Структура бюджетного устройства рф схема

Можно выделить два подхода к понятию бюджетной системы. Первая точка зрения заключается в том, что под бюджетной системой подразумеваются все отношения, связанные с бюджетом, включая доходы, расходы, полномочия участников бюджетного процесса, а также межбюджетные отношения и др. За пределами бюджетной системы в этом случае (не всегда) остается только бюджетный процесс, а также правовое регулирование ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Такой подход, характерный для экономических исследований, можно назвать макросистемным, так как здесь понятие бюджетной системы расширяется до размера всех государственных финансов, зачастую включая в себя налоговую систему, децентрализованные финансы. Настоящий материал построен на ином, традиционном, подходе, который заключается в том, что бюджетная система государства (публично-территориального образования) объединяет собой бюджеты всех публично-территориальных образований, расположенных на его территории либо подпадающих под юрисдикцию данного государства.
С точки зрения системного анализа разница между макроподходом к бюджетной системе и традиционным подходом заключается в наборе элементов, которые составляют ту и другую системы. Для "расширенной" бюджетной системы в качестве ее элементов рассматриваются не только бюджеты, но и бюджетные доходы (в том числе налоги), расходы, участники бюджетного процесса и т.д. В целом для данного подхода характерна неопределенность в отношении элементов, включаемых в бюджетную систему, состав которых разнится у разных исследователей. Другой, традиционный подход в большей степени характерен для юридической науки, которая всегда отличается склонностью к ясности и недвусмысленности понятий. В этом случае элементами бюджетной системы являются исключительно бюджеты. Следует заметить, что и здесь элементный состав может меняться. В частности, в настоящее время появление наднациональных образований (Европейский союз, Союз Беларуси и России), имеющих свои бюджеты, диктует необходимость их рассмотрения как новых элементов бюджетной системы.
Организация бюджетной системы, ее структура и принципы построения связаны с понятием бюджетного устройства . Межбюджетные отношения, то есть отношения по предоставлению финансовой помощи и выравниванию уровня обеспеченности бюджетов достаточным объемом доходов для реализации компетенции, непосредственно связаны с бюджетным устройством и могут изучаться в качестве раздела бюджетного устройства.
--------------------------------
См.: Закон РСФСР от 10.10.1991 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС. 1991. N 46. Ст. 1543.

Легальное определение бюджетной системы содержится в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Консолидированные бюджеты в бюджетную систему не включаются, так как по своей сути являются не бюджетами, а просто отчетами о совокупности результатов исполнения бюджетов на определенной территории . Легко увидеть, что консолидированные бюджеты не составляются в качестве проектов, не утверждаются и не исполняются.
--------------------------------
В соответствии со статьей 6 БК РФ, консолидированный бюджет является сводом бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.
Легальное определение не дает никакого понятия о структуре бюджетной системы, не констатируя ни иерархичности, ни равенства в отношения между бюджетами - элементами системы. Статья 10 БК РФ именуется "Структура бюджетной системы", но лишь выделяет отдельно группы бюджетов: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга. В редакции БК РФ, действующей до внесения в него изменений Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ, содержалась более определенная фраза о том, что бюджетная система состоит из различных уровней бюджетов.
Таким образом, в бюджетной системе Российской Федерации имеются федеральный уровень, уровень субъектов Российской Федерации и местный уровень. Несмотря на то что упоминание об уровнях бюджетной системы исключено, эти уровни сохраняются де-факто, отчасти исходя из территориально-государственного устройства Российской Федерации, отчасти из сложившихся экономических отношений. Согласно статье 5 Конституции Российской Федерации Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации. Пунктом третьим этой же статьи Конституции Российской Федерации указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Здесь нельзя не обратить внимание на коллизию между конституционными нормами и нормами БК РФ. Государственное устройство Российской Федерации ограничено субъектами Российской Федерации.

