье рассмотрены основные инструменты регулирования денежно-кредитной сферы и определены ее основные цели на современном этапе. Проанализировано действие каждого инструмента регулирования и его влияние на экономику страны. Состояние экономики в значительной мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Денежно-кредитная политика страны является неотъемлемой составляющей общегосударственной политики. Высшая цель государственной денежно-кредитной политики – обеспечение стабильности цен, снижение инфляции, рост реального объема валового национального продукта и эффективная занятость. Основными инструментами денежно-кредитной политики, используемыми центральными банками в мировой практике, являются изменение норматива обязательных резервов, процентная политика, операции центрального банка на открытом рынке, операции центрального банка на открытом рынке, управление наличной денежной массой, эмиссия денег, валютное регулирование. Оптимальное сочетание инструментов денежно-кредитной политики государства обусловлено ролью центрального банка в экономике страны и стадией развития и структуры финансовых рынков. Действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования будут определяться динамикой ситуации на внешнем рынке, ценами на нефть и реструктуризацией внешнего долга России.
6. Мардеян Н.А. Основы международных валютно-финансовых отношений: учебное пособие. – Владикавказ, 2013. – С. 12.
Денежно-кредитная политика является неотъемлемой составляющей общегосударственной политики. Общее состояние экономики любой страны в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. В большинстве стран от 75 до 90 % денежной массы составляют банковские депозиты и только 10–25 % банковские билеты центрального банка.
Необходимо отметить, что точка зрения по вопросам регулирования денежно-кредитной сферы претерпела существенные изменения. С течением времени увеличивалось количество и качество мероприятий, проводимых государством, с целью регулирования денежного обращения.
Потому в статье будут рассмотрены наиболее действенные и актуальные на данный момент инструменты регулирования денежно-кредитной сферы.
В экономической литературе денежно-кредитная политика, как правило, характеризуется как политика центрального банка. В комментариях к Федеральному закону № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», дается определение денежно-кредитной политики как составной части единой государственной экономической политики, проявляющейся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения ценовой стабильности, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства [1].

Денежно-кредитная политика государства в экономической литературе, как правило, рассматривается как «узкая», обеспечивающая стабильность национальной валюты путем проведения валютных интервенций, изменения размера ставки рефинансирования, и «широкая», которая оказывает воздействие на объем денежной массы, находящейся в обращении. Эти меры, как правило, взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой.
Основной целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста.
Высшая цель государственной денежно-кредитной политики – обеспечение стабильности цен, снижение инфляции, рост реального объема валового национального продукта и эффективная занятость. Достижение этой цели возможно посредством мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, распределены во времени и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитной политики. Тактической, или промежуточной, целью денежно-кредитной политики можно считать и стабилизацию валютного курса, и таргетирование инфляции, в связи с чем текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и легкодостижимые цели, например, на определение уровня обязательных резервов, фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение ставки рефинансирования коммерческих банков.
Выбор промежуточной цели может определяться степенью независимости центрального банка, его функциями в экономике, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике, а также степенью либерализации экономики. Промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно связаны между собой. Например, если в разработке мероприятий денежно-кредитной политики центральный банк должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты, то в условиях свободно конвертируемой валюты он стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне. И, наоборот, центральному банку необходимо учитывать складывающийся уровень процентной ставки при выборе целей денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу. Если же центральный банк ставит цель поддержания реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т.п.

