Урок альтернативные затраты и кривая производственных возможностей

СОДЕРЖАНИЕ
TOC o "1-3" h z u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc366098014 h 31 ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА PAGEREF _Toc366098015 h 42 СУЩНОСТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИЗДЕРЖЕК И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СТОИМОСТИ PAGEREF _Toc366098016 h 93 КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ PAGEREF _Toc366098017 h 12ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc366098018 h 18СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc366098019 h 19
ВВЕДЕНИЕПроизводственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов, которая по мере развития общества не только сохраняется, но порой и возрастает. Это обусловлено тем, что истощаются невоспроизводимые природные ресурсы. Но так как ресурсы ограничены, то общество должно делать выбор. Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться.
Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.
Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы, что, как и для кого производить, т. е. как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом не только пытается зафиксировать то, что есть, но и разрабатывает наилучшие варианты решения возникших проблем. Возникает проблема рационального ведения хозяйства.
В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от другого. Рациональный человек должен подсчитать не только будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей, чтобы сделать оптимальный экономический выбор.
1 ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРАОграниченность производственных возможностей (ресурсов, которые могут быть использованы в процессе производства) порождает проблему альтернативности их применения и поиска лучшего сочетания факторов производства, т.е. проблему выбора, которая стоит не только перед обществом в целом, но и перед каждой фирмой, семьей, отдельным человеком.
Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики:
Что и сколько производить – какие товары и услуги и в каком количестве должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?
Как производить – при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием каких технологий и способов организации производства должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?
Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения или третий вопрос – для кого производить, кто будет потреблять произведенные товары?

Эти три вопроса обычно формулируются как: "Что? Как? Для кого?".
Ответы на эти вопросы зависят от существующей в обществе экономической системы. Экономическая система – это набор организационных механизмов, с помощью которых происходит распределение ограниченных ресурсов общества, необходимых для удовлетворения потребностей людей.
Таким образом, основной проблемой эффективного функционирования экономической системы является проблема выбора.
Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска научного сочетания факторов производства.
Общество стремится использовать свои редкие (ограниченные) ресурсы эффективно, т.е. оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг, произведенных из его ограниченных ресурсов. Чтобы этого добиться, общество должно обеспечить полную занятость и полный объем производства.
Полная занятость означает полное использование всех экономических ресурсов. Не должны простаивать пахотные земли и капитальное оборудование, необходимо обеспечивать занятость всех работников, кто хочет и способен трудиться, и т.д.
Полный объем производства означает, что ресурсы надо распределять эффективно, т.е. применяемые ресурсы следует использовать таким образом, чтобы они вносили наиболее ценный вклад в общий объем продукции.
Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора (economic choice) — выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы, что, как и для кого производить, т. е. как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом не только пытается зафиксировать то, что есть, но и разрабатывает наилучшие варианты решения возникших проблем.
Объективно людям всегда приходится решать проблему, как распорядиться теми ограниченными факторами производства, которыми они располагают, чтобы полнее удовлетворить свои потребности. Для того чтобы понять, как решается проблема выбора, нужно исходить из следующей предпосылки: совершая свой выбор в условиях ограниченности экономических благ и факторов производства, люди ведут себя рационально.

