Центральный банк мегарегулятор финансовых рынков

осуществляет независимо от других органов государственной власти».
В настоящее время в литературе идет оживленная дискуссия о правовой природе ЦБ РФ, при этом высказываются самые различные точки зрения. Особо активно дискутируют представители конституционного, административного и гражданского права . Научные дискуссии по этой проблеме вызваны существенными особенностями правового положения ЦБ РФ. Являясь главным банком Российской Федерации, Центральный банк, с одной стороны, наделен правами юридического лица, в связи с чем он может вступать в гражданские правоотношения, а с другой — он наделен, как орган государственного управления властными полномочиями в области организации денежно-кредитного обращения и т.д. Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе, которая назначает и освобо
Показать все ждает его председателя. При этом необходимо подчеркнуть, что в пределах своих полномочий Центральный банк независим в своей деятельности, что отмечает Н. И. Химичева, типично для современных экономически развитых государств. Однако, по словам Н. А. Куфаковой: «В реальной действительности независимость Банка России от Правительства Российской Федерации является относительной. Они совместно вырабатывают кредитно-денежную политику Российской Федерации и претворяют ее на практике».
Все это обуславливает актуальность данной темы. Скрыть
Введение 3
Глава 1. Контрольная и надзорная деятельность ЦБ РФ – важнейшее направление его деятельности 5
1.1.Понятие и особенности контрольной деятельности ЦБ РФ 5
1.2.Сущность, цели и задачи надзорной деятельности ЦБ РФ 10
Глава 2. Правовые и организационные основы осуществления контрольной и надзорной деятельности ЦБ РФ 13
2.1 Организационная структура Банка России 13
2.2 Правовой статус и полномочия комитета по банковскому надзор 17
2.3 Порядок осуществления банковского контроля над кредитными организациями 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Список использованной литературы
1. Модельный закон о государственном финансовом контроле (Принят в г. Санкт-Петербурге 04.12.2004 Постановлением 24-11 на 24-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // http://www.lawmix.ru/abro/9051/
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями и дополнениями от 05.10.2015) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12127405/#ixzz3rZLLzeP5
3. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (с изменениями и дополнениями от 13.07.2015) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10105800/#ixzz3rZQYXEgN

4. Инструкция Центрального Банка Российской Федерации (Банк России, ЦБР) от 05 декабря 2013 г. №147-И // ГАРАНТ.РУ:
Показать все http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70500470/#ixzz3rZfs8700
5. Инструкция Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (с изменениями и дополнениями от 24.05.2015) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/590359/#help#ixzz3rZQmzR2F
6. Положение о Комитете банковского надзора Банка России: утв. решением Совета директоров Банка России от 10 августа 2004 г., протокол № 21) // Вестник Банка России. 2004. № 51.
7. Бурцев В.В. Система финансового контроля // Маркетинг. 2010. № 4. – С.99.
8. Гварлиани Т.Е., Черемшанов С.В. Налогообложение и финансовый контроль // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 4.
9. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2010. – С.11.
10. Куприянова Н. А. Формирование и соотношение частных и публичных интересов в сфере правового регулирования банковской деятельности / О. Ю. Бакаева [и др.]. Соотношение частных и публичных интересов: теория и практика отраслевого правового регулирования / под общ. ред. О. Ю. Бакаевой. Саратов, 2011. С.128—161.
11. Липатов Э. Г. Административная ответственность : учеб.-практ. пособие ; под ред. С. Е. Чаннова. М., 2010. - С. 69–82.
12. Мандрица В.М., Рукавишникова И.В., Дружинин Д.Н. Финансовое право. Ростов на/Д.: Феникс, 2011. – С.93.
13. Неверова Н. В. К вопросу о правосубъектности Банка России как государственного органа // Ученый, Наставник, Личность ... / под ред. Е. В. Покачаловой. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2013. С. 188—198
14. О реорганизации Службы Банка России по финансовым рынкам: информация Банка России от 29 ноября 2013 г. // Вестник Банка России. 2013. 4 декабря.
15. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и менеджмента / под ред. Г.Б. Поляка. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – С.446.
16. Химичева Н.И., Финансовое право. М., 2010. – С.109.
17. Годовой отчет Банка России за 2012 г. / Центральный банк Российской Федерации. – URL: http://www.cbr.ru/publ/God/ar_2012.pdf

