Ценовая дискриминация курсовая на

Единая рыночная цена – признак высокого уровня развития рыночных отношений, т.к. разовые сделки, случайные сделки между продавцом и покупателем свидетельствовать об этом не могут. Иными словами, единое ценообразование – это необходимый фактор функционирования большинства рынков. Однако можно привести множество примеров, говорящих о том, что данный фактор реализуется не всегда. Часто мы сталкиваемся с тем, что продавцы выставляют разные цены на один и тот же товар, или занимаются ценовой дискриминацией, речь о которой пойдет в данной работе.
Исследуется проблема ценовой дискриминации, как правило, в контексте теории несовершенной конкуренции. Смысл политики ценовой дискриминации заключается в том, чтобы по возможности назначать максимальную цену на каждую продаваемую единицу товара в целях
Показать все увеличения выгод продавца. С проявлением данной политики со стороны продавцов мы сталкиваемся ежедневно, именно поэтому проблема ценовой дискриминации актуальна сегодня и заслуживает отдельного внимания хотя бы потому, что её влияние на экономическое благосостояние носит неоднозначный и весьма противоречивый характер.
Сегодня существует достаточно много современной экономической литературы, посвящённой изучению вопросов и проблем ценовой дискриминации. Тем не менее, термин «ценовая дискриминация» прошёл долгий путь становления и развития, начиная с XIX века. В наше время этому понятию посвящены как отдельные разделы экономических сборников, так и целые книги, например, работа Луиса Филипса «Экономика ценовой дискриминации». Похвально, что данная тема является обязательной для включения её в курс Микроэкономики в вузах и представлена во всех учебниках этой дисциплины.
Цель работы – оценить влияние на благосостояние общества политики ценовой дискриминации третьей степени, применяемой петербургским метрополитеном.
Для достижения цели определим следующие задачи:
- изучить понятие, сущность, причины возникновения ценовой дискриминации;
- рассмотреть виды ценовой дискриминации;
- изучить методологические аспекты ценовой дискриминации третьей степени;
- на примере петербургского метрополитена показать практику дискриминации цен третьей степени в действии. Скрыть
1. Теоретические основы ценовой дискриминации 3
1.1. Понятие, сущность, причины возникновения ценовой дискриминации 3
1.2. Виды ценовой дискриминации 6
2. Методологический аспект ценовой дискриминации третьей степени 11
2.1. Ценовая дискриминация третьей степени как способ увеличения прибыли 11

2.2. Влияние ценовой дискриминации третьей степени на благосостояние общества 14
3. Ценовая дискриминация третьей степени на примере петербургского метрополитена 17
Заключение 31
Список использованной литературы 34
1. Вечканов Г.С. Микроэкономика 8-е изд. - СПб.: Питер, 2010. — 208 с.;
2. Вострикова Е.О. «Влияние качественной дискриминации на экономическое благосостояние» / Гуманитарные исследования, Журнал фундаментальных и прикладных исследований , 2007 г, № 1(21), 15с.;
3. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов/Пер, с англ, под ред. НЛ. Фроловой. — М.: ЮНИТИ, 1997. - 767 с.;
4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики , учебник для вузов, 2-е издание, изм. изд-во НОРМА, М. 2005. – 576 с.;
5. Пиндайк Р., Рабинфельд Д.. Микроэкономика. / Пер. с англ. — СПб.: Питер. — 608 с.: ил. (Серия «Учебники для вузов»)., 2002;
6. Авиабилеты Американские Авиалинии он-лайн: дешевые билеты American Airlines http://aviabileti-online.com/American-Airlines/ ;
7. http://econom
Показать все yst.org.ua/microeconomika/515-cenovaya-diskr-suschnost-vid
8. История изменений стоимости проезда в Петербургском метро по годам [Электронный ресурс]: http://www.litmuseum.spb.ru;
9. Материал из Википедии — свободной энциклопедии «Петербургский метрополитен» http://ru.wikipedia.org/wiki/;
10. Официальный сайт ГУП «Петербургский метрополитен» http://www.metro.spb.ru/metro.html ;
11. Проездные билеты / Оплата поезда / информация для пассажиров http://www.metro.spb.ru/;
12. Рекламное бюро «Коммент» http://www.kommet.spb.ru/?id=9 ;
13. Стоимость проезда в метро и других видах транспорта в 2013 году http://kuzmolovo-life.ru/novosti ;
14. Ценовая дискриминация // современный экономический словарь, [Электронный ресурс]: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/16026 ;
15. Ценовая дискриминация / Микроэкономика / Экономическая теория, [Электронный ресурс]: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya ;
16. «Цены и ценообразование» Учебник для вузов, изд. третье, изм и доп., под ред. проф. В.Е. Есипова Серия, оформление. Издательство «Питер», 1999, [Электронный ресурс]: http://www.bibliotekar.ru/cena-cenoobrazovanie-3/97.htm ;
17. Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.[Электронный ресурс]: http://best-stroy.ru/dic/econ_dict.php?dic_tid=22747&dic_ltr=%D0%A6
.. Скрыть
Таким образом, ценовая дискриминация применяется фирмой-монополистом в случаях, если она обладает достаточно большой степени монопольной власти, если имеет возможность каким-либо образом сегментировать рынок и если покупатель приобретает благо не для перепродажи. Итак, существует три вида (степени) ценовой дискриминации: совершенная дискриминация наблюдается в случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная цене его спроса; ценовая дискриминация второй степени возникает, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, но различаются в зависимости от объёма покупок; и третья степень предполагает, что различным группам покупателей товар продаётся по различным ценам.Методологический аспект ценовой дискриминации третьей степениЦеновая дискриминация третьей степени как спос

Показать все об увеличения прибылиКак уже было упомянуто выше, ценовая дискриминация третьей степени означает продажу монополистом продукта различным людям по разным ценам, при том, что каждая единица товара, продаваемая данной группе людей, продаётся по одной и той же цене. Сегодня ценовая дискриминация третьей степени является самой распространённой формой ценовой дискриминации. Примерами могут служить скидки пожилым гражданам в аптеке, студенческие скидки в кино. Для осуществления данной политики монополист выделяет некоторое количество групп покупателей (сегментов рынка), для каждой из которых он назначает свою цену. Проследим далее, как фирма-монополист будет определять оптимальные цены, которые следует установить каждому сегменту.Предположим, монополист выделил два изолированных сегмента рынка. Цель монополиста – максимизация прибыли от реализации продукции на обоих рынках. Рассмотрим Рис.4, на котором совмещены два графика, имеющих общую вертикальную ось. Предельные издержки (МС) постоянны. Рис.4. Ценовая дискриминация на сегментированных рынкахГлавное условие максимизации прибыли на первом сегменте рынка может быть записано как:МС=MR1,где MR1 – это предельный доход от реализации на первом сегменте. Соответственно, главное условие максимизации прибыли на втором сегменте рынка запишем следующим образом:МС=MR2,где MR2 – это предельный доход от реализации на втором сегменте, т.е. получаем, что МС=MR1=MR2.Известно, что предельный доход фирмы соотносится с коэффициентом эластичности спроса по формуле:МR=P(1+1/Еd),поэтому равенство MR1=MR2 представим как Р1(1+1/Еd1)=P2(1+1/Еd2) илиР1/Р2=(1+1/Еd2)/(1+1/Еd1). Из данного равенства видно, что в основе ценовой дискриминации третьей степени лежит различие в эластичности спроса для разных сегментов рынка. Чем она выше, тем относительно ниже цены. На практике это означает использование ценовых скидок для категории потребителей с эластичным спросом и назначение более высокой цены для потребителей с неэластичным спросом. Другими словами, если эластичность спроса для первого сегмента равна 2, а для второго – 4, то цена для первого сегмента должна быть в 1,5 раза выше, чем для второго. Р1/Р2=(1+-/4)/(1-1/2)=(3/4)/(1/2)=1,5.Поэтому весьма вероятно, что пенсионеры и студенты более чувствительны к цене, чем средний потребитель, а следовательно их функции спроса в соответствующем диапазоне цен более эластичны. Поэтому фирма-монополист, максимизирующая прибыль, будет проводить такую дискриминацию в их пользу.Очевидно, что если бы эластичность спроса во всех сегментах была бы одинаковой, то ценовая дискриминация была бы невозможна.Рассмотрим далее случаи применения ценовой дискриминации третьей степени в современной практике.Классическим примером применения является предоставление скидок пенсионерам, студентам и прочим категориям потребителей с высокоэластичным спросом в случаях продажи проездных билетов на метро для школьников и студентов, в случаях продажи льготных билетов на проезд в пригородных поездах для пенсионеров, студентов и пр., продажи дешевых билетов в музей для студентов и более дорогих для иностранцев и т.д.Пожалуй, скидки – самый распространённый инструмент осуществления данного вида дискриминации. ВШЭ и Центр экономической конъюнктуры в 2006 году проводили опрос для торговых и промышленных предприятий для того, чтобы выяснить, насколько активно ими используются возможности ценовой дискриминации с помощью скидок. По итогам данного опроса выяснилось, что более половины торговых организаций и более четверти промышленных предприятий предоставляют скидки разным покупателям. В научных кругах обмен идеями и последними достижениями между учеными разных стран происходит в основном через академические журналы. Поэтому их издатели для различных учёных и библиотек могут назначить различные цены на журналы. Библиотечная подписка чаще бывает в несколько раз дороже. Некоторые издатели осуществляют дискриминацию третьей степени, сортируя клиентов по географическому признаку, например, для учёных из Америки, спрос которых на британские академические журналы относительно неэластичен, британские издатели устанавливали более высокие цены, чем для их коллег в Великобритании. Фирмы-монополисты, которые экспортируют часть своей продукции, также могут применять политику ценовой дискриминации третьей степе

2.1 Совершенная ценовая дискриминация (первый И именно об этом явлении пойдет речь в данной курсовой работе. Исследование 

Курсовая работа. по дисциплине Микроэкономика. на тему: Ценовая дискриминация: теория и практика в России. Стерлитамак 2007

Нужны ли перемены экономике России? ЭССЕ Ценовая дискриминация третьей степени на примере Петербургского метрополитена КУРСОВАЯ/