Основы теории спроса и предложения. рыночное равновесие

<
Важнейшими элементами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Рынок есть механизм взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они, соотнося спрос и предложение товара, определяют его цену.
Процесс функционирования рынка включает в себя множество товарообменных операций, в каждой и которых участвуют покупатель, представленный спросом на товары и услуги, и продавец, на стороне которого выступает предложение и услуг.
Актуальность темы исследования определяет то, что в рыночных условиях наиболее важными элементами функционирования рыночного механизма определяет спрос и предложение, которые определяют рыночную цену товара.
Задачи исследования:
1. Выяснить сущность и значение экономических понятий «спрос» и «предложение».
2. Исследовать механизм спроса и предложения.
3. Рассмотреть рыночное равновесие, механизм формирования рыночного механизма.
4. Проанализировать современные модели рыночного равновесия.
5. Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике.
Работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Первая глава посвящена теоретическому исследования исследуемых экономических категорий спроса и предложения, анализу факторов, влияющих на них.
Во второй главе рассматривается механизм рыночного равновесия и модели рыночного равновесия с учетом существующих в зарубежной практике экономических теорий.
Третья глава раскрываются существующие вопросы и проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике.
При написании работы использованы работы таких отечественных и зарубежных авторов, как Борисов В.Я., Лившиц А.Я., Никулиной И.Н., Маршал А., Райзберг Б.А.
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1.1. Спрос: понятие, сущность, механизм действия
Жизнь абсолютного большинства людей сопряжена с многообразными потребностями, характеризуемыми учеными как состояние ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными. Не только специалисту, но и обычному человеку приходится размышлять об их «истинности», «ложности» и относительности. Одним словом, возникает вопрос: насколько они настоятельны? Необходимо понятие, которое связывает покупаемые количества (блага) с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих количеств. У экономистов таким понятием является спрос.

Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене (1, с. 45). Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей. Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату — т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей — мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы.
Итак, спрос—это объем
возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него.
Спрос — это
потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Бизнесмены и коммерсанты для достижения успеха в своей деятельности изучают специальную науку «маркетинг», где раскрываются методы, помогающие спросу превратиться в реальную «куплю».
Понятие спроса и предложения относятся к числу самых фундаментальных в микроэкономике.
Спрос – это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары (6, с. 251).
В западной экономической литературе спросом называют то, что связывает покупаемые блага с теми «жертвами», которые приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между потребностями и спросом такая же, как между желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено возможностью – деньгами покупателя. Иначе говоря, спрос – это планы или намерения покупателя относительно покупки товара (7, с.187).
Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона.
Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обозначается буквой (от англ. demand — спрос). Таким образом, спрос — это желание и способность покупателей приобретать товары и услуга по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:
D = Р х Q,
где Р – цена;
Q – количество товаров и услуг (14, с. 156).
Спрос характеризуется шкалой, показывающей количество товара, приобретаемого потребителями по разным возможным ценам, при неизменности всех остальных факторов (т.е. при прочих равных условиях) (11, с. 108).
Наряду с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых выделим прежде всего объем или величину спроса. С позиций количественного измерения спрос на товар, понимаемый как объем спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам. Проще говоря, спрос как объемный показатель характеризует количество продукта, которое покупатели способны, намерены, будут приобретать по различным возможным ценам.

Как ясно из приведенных определений, объем спроса зависит прежде всего от цен на продаваемый товар, услугу. Но кроме них на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это, прежде всего, потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие, сопряженные товары, возможность замещения данного товара другим.
Подобная постановка в определенном смысле достаточно абстрактна, теоретична. В реальных условиях экономической жизни трудно представить ситуацию, в которой цены изменяются в широком диапазоне, тогда как другие факторы спроса: доходы покупателей, их вкусы, цены на товары-заменители — остаются неизменными, фиксированными. Ведь сами цены на товары изменяются в значительной степени под воздействием перемены указанных других факторов.
Закон спроса проявляется в том, что при прочих неизменных факторах величина (объем) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость.
Природа закона спроса по существу проста. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена, и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, приобрести взамен данного товара иной, замещающий его. Но в целом закон спроса отражает генеральную тенденцию свертывания объема закупок с ростом цен на товар в условиях» когда денежные возможности покупателя ограничены определенным пределом.
Графически закон спроса представлен в виде так называемых кривых спроса, отражающих в форме графика связь, функциональную зависимость между величиной (объемом) спроса и ценой, то есть шкалу спроса. В научной и учебной литературе по экономике при построении кривых спроса в качестве аргумента рассматривается обычно величина спроса, а в качестве функции — цена, поэтому величина спроса откладывается по горизонтальной оси (оси абсцисс), а цена — по вертикальной оси (оси ординат) (15, с. 211) .
Типичные кривые спроса представлены в виде графиков на рис. 1. Кривые спроса принято обозначать буквой D, представляющей первую букву английского слова « demand» — «спрос». Как видно из графика кривой D 0 по мере увеличения цены Р от значения Р 1 до значения Р 7 величина спроса Q уменьшается от Q 1 значения до значения Q 7 в соответствии с законом спроса.
Кривая спроса характеризует» зависимость объема, величины спроса Q только от цены Р при прочих равных условиях. Если эти условия меняются, то происходит смещение, сдвиг всей кривой спроса, то есть изменяется не величина спроса в зависимости от цены, а спрос целиком в зависимости от других, неценовых факторов. Так, рост цен в связи, скажем, со всплеском моды или увеличением дефицитности товара приводит к смещению исходной кривой D 0 вправо, в положение D 1 при тех же ценах спрос становится больше, а той же величине спроса соответствует большая цена. При падении моды спрос падает, кривая спроса смещаете влево, в положение D 2 и тем же ценам соответствует более низкий спрос, а той же величине спроса — более низкая цена.
Величина
спроса ( Q)
Q 1
Q 2
Q 3
Q 4
Q 5
Q 6
Q 7
Цена ( Р)
0 P 1 P 2 P 3 P 4 P 5 P 6 P 7
Рис. 1. Кривые спроса
Кривые спроса позволяют установить не только объем спроса, соответствующий данной цене на товар, но и выявить чувствительность величины спроса к изменению цены на товар. Степень зависимости величины спроса от цены товара именуют эластичностью спроса. Если величина спроса сильно реагирует на изменение цены, то говорят о высокой эластичности спроса, если же величина спроса мало меняется при изменении цены, то говорят о низкой эластичности. Проиллюстрируем высказанные положения графически. На рис. 2 приведены кривые спроса (для упрощения они изображены в виде прямолинейных отрезков, отражающих случай линейной зависимости величины спроса от цены), обладающие разной эластичностью.
Кривая 1 характеризует неэластичный спрос, при котором величина спроса остается постоянной, равной 0, при практически любой цене Р. Такая реакция свойственна спросу на товары самой первой необходимости, скажем, хлеб, сахар, соль, спички. Объем спроса на них сохраняется практически неизменным вне зависимости от цен.
Кривая 4 соответствует предельно эластичному спросу, при котором покупатель готов приобретать; товар в определенном количестве по цене, равной (или меньшей) Р 4 но полностью отказывается

Экономическое равновесие (англ. economic equilibrium) — состояние экономики, при Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и При такой равновесной цене (или цене рыночного клиринга) величина спроса и предложения Теория потребления: Бюджетная прямая • Спрос Хикса и 

Спрос, предложение, рыночное равновесие.  Таким образом, в экономической теории различают «потребность» и «спрос».

Анализ кривых спроса и предложения, их направлений и изменений. Экономическое содержание рыночного равновесия, спроса и