18. Годовой отчет Банка России за 2013 г. / Центральный банк Российской Федерации. – URL: http://www.cbr.ru/publ/God/ar_2013.pdf
19. Отчеты о развитии банковского сектора и банковского надзора / Центральный банк Российской Федерации. – URL: http://www.cbr.ru/publ/archive/root_get_blob.aspx?doc
20. Петров И. Регулятор сказал свое слово. URL: http:// http://www.km. ru/economics/2013/09/04/tsentrobank-rf/719840-regulyator-skazal-svoe-slovo
21. Рейтинг банков по проценту просроченной задолженности по кредитам, выданным предприятиям и организациям / Мир процентов.RU. – URL: http://mir-procentov.ru/banks/ratings/credits-delay-part-ul.html. Скрыть
До момента создания мегарегулятора в Российской Федерации использовалась форма, при которой Центральный банк Российской Федерации (Банк России) являлся единственным органом, осуществляющим надзор за деятельностью кредитных организаций. На протяжении нескольких лет в научных кругах возникали дискуссии по вопросу создания единого регулирующего и надзорного органа не только в банковском секторе, но и на финансовом рынке. За Банком России дополнительно были закреплены полномочия по регулированию, контролю и надзору за участниками финансовых рынков — некредитными финансовыми организациями. Исчерпывающий перечень участников финансовых рынков, на которых распространяются полномочия Банка России, закреплен ст. 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Феде
Показать все рации (Банке России)».С 3 марта 2014 г. в Банке России были продолжены процедуры по дальнейшей интеграции Службы Банка России по финансовым рынкам в структуру Банка России путем передачи функций по регулированию в сфере финансовых рынков от упраздняемой Службы по финансовым рынкам вновь создаваемым структурным подразделениям Банка России, а также территориальным учреждениям Банка России, осуществляющим надзор и контроль в сфере финансовых рынков на территориях субъектов Российской Федерации.Данное решение позволяет Банку России как единому регулятору обеспечить выполнение задач качественного повышения уровня развития финансовых рынков и надзора за ним. Особое внимание будет уделено повышению доверия потребителей финансовых услуг, а также переходу на безбумажные технологии.Создание института мегарегулятора является залогом создания прозрачной конкурентной среды участников финансового рынка, недопущения создания фирм-однодневок или финансовых пирамид, реализации мошеннических схем и операций, что в целом должно привести к обеспечению стабильности финансового сектора, его «финансовой» привлекательности для участников, инвесторов, вкладчиков и заемщиков.Регулирование, надзор и контроль на финансовом рынке призваны обеспечить надежность, устойчивость субъектов финансовых рынков, минимизацию различных рисков (системных, правовых, кредитных, операционных и других), здоровую конкуренцию, защиту прав и законных прав и интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов, инвестиционную привлекательность финансовых рынков, что, в конечном счете, должно способствовать созданию конкурентоспособного финансового рынка в Российской Федерации, занимающего достойное место в мировом рейтинге финансовых рынков.Глава 2. Правовые и организационные основы осуществления контрольной и надзорной деятельности ЦБ РФ2.1 Организационная структура Банка РоссииВ связи с появлением у Банка России новых полномочий произошли изменения и в его внутренней структуре органов управления. Во-первых, несколько изменился состав и компетенция совета директоров Банка России, в который теперь должны входить не 12 членов, а 14. Во-вторых, изменился срок полномочий председателя Банка России, который теперь составляет пять лет, тогда как ранее он ограничивался четырьмя годами. В-третьих, создан действующий на постоянной основе новый орган, осуществляющий регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансового рынка — Комитет финансового надзора (аналог комитета банковского надзора). В-четвертых, повысился статус Национального банковского совета, который теперь именуется Национальный финансовый совет. Это высший коллегиальный орган управления Банка России, состоящий из 12 чел., из которых двое — члены Совета Федерации, трое – депутаты Государственной Думы, трое — представители Президента РФ, трое — представители Правительства РФ. В состав Национального финансового совета входит также председатель Банка России. И в-пятых, в связи с интеграцией ФСФР России в структуру Банка России создано специальное подразделение — служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР). В течение ближайших нескольких лет именно СБРФР будет непосредственно обеспечивать исполнение Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.Задачами СБРФР являются:− участие в развитии финансового рынка РФ и его инфраструктуры;− участие в обеспечении стабильности финансового рынка РФ, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям;− проведение анализа состояния и перспектив развития финансовых рынков в части сферы деятельности некреди

Мегарегулятором стала Служба Банка России по финансовым рынкам. Возглавил новый орган первый зампред ЦБ Сергей Швецов 

тельность в различных секторах финансового рынка (Supervision of. Financial  формировании мегарегулятора вне системы центрального банка.

ФСФР перестала быть юридическим лицом в связи с превращением Центрального Банка РФ в мегарегулятор финансового рынка [1].