Прежде всего, человек (будь то домашняя хозяйка, менеджер, глава государства и т.д.) так организует свою деятельность, деятельность руководимой им фирмы или государства, чтобы добиться наибольшего результата при имеющихся в его распоряжении ресурсах. В частности, использование факторов производства предполагает затраты труда, расходование сырья, снашивание оборудования и т. д. Рациональность поведения предполагает, следовательно, что при данных затратах факторов производства необходимо произвести как можно больше экономических благ, т. е. максимизировать результат при данных затратах. Человек поступит рационально и в том случае, если он достигнет желательного результата при наименьших затратах, т. е. минимизирует затраты для достижения данного результата.
Рациональное поведение, с точки зрения экономиста, не обязательно является«правильным», если его оценивать с позиции норм морали. Предположим, экономист помогает собственнику табачной фабрики добиться высокой прибыльности путем наиболее эффективного использования ресурсов. Экономист при этом не должен считаться с тем, что курение вредно для здоровья. Моралист осудит собственника табачной фабрики, полагая, что производство сигарет нерационально с точки зрения интересов общества и норм морали. Экономист с ним согласится, но скажет: «Если уж сигареты производятся, то их нужно производить, рационально используя факторы производства».
Рациональность предполагает целесообразную деятельность, подразумевает постановку цели. Например, государство, решая проблему повышения уровня жизни людей в ближайшее время, должно выделять средства на оказание социальной помощи неимущим и стимулировать рост капиталовложений для производства потребительских товаров. Но тогда возникает опасность «проедания» большей части произведенного сегодня продукта, что может привести к невозможности роста производства в будущем, так как ресурсов на совершенствование и обновление материальной базы производства будет не хватать. Если же целью является обеспечение стабильного роста благо состояния в последующие годы, то придется большую часть ресурсов вкладывать в развитие производства, его модернизацию, совершенствование, но в этом случае придется смириться с ограничением потребления в ближайшее время. Если правители какой-либо страны полагают, что главная цель – наращивание военной мощи, то большинству населения этой страны придется оставить мечты о росте благосостояния и в ближайшем будущем, и в отдаленной перспективе.
Делая выбор, субъекты экономики руководствуются тем или иным критерием выбора. Скажем, решая истратить имеющуюся сумму денег на обновление своего гардероба, разные люди будут руководствоваться различными критериями достижения поставленной цели. Для одних важна дешевизна приобретаемых вещей – это позволит приобрести их в большем количестве; для других – добротность и прочность, что позволит носить их дольше; для третьих – соответствие современной моде, престижность.
Однако в реальной жизни мотивы потребительского поведения могут быть иными, не связанными с экономическими факторами, но вызывающими экономические последствия путем изменения величины потребительского спроса. В 1950 г. Х. Лейбенстайн достаточно четко изложил случаи так называемого нефункционального спроса на потребительские товары, обусловленные внешним воздействием на полезность, и проявляющиеся в виде трех эффектов: а) эффекта присоединения к большинству; б) эффекта сноба; в) эффекта Веблена.
В той или иной степени практически каждый человек как потребитель сталкивался с указанными эффектами, становился, если можно так сказать, его участником.
Под эффектом присоединения к большинству подразумевают ту величину, на которую возрастает спрос на товар из-за того, что другие тоже покупают этот же самый товар. Он включает стремление людей приобрести товар, чтобы не отстать от жизни, чтобы соответствовать тому кругу людей, в котором они хотели бы вращаться, чтобы быть модными или для того, чтобы не быть «белой вороной».
Эффект сноба противоположен эффекту присоединения к большинству, поскольку под ним подразумевают ту величину, на которую спрос упадет из-за того, что другие тоже потребляют этот товар. Данный эффект выражает стремление людей к исключительности, стремление отличаться друг от друга, выделять себя «из толпы».
Эффект Веблена характеризует явление показательного потребления: эта та величина, на которую возрастет спрос потому, что товар имеет более высокую, а не более низкую цену. То есть, если эффект сноба зависит от потребления других, то эффект Веблена – от уровня цены, демонстрируя финансовые возможности и статус человека (или, хотя бы, подражательное стремление к этому).
В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствующий субъект стремится к максимизации: потребитель – удовлетворения своих потребностей, фирма – прибыли, профсоюз – доходов его членов, государство – уровня народного благосостояния или, согласно теории общественного

S: Альтернативные издержки обучения студента дневного отделения могут включать всё кроме: S:Рабочий может производить детали А, Б, В. Затраты времени на детали и размер оплаты S:Кривая производственных возможностей показывает: Уроки php mysql Программирование 

альтернативные затраты. Кривая производственных возможностей.  Савицкая Е.В., С.Ф. Серегина «Уроки экономики в школе», пособие для учителя, 

Кривая производственных возможностей. Эффективность = Результат / Затраты. Экономический выбор Объективная причина Презентация урока для интерактивной доски по экономике (10 класс) на тему: 6