Центральный банк рф утверждает отраслевые стандарты

С 1 сентбря 2013 года полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - ФСФР России) по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы Банку России. С этого дня Центральный банк РФ (далее - Банк России) становится мегарегулятором финансового рынка страны. Присоединение ФСФР России к Банку России является последовательным шагом в рамках стратегии развития российского финансового рынка и создания на базе Москвы мирового финансового центра (МФЦ) по аналогии с Лондоном, Нью-Йорком, Токио, Франкфуртом-на-Майне, Парижом, Гонконгом.
Внимание! Настоящая статья актуальна только на дату ее составления.
Предпосылки создания в России мегарегулятора финансового рынка:
• фрагментарность регулирования финансового рынка. Сегодня финансовый рынок в России представлен банками (кредитными и некредитными организациями), инвестиционными, управляющими, страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами (НПФ), микрофинансовыми организациями (МФО), кредитными потребительскими кооперативами (КПК), ломбардами и другими группами участников рынка, каждая из которых одновременно контролируется несколькими регулирующими органами. Многие компании из разных групп участников рынка объединены в крупные финансовые холдинги, имеющие одних и тех же бенефициаров, что несет в себе глобальные риски для всего финансового рынка. В результате регулирующие органы ( Центральный банк РФ, ФСФР России, ФНС России, Прокуратруа РФ, ПФР России, Минфин РФ, Минэкономсвязи РФ, Росфинмониторинг и т.д.), осуществляя надзор только за какой-то определенной группой участников или одним сегментом финансового рынка, не в состоянии оценить ситуацию на рынке в целом. Кроме этого, существуют области финансового рынка, которые до сих пор остаются без внимания со стороны государства, например, рынок ФОРЕКС (FOREX), на котором находятся значительные средства граждан. Отсутствие регулирования со стороны государства приводит к созданию "финансовых пирамид" и, как следствие, потере гражданами своих сбережений, что негативно сказывается на инвестиционном климате страны;
• «раздутые» государственные бюджеты на содержание многочисленных регулирующих органов (структур) финансового рынка, в том числе административного персонала, и одновременно с этим низкая эффективность работы таких органов. Пожалуй, подобная ситуация актуальна для всего государственного аппарата. Многочисленный штат чиновников, отсутствие системы мотивации и прозрачных критериев оценки работы органов государственной власти, а также недостаточность автоматизации бизнес-процессов не позволяют получать высокую эффективность;

• противоречия нормативных правовых актов и недостаточность правового обеспечения деятельности участников финансового рынка. Во много развитие финансового рынка опережает его правовое обеспечение, то есть на рынке уже давно действуют признанные профессиональным сообществом практики, которые не находят отражения в законодательстве РФ (появление новых финансовых инструментов и торговых систем, использование электронного документооборота, формирование структурных продуктов, заключение сделок на внебиржевом рынке, особенности ведения внутреннего учета, работа с иностранными финансовыми инструментами, рынок FOREX и т.д.). Кроме того, по причине конкуренции между регулирующими органами (Центральным банком РФ, ФСФР России, Минфином РФ, Минэкономразвития РФ, ПФР России, Прокуратурой РФ, Росфинмониторингом, ФНС России и т.д.), распределения сфер влияния, а также отсутствия арбитра в виде единого координационного центра с широкими полномочиями, возникают правовые коллизии в действующем законодательстве, что отрицательно сказывается на развитии финансового рынка. Дополнительные предпосылки для дискуссий и изменения системы регулирования финансового рынка также создала необходимость приведения законодательной базы к общему единообразию и исключению многочисленных противоречий и неточностей в терминах и формулировках (определения видов профессиональной деятельности, условия соблюдения лицензионных требований, порядок заполнения и сдачи отчетности и т.д.);
• дублирование функций регулирующих органов. Приведем несколько примеров. Регистрацию выпусков ценных бумаг юридических лиц, за исключением кредитных организаций, осуществляла ФСФР России, при этом регистрацией выпуском ценных бумаг кредитных организаций занимался Банк России. Одновременно с этим, последующий контроль за обращением всех зарегистрированных ценных бумаг оставался за ФСФР России. Отдельного внимания заслуживает вопрос контроля за соблюдением требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Кредитным организациям – профессиональным участникам рынка ценных бумаг требовалось в своей работе учитывать требования не только Центрального банка РФ, но и требования, установленные Правительством РФ, Росфинмониторингом и ФСФР России для иных субъектов Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", к которым относятся профессиональные участники - инвестиционные компании (прохождение обучения в целях ПОД/ФТ, требования к специальному должностному лицу, обязанность по разработке Правил по ПОД/ФТ с учетом действующего законодательства, а также их последующее согласование с ФСФР России и Банком России). Зачастую, такие требования сильно различались. Соответственно, ФСФР России также, как и Центральный банк РФ, могла привлечь кредитную организацию - профучастника к административной ответственности за нарушения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ. До не давних пор, много вопросов вызывала и ситуация с общими фондами банковского управления ( ОФБУ), так как данную сферу деятельности кредитных организаций регулировал Центральный банк РФ, при этом многими банками игнорировались требования ФСФР России, установленные к осуществлению деятельности по доверительному управлению, чем, собственно, и являлись ОФБУ. После многочисленных дискуссий между Банком России и ФСФР России в данном вопросе была поставлена точка – деятельность ОФБУ приравняли к деятельности по доверительному управлению, и ОФБУ фактически прекратили свое существование. Теперь вместо ОФБУ банки предлагают своим клиентам услугу по доверительному управлению капиталом;