Основными инструментами денежно-кредитной политики, используемыми центральными банками в мировой практике, являются:
1. Изменение норматива обязательных резервов. Обязательные резервы – это доля (в %) обязательств коммерческого банка, которые в обязательном порядке хранятся в центральном банке. Изначально обязательные резервы применялись как экономический инструмент, который обеспечивал необходимую ликвидность коммерческих банков в случае массового изъятия депозитов и позволял предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка. Исторически сформировалось 3 формы хранения средств, которые выделяются в качестве резервных требований: неснижаемый остаток денежной наличности в кассе коммерческого банка; размещение резервных средств в центральных банках на специально открытых для этих целей счетах; неснижаемый уровень средних хронологических остатков на корсчете коммерческого банка. На современном этапе нередко используется сочетание всех форм одновременно. В ряде стран существуют другие формы хранения средств обязательных резервов, такие как вложения в государственные ценные бумаги.
Первоначально обязательные резервы появились в США и существовали как своеобразная гарантия по обязательствам банков. С течением времени более значимым стало их функционирование как инструмента регулирования денежного предложения в стране. Величина нормативов обязательного резервирования в различных странах значительно отличается. Наиболее высокий их уровень был установлен в Испании (17 %), Италии (20 %). Наименее низкий уровень в Великобритании (0,45 %) и в Японии (2,2 %). Некоторые страны, такие как Мексика, Канада, Дания, не используют обязательные резервы для целей денежно-кредитного регулирования.
Изменение нормативов резервных требований коммерческих банков используется на современном этапе как наиболее быстрый и простой инструмент настройки денежно-кредитной сферы.
При рассмотрении проблем обязательного резервирования на протяжении длительного времени в России на первое место выдвигался вопрос о размерах нормативов резервирования.
В 2013 году Банк России продолжал использовать обязательные резервы в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности. Складывающиеся внутренние и внешние макроэкономические тенденции привели к уменьшению значимости использования нормативов резервных требований с целью ограничения притока спекулятивного капитала. В связи с этим в феврале 2013 года ЦБ установил нормативы обязательных резервов по всем категориям обязательств кредитных организаций на уровне 4,25 %.
По состоянию на 1 апреля 2014 года сумма обязательных резервов, депонированных на счетах для хранения обязательных резервов в Банке России кредитными организациями, составила 408,8 млрд рублей, уменьшившись за год на 3,9 %. Усредненная величина обязательных резервов с 10 декабря 2013 года по 10 января 2014 года составила 794,1 млрд рублей, увеличившись с начала 2013 года на 39,4 %. В этот период правом на усреднение обязательных резервов воспользовались 594 кредитные организации, или 64,1 % от общего числа действующих кредитных организаций .[2]
2. Процентная политика проводится центральными банками в двух направлениях: депозитная политика центрального банка, которая еще может быть также названа политикой учетной ставки, или ставки рефинансирования (ключевая ставка), и регулирование займов коммерческих банков у центрального банка.
Центральный банк устанавливает ставку рефинансирования (учетную ставку), снижение которой удешевляет займы для коммерческих банков. Предоставление кредитов коммерческим банкам способствует увеличению их резервов, что, в свою очередь, вызывает мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение ставки рефинансирования (учетной ставки) удорожает займы для кредитных банков, делая их невыгодными. Более того, часть коммерческих банков, имеющих заемные средства, пытается возвратить их, в связи с тем, что эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.
Одним из основополагающих аспектов денежно-кредитной политики является определение размера ставки рефинансирования, в свою очередь, ее изменение является значимым показателем изменений в сфере денежно-кредитного регулирования.
Размер ставки рефинансирования оказывает достаточно серьезное влияние на уровень инфляции, и в то же время напрямую зависит от уровня ожидаемой инфляции. Снижая или повышая процентную ставку, центральный банк таким образом смягчает или ужесточает денежно-кредитную политику. Центральный банк вправе проводить процентную политику без фиксации процентной ставки или устанавливать одну или несколько учетных ставок по различным видам операций. Учетные ставки центрального банка являются необязательными для коммерческих банков в их взаимоотношениях с другими банками или клиентами. Но, тем не менее, уровень официальной став

Денежно-кредитная политика стран СНГ центральных банков, особенности валютных, депозитных, кредитных и других рынков стран СНГ. ЕврАзЭС: 

Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ: методы и  политики может быть таргетирование инфляции, валютного курса 

Денежно-кредитная политика центрального банка 2.1. Содержание и Центральный банк РФ как орган валютного регулирования 6.3. Организация