Требования к человеческому капиталу в современных условиях

Рассматриваются различные инновационные знания, создаваемые в рамках формирования человеческого капитала при инновационном развитии отраслевой экономической системы: познавательные инновационные знания, прикладное инновационное мастерство, системное инновационное понимание причинно-следственных связей, личная мотивация изобретательства и творчества. Раскрыты особенности формирования человеческого капитала при инновационном развитии отраслевой экономической системы. Сформулированы принципы формирования человеческого капитала при инновационном развитии отраслевой экономической системы.
10. Тарасов А.Н. Потенциал человеческого капитала как структурный элемент инновационного потенциала предприятия // Инновационное управление предприятиями инвестиционно-строительного комплекса: Сб: статей науч:-практ. конф. – Н. Новгород, ННГАСУ, 2010.
Сегодня формирование человеческого капитала становится важной составляющей процессов инновационного развития отраслевой экономической системы (ОЭС), ориентированной на долгосрочный стратегический успех. Данное утверждение, прежде всего, связано с воздействием на участников ОЭС возрастающей внутренней и внешней конкуренции. Новые прогрессивные технологии, продукты определяют успешность инновационного развития ОЭС, а также обеспечивают долгосрочное и эффективное функционирование, финансовую и инвестиционную стабильность участников отраслевой системы. При этом, инновационная направленность процессов формирования человеческого капитала ОЭС предъявляет новый комплекс требований к содержанию мероприятий инновационного развития, вызывая, тем самым, важность и срочность улучшения специфических форм ведения научной и инновационной деятельности участниками ОЭС [1].
В России уникальность сложившейся инновационной ситуации в большинстве ОЭС, включая и сферу высшего профессионального образования (ВПО) и вузовскую науку, характеризуется как существенными технологическими и фундаментальными заделами, так и квалифицированными и компетентными научными и инженерными кадрами, достаточно развитой и не имеющей мировых аналогов по ряду стратегических направлений ведения научной и инновационной деятельности участниками ОЭС научной и производственной базы. При этом следует также указать на крайне слабую ориентированность участников рассматриваемых ОЭС на эффективную реализацию конкретных инноваций в современных условиях функционирования отраслевой системы [2].
Все это показывает, что человеческий капитал многих участников ОЭС сформирован и находится на достаточно высоком профессиональном и компетентностном уровне, но из-за отсутствия знаний, умений, навыков ведения научной и инновационной деятельности и сложившихся социальных и экономических обстоятельств функционирования отраслевой системы он не достаточно интегрирован в процессы инновационного развития ОЭС.

Отсюда, содержание процессов формирования человеческого капитала при инновационном развитии ОЭС связано с осуществлением комплекса мероприятий, ориентированных на повышение меры способности и готовности работников ОЭС к эффективному осуществлению ряда задач, которые обеспечивают конкурентоспособное функционирование участников ОЭС применительно к современным условиям ведения научной и инновационной деятельности, а также на повышение меры способности работников ОЭС своевременно и качественно выполнять инновационные системные преобразования в отрасли.
В узком смысле, содержание процессов формирования человеческого капитала при инновационном развитии ОЭС связано с осуществлением комплекса мероприятий по повышению меры способности и готовности работников ОЭС к эффективному осуществлению инновационных проектов, а также программ научной и инновационной деятельности участников ОЭС.
Фактически, формирование человеческого капитала при инновационном развитии ОЭС представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, осуществление которых направлено на изменение профессионального и компетентностного уровня работников ОЭС, связанных с подготовкой и постепенным осуществлением инновационных системных изменений в отрасли [3]. Как результат, за счет формирования человеческого капитала расширяются инновационные возможности участников ОЭС по превращению новшеств из идей в конечные продукты, технологии или услуги, а также обеспечивается передача передового опыта ведения научной и инновационной деятельности для распространения его в хозяйственно-экономической практике участников ОЭС по критерию максимально возможного удовлетворения потребностей целевых аудиторий.
С позиций выявления главных особенностей формирования человеческого капитала при инновационном развитии ОЭС важным является сегодня отслеживание становления основных этапов улучшения инновационных процессов в отрасли за счет изменения квалификационного и компетентностного уровня работников ОЭС. Во многом это связано с тем, что научная и инновационная деятельность, рассматриваемые как определенные социально-экономические феномены, выступают характерными особенностями эффективного функционирования ОЭС [4]. Следует также утверждать, что научная и инновационная деятельность в современных экономических условиях выступает инструментом эффективного функционирования и инновационного развития участников ОЭС. Поэтому, совершенно очевидно и понятно, что ведение научной и инновационной деятельности, осуществляемое в ОЭС, не может соответствующим образом не сказаться на процессах формирования человеческого капитала ОЭС, в силу чего важно установить особенности осуществления данных процессов применительно к условиям разработки и внедрения инноваций участниками ОЭС.

Отсюда, главной задачей формирования человеческого капитала при инновационном развитии ОЭС выступает планомерное и целенаправленное развитие компетенций, навыков, знаний, умений, порождающих новую продукцию, услуги, производственные процессы, различные инновации в сфере управления и маркетинга [5]. При этом к различным инновационным знаниям, создаваемым в рамках формирования человеческого капитала при инновационном развитии ОЭС, необходимо отнести следующие знания:
– познавательные инновационные знания: достаточное владение базовыми дисциплинами, необходимыми для участия в программах научной и инновационной деятельности участников ОЭС, достигаемое на основе интенсивного обучения, переподготовки и сертификации работников отраслевой системы;
– прикладное инновационное мастерство: связано с переводом книжного обучения в форму эффективного исполнения, при формировании человеческого капитала особе оценивается способность работников ОЭС применять правила, которые относятся к определенным дисциплинам, важным для решения реальных сложных проблем научной и инновационной деятельности в ОЭС;
– системное инновационное понимание причинно-следственных связей: работники ОЭС, привлеченные в результате формирования человеческого капитала для инновационного развития ОЭС демонстрируют глубокое знание системы причин, следствий, взаимоотношений, которые лежат в основе разработки и внедрения инноваций;
– личная мотивация изобретательства и творчества: в рамках формирования человеческого капитала при инновационном развитии ОЭС важно охватить волю, мотивацию, а также настроенность работников отраслевой системы на успехи в научной и инновационной деятельности участников отрасли [6].
Таким образом, рост уровня интеллекта и знаний работников по результатам формирования человеческого капитала при инновационном развитии ОЭС в значительной степени становится сегодня для участников ОЭС существенным источником доходов. Отсюда, стремление получать максимальную отдачу при реализации мероприятий инновационного развития посредством рационального использования способностей работников ОЭС значительно повышает уровень инновационности деятельности участников отраслевой системы [7].
В аспекте всего сказанного зафиксируем далее особенности формирования человеческого капитала при инновационном развитии ОЭС:
– необходимость поддержания высокого уровня сложности, новизны, уникальности работ, которые выполняются работниками ОЭС;
– необходимость обеспечения высоких квалификационных, личностных и психологических оценок качеств работников ОЭС;
– необходимость сведения к минимуму последствий текучести работников в ОЭС в силу изменений требований к их квалификационному и компетентностному уровню из-за изменения приоритетов ведения научной и инновационной деятельности в отраслевой системе;
– необходимость расширения возможностей для работников в ОЭС по получению новых доходов от изобретательства и творчества;
– ведение целенаправленной работы по расширению возможностей в сфере удовлетворения ожиданий и потребностей работников в ОЭС в самореализации и самовыражении [8];
– построение и обеспечение эффективного функционирования сильной системы мотивации работников ОЭС;
– отображение и пропагандирование новой роли работников в инновационном развитии участников ОЭС.
Понимание данных особенностей позволяет нам зафиксировать принципы формирования человеческого капитала при инновационном развитии ОЭС:
– принцип развития способностей по генерации новых идей работниками ОЭС. Данный принцип является первым, так как именно развитие способностей по генерации идей работниками ОЭС способно запустить процессы по разработке, внедрению и использованию любых инноваций. Формирование человеческого капитала должно быть ориентировано на развитие у работников ОЭС способностей и возможностей выразить свои инновационные идеи. Количество здесь важнее качества, так как наличие значительного количества идей способствует повышению вероятности найти удачные решения, поскольку количество идей всегда переходит в качество разрабатываемых и внедряемых инноваций;
– принцип целенаправленного повышения уровня опыта, знаний и навыков работников ОЭС. Данный принцип характеризует ориентированность действий в области формирования человеческого капитала на улучшение профессиональных качеств работников ОЭС, на развитие своих профессиональных опыта, знаний, навыков, а на также обеспечение условий стремления работников к повышению квалификации и к профессиона

Ведь на первом этапе накопления человеческого капитала прежде предъявляет требования к пересмотру утвержденных методик 

АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке»  в новых квалификациях и требований профессиональных стандартов; 

Эта тенденция свойственна практически всем сферам человеческого бытия. И, собственно, во все времена требования к развитию человеческого