• формальный подход в регулировании финансового рынка. Зачастую регулятор ограничивался установлением условных требований к участникам рынка (минимальный размер собственных средств, наличие штата аттестованных специалистов, наличие разработанных в компании внутренних документов, своевременная сдача отчетности и т.д.), при этом оставалось без внимания их качество. По этой причине на рынке появилось большое количество номинальных компаний, которые формально соблюдая требования законодательства, создавались для использования в «серых» схемах их бенефициаров. Очевидно, что никакого отношения к реальному финансовому рынку такие компании не имели;
• отсутствие единого координационного центра контроля и мониторинга за финансовым рынком. Особо актуальным данный вопрос стал в период мирового финансового кризиса 2007-2008 гг., когда необходимо было получать полную и достоверную информацию о состоянии рынка и оперативно принимать решения по обеспечению бесперебойного функционирования экономики страны. Существующие порядки информационного взаимодействия между регулирующими органами отличаются излишней сложностью и бюрократизацией, что не позволяет оперативно реагировать на происходящие на рынке изменения;
• слабая конкурентноспособность россйсикого финансового рынка по сравнению с международными финансовыми рынками в Лондоне, Нью-Йорке, Токио, Франкфуртом-на-Майне, Париже, Гонконге и др. стран. Современные тенденции развития мирового финансового рынка заключаются в создании широкой диверсификации финансовых инструментов для инвесторов, простоте их обращения, а также стандартизации законодательства, которым регилуруется финансовый рынок и его участники. На сегодня реалии такие, что российский финансовый рынок по уровню своего развития находится далеко позади международных финансовых рынков развитых стран планеты, и даже некоторых развивающихся стран, например, Польши, Турции, ОАЭ.
Учитывая вышеизложенное, а также международный опыт, деятельность мегарегулятора финансового рынка основывается с учетом следующих принципов:
• независимость в принятии решений, в том числе в разработке стратегии развития, правововом обеспечении финансового рынка;
• единство принципов и методов регулирования;
• тесная интеграция с профессиональным сообществом;
• общественный контроль;
• наличие эффективной организационной структуры с профессиональным штатом сотрудников;
• одновременное выполнение функций надзора, регулирования и информационного обеспечения.
Стоит отметить, что процесс укрупнения происходит не только среди участников - операторов финансового рынка, но и в системе государственного регулирования. Так, в 2011 году была упразднена Федеральная служба по страховому надзору ( Росстрахнадзор) путем ее присоединения к ФСФР России, и уже через два года сама ФСФР России стала частью мегарегулятора в составе Банка России. Можно предположить, что подобная тендеция сохранится не только на финансовом рынке, но и в других сферах экономики и политической системе в целом.
В соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.2013 № 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" с 1 сентября 2013 года ФСФР России прекратила свою деятельность в качестве федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и вошла в состав Банка России. Порядок передачи полномочий ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков Банку России установлен Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Рос

«2.1) нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, «1) разрабатывает, утверждает отраслевые стандарты и 

Цели,функции и задачи ЦБ Росии. Закон о ЦБ РФ (Банке Росии): Ответ:  утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных 

3) Центральный банк Российской Федерации; 1) разрабатывает, утверждает отраслевые стандарты и предусмотренные частью 6