Расчеты по взносам во внебюджетные фонды


В настоящее время в Российской Федерации существует четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета и аудита, а так же действует обширный перечень нормативных актов, оказывающих влияние на бухгалтерский учет и аудит расчётов расчетов с внебюджетными фондами.
Первый уровень нормативного регулирования представлен федеральными законами Российской Федерации, постановлениями Правительства, указами Президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета и аудита в организациях.
Важнейшими и основополагающими документами, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации расчетов по страховым взносам выступают:

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ, который определяет роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность организаций порядок и учреждений за состояние бухгалтерского учета и отчетности, а так же регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов [3].

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в ПФР, регулируются Законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. (в ред. от 02 апреля 2014 г. № 59-ФЗ). Этот закон устанавливает порядок исчисления и уплаты страховых взносов: определяет категории плательщиков страховых взносов, определяет суммы, на которые они начисляются и суммы, не подлежащие обложению взносами, устанавливает размер страховых взносов и сроки их уплаты. Также, согласно ст. 58.3 данного закона для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование предусмотрены дополнительные тарифы. Это означает, что помимо расчета страховых взносов в общем порядке таким плательщикам необходимо дополнительно начислить взносы.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» работодатели обязаны представлять в составе расчета по форме РСВ-1 ПФР и данные персонифицированного учета/ Помимо этого скорректированы порядок и размер санкций за пропуск срока представления данных пересчета и (или) представление недостоверных сведений. Так, с начала текущего года работодателя могут оштрафовать на сумму в размере пяти процентов от величины взносов в ПФР, начисленных за последние три месяца отчетного периода, по итогам которого допущено указанное нарушение. Отметим, что ранее штраф составлял десять процентов от величины взносов, причитающихся к уплате за отчетный период либо календарный год (ст. 17) [2].


Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» регулирует отношения в системе пенсионного страхования. Этот закон устанавливает взносы в Пенсионный Фонд, которые делятся на страховую и накопительную части, а страховая часть, в свою очередь — на солидарную и индивидуальную [4].
Страховая часть расходуется на выплаты текущих пенсий и в отличие от накопительной части, граждане не могут управлять этими денежными средствами. Из взносов солидарной части формируется общий страховой счёт ПФР, средства которого идут на выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии и прочие солидарные выплаты. Размер же будущей пенсии гражданина определяется суммой, формируемой из индивидуальной части страховых взносов.
Накопительная часть пенсии это те деньги, которые перечисляются работодателем, но при этом, гражданин имеет возможность выбирать, каким образом они будут получены, и где будут копиться. Для этого он может отдать предпочтение либо Пенсионному фонду РФ, либо одному из негосударственных пенсионных фондов. Для граждан, старше 1967 года рождения 22-процентная ставка взноса в Пенсионный фонд с 2012 года разделена на солидарную и индивидуальную составляющие.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» устанавливает основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору. Законом определены условия, размеры и порядок обеспечения граждан РФ пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др. Кроме того, закон устанавливает ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий.

Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» является основным источником регулирования страхования от производственного травматизма. Он определяет субъекты страхования, объект и базу для начисления взносов, порядок их расчета и уплаты [10]. Этот закон тесно связан с Приказом Минтруда России от 25.12.2012 г. № 625н, которым утверждена Классификация видов экономической деятельности, в соответствии с которой определяется класс профессионального риска на предприятии.


С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», которым, в частности, изменена структура управления системой медицинского страхования (статьей 12 установлен единый страховщик — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) [11]. Соответствующие изменения были внесены и в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ: исключены положения о территориальных фондах ОМС. Поэтому с 1 января 2012 г. все медицинские взносы перечисляются в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

К нормативным документам второго уровня относятся Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Главное назначение положений — раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском учете».
Так, например, Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Третий (методологический) уровень представляет собой инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. Примеры таких документов: Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; План счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению [5].
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.
К четвертому уровню регулирования относят организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием. Это распоряжения, приказы, рабочие инструкции.
При аудите расчётов по внебюджетным страховым взносам необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2009 года, является основным источником, регулирующим деятельность аудиторских фирм или индивидуальных аудиторов. Закон устанавливает численность аудиторов в организации, определяет порядок проведения аудита и ответственность аудиторов за проведение проверок, а так же регламентирует классификацию аудиторских стандартов, в которую были внесены изменения по сравнению с ранее действующим Федеральным Законом. Согласно статье 1 данного закона под аудиторской деятельностью понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами [1].
Второй уровень — это правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при президенте РФ, устанавливающие нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка. Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг.
Третий уровень — методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно с конкретными отраслями, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.
Четвертым уровнем нормативного регулирования могут быть внутрифирменные аудиторские стандарты, разрабатываемые аудиторскими организациями для собственных нужд. Они готовятся ведущими специалистами данной фирмы и представляют конкретизацию методик проверки соответствующих хозяйственно-финансовых операций, способы фиксирования р

Рассмотрим учет внебюджетных фондов на примере ООО «СинергоТех» Для учета расчетов по взносам на социальное страхование, в ПФ РФ и на 

Иными словами, расчеты с внебюджетными фондами – расходы. О том, как  При организации учета страховых взносов необходимо 

Для учета взносов к субсчету 69.2 «Расчеты по пенсионному для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды РФ?