Плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды являются

Обязательные платежи в России характеризуются своим разнообразием. Помимо налогов, одной из их разновидностей выступают страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. К указанным государственным социальным внебюджетным фондам в настоящее время относятся три фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Вопрос о правовой природе уплачиваемых в эти фонды страховых взносов, ее соотношении с природой налоговых платежей, безусловно, является актуальным для науки финансового права.
Основным источником финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов являются установленные специально для зачисления в эти фонды обязательные платежи, именуемые в действующем законодательстве как "страховые взносы". Обязательность таких платежей обусловлена публичными целями формирования самих государственных социальных внебюджетных фондов, а также содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ . Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы (ст. 37, 39, 41). Именно общегосударственная значимость названных внебюджетных фондов обусловила отнесение платежей в них к числу обязательных и запрещение изъятия из них денежных средств, в том числе в целях погашения дефицита бюджета. За период, истекший с момента формирования данных фондов, произошли изменения в правовом регулировании зачисляемых в них обязательных платежей.
--------------------------------
Подробнее об указанных программах см.: Покачалова А.С. Гражданско-правовые и иные смежные проблемы договорной деятельности негосударственных пенсионных фондов как субъектов обязательного пенсионного страхования и перспективы их решения // Социальное и пенсионное право. 2013. N 3. С. 53 - 56.
Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов, так же как и иное имущество, находящееся в их оперативном управлении, являются федеральной собственностью, однако при этом указанные средства не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов, изъятию не подлежат и имеют строго целевое назначение, предопределенное задачами фондов и реализуемыми с их помощью социальными программами.
Начиная с момента создания в России государственных социальных внебюджетных фондов можно выделить несколько основных этапов правового регулирования обязательных платежей, взимаемых в фонды. Эти этапы обусловлены изменениями направлений финансовой и налоговой политики Российского государства, а также реализацией последним комплекса практических мер по осуществлению экономической и налоговой реформ. Исследование генезиса правового регулирования указанных публично-правовых платежей в Российской Федерации позволяет выделить следующие этапы: 1-й этап: с момента учреждения в России государственных социальных внебюджетных фондов (начало 1990-х гг.) и до вступления в силу части первой НК РФ (1 января 1999 г.); 2-й этап: с момента принятия части первой НК РФ (31 июля 1998 г.) до введения в действие части второй НК РФ (1 января 2001 г.); 3-й этап: с момента введения части второй НК РФ (1 января 2001 г.) до ее изменений с 1 января 2002 г., внесенных Федеральным законом от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" ; 4-й этап: с 1 января 2002 г. - дня введения единого социального налога (ЕСН) - по 1 января 2010 г. - дня отмены ЕСН; 5-й этап: с 1 января 2010 г. - дня отмены главы 24 "Единый социальный налог" НК РФ и введения страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды - до настоящего времени.

--------------------------------
СЗ РФ. 2002. N 1. Ч. I. Ст. 4.
ЕСН был отменен с 1 января 2010 г. на основании Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (с изм. и доп. на 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ) . Вместо него введены страховые взносы: 1) на обязательное пенсионное страхование (в Пенсионный фонд РФ); 2) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в Фонд социального страхования РФ); 3) на обязательное медицинское страхование (в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). Кроме того, в соответствии с законами о соответствующих видах обязательного социального страхования во внебюджетные фонды уплачиваются (перечисляются): а) страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний , а также б) страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения .

--------------------------------
См.: ФЗ от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (с изм. от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ) // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3739; 2013. N 19. Ст. 2331.
См.: ФЗ от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изм. от 2 декабря 2013 г. N 331-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803; 2013. N 49 (ч. I). Ст. 6332.
ФЗ от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ) // СЗ РФ. 2010. N 49. Ст. 6422; 2013. N 48. Ст. 6165.
При этом особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. К ним относятся Федеральные законы: от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изм. от 4 декабря 2013 г. N 351-ФЗ) ; от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изм. от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ) ; а также от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ) .
--------------------------------
СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832; 2013. N 49 (ч. VII). Ст. 6352.
СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686; 2013. N 48. Ст. 6165.
СЗ РФ. 2010. N 49. Ст. 6422; 2012. N 31. Ст. 4322.
Не закреплено законом и единого понятия страховых взносов. Так, в ст. 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ст. 1.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изм. от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ) страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования РФ в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
--------------------------------
СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 18; 2013. N 48. Ст. 6165.
В целом понятие страхового взноса можно рассматривать в нескольких аспектах, в том числе в материальном и правовом. В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму денежных средств, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюджетный фонд. В правовом аспекте страховые взносы в названные фонды представляют собой вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц по ставкам (тарифам) в порядке и сроки, закрепленные в нормативных правовых актах, в целях финансового обеспечения гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.
Таким образом, в установленную действующим финансовым законодательством систему источников государственных социальных внебюджетных фондов могут включаться не только обязательные индивидуально-возмездные платежи, но также и иные обязательные платежи, имеющие статус обязательных страховых взносов, порядок и особенности применения которых устанавливаются в законах, регулирующих конкретные виды обязательного страхования. Отметим, что в соответствии с действующим законодательством страховые взносы по обязательным видам социального страхования в России не являются по своей природе собственно (т.е. в чистом виде) страховыми платежами. Безусловно, являясь обязательными платежами, страховые взносы во внебюджетные фонды имеют ряд характерных для этих платежей признаков. Учитывая, что указанные платежи не включены в систему налогов и сборов (ст. 13 - 15 НК РФ), их нельзя отнести к налоговым платежам в собственном смысле слова.
Консти

страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Вместе с тем, последние, как и налоги, являются обязательными 

Источниками средств Пенсионного фонда РФ являются: 1) страховые взносы работодателей; 2) страховые взносы граждан; 3) ассигнования из 

Источниками средств Пенсионного фонда РФ являются: 1) страховые взносы работодателей; 2) страховые взносы граждан; 3) ассигнования из