Срок исковой давности по договору перевозки груза

Комментарий к статье 797 гражданского кодекса
1. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом или договором. Пунктом 1 комментируемой статьи сохранен обязательный претензионный порядок во взаимоотношениях по перевозке грузов между лицом, обладающим правом заявить иск к перевозчику, и перевозчиком. Арбитражный суд вправе оставить исковое заявление без рассмотрения, если истец не представил документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка урегулирования спора с перевозчиком (п. 2 ст. 148 АПК).
Определение порядка обращения с претензией к перевозчику ГК отнес к компетенции соответствующих транспортных уставов и кодексов. Такой порядок установлен УЖТ (ст. 120 - 124), УАТ (ст. 158 - 165 и 168), КВВТ (ст. 161 - 163), КТМ (ст. 402 - 407) и изданными на их основе правилами. Порядок предъявления претензий к воздушному перевозчику предусмотрен ст. 122 - 127 ВК. Согласно КТМ предъявление претензии к перевозчику обязательно только для каботажных (внутренних) перевозок груза.
2. Все транспортные уставы и кодексы определяют момент, с которого возникает право на обращение с претензией к перевозчику. Претензии к перевозчику о недостаче, повреждении (порче) груза, а также о просрочке в его доставке могут быть предъявлены со дня выдачи груза (на воздушном транспорте - со дня, следующего за днем выдачи груза); об утрате груза - по истечении 30 суток (на воздушном транспорте - 10 суток) со дня окончания срока доставки; претензия об утрате груза, перевозившегося в прямом смешанном сообщении, может быть предъявлена по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. Во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
В ГК не называется срок, в течение которого отправитель или получатель могут обратиться к перевозчику с претензией. Такой срок для внутренних перевозок установлен УЖТ, УАТ, ВК - 6 месяцев для предъявления претензий об утрате, недостаче, повреждении (порче) груза. Иные сроки установлены в ст. 127 ВК для перевозок грузов в международном воздушном сообщении. По КТМ и КВВТ претензия к перевозчику, вытекающая из договора перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности. Отсутствие в комментируемой статье указания на срок предъявления претензии к перевозчику не означает, что они не могут быть предусмотрены в транспортных уставах и кодексах. ГК отнес