Местное самоуправление, являясь публичной властью, не является властью государственной. Тем не менее, согласно понятию бюджетной системы в статье 6 БК РФ, бюджетная система, будучи основана на государственном устройстве, включает в себя местные бюджеты, которые не имеют отношения к государственному устройству.
Отчасти разрешил данную коллизию Конституционный Суд Российской Федерации, указав на ключевое значение принципа единства государственной власти и целостности государства, в частности неоднократно была озвучена следующая позиция: "бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации" . Исключить местные бюджеты из бюджетной системы Российской Федерации привело бы к ситуации, что в государстве одновременно существуют две бюджетные системы, а это означает радикальным образом разрушить сложившийся и устоявшийся на протяжении уже десятков лет экономический порядок и создать угрозу экономической безопасности Российской Федерации.
--------------------------------
См., например: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13.06.2006 N 194-О // Вестник КС РФ. 2006. N 5; Постановление от 17.06.2004 N 12-П // СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2803.
Весьма показательна для разбираемой проблемы структура бюджетной системы Союза ССР, которая в рамках единого государственного бюджета объединяла собой союзный (центральный) бюджет, государственные бюджеты союзных республик в составе СССР и бюджет социального страхования (современные государственные внебюджетные фонды). Государственные бюджеты республик в составе СССР, в свою очередь, делились на республиканские (центральные) бюджеты и областные , районные, поселковые и другие бюджеты в соответствии с административно-территориальным делением. Единый государственный бюджет позволял осуществлять балансирование доходов и расходов между всеми входящими в его состав бюджетами, что исключало какой-либо их дефицит, юридические коллизии и споры, связанные с межбюджетными отношениями. Вместе с исчезновением Союза ССР были упразднены государственный и союзный бюджет, и роль балансирующего центра по умолчанию взял на себя федеральный бюджет, будучи первоначально по своей природе республиканским бюджетом.
--------------------------------
Такой завершенный вид бюджетная система СССР приобрела не сразу. Например, решение об отражении в едином государственном бюджете (с разной степенью детализации) союзного бюджета, бюджетов союзных и автономных республик, местных бюджетов и включении в государственный бюджет бюджета социального страхования было принято Совнаркомом СССР 10.07.1938 (Известия Советов депутатов трудящихся СССР от 11.07.1938 ). См.: Глезин С.С. Бюджетная система Союза ССР (сборник законодательных материалов). М., 1947. С. 3.
В настоящее время государственный бюджет сохранился в Китайской Народной Республике, в Республике Украина, Республике Беларусь.
Количество уровней бюджетной системы, как правило, связано с административно-территориальным устройством. Из федеративных государств примером такой бюджетной системы, помимо Российской Федерации, является Федеративная Республика Германия, где имеется федеральный бюджет, бюджеты регионов (земель), составляющих федерацию, и местные бюджеты. Китай при унитарном устройстве имеет бюджеты пяти иерархических уровней: 1) бюджет центрального правительства (государственный) 2) бюджеты провинций, а также бюджеты автономных районов и муниципалитетов, подчиненных непосредственно центральному правительству; 3) бюджеты городов, имеющих административно- территориальное деление на районы и префектуры; 4) бюджеты уездов и городов, не имеющих административно-территориального деления на районы и префектуры; 5) бюджеты поселков, национальных поселков и небольших городов . Также и Республика Франция, будучи унитарным государством, имеет бюджетную систему четырех уровней: общенациональный бюджет, региональные бюджет, бюджеты департаментов и, наконец, местные бюджеты.
--------------------------------
Подробнее см.: Комягин Д.Л. О бюджетном устройстве и современном бюджетном законодательстве Китая // Реформы и право. 2010. N 4. С. 55.
В литературе можно встретить упоминание о том, что бюджетная система, в свою очередь, является частью финансовой системы государства . Кроме этого, бюджеты и бюджетная система в целом являются частью системы народно-хозяйственного (соци

мягин, «…не дает никакого понятия о структуре бюджетной системы, Например, по мнению Ю.В. Тютиной, бюджетное устройство РФ состоит из трех 

К сожалению, БК РФ не дает определения бюджетного устройства, что свидетельствует о непонимании  2.2. Структура бюджетной системы РФ 

Структура бюджетной системы России приведена на рис. Поэтому бюджетное устройство Российской Федерации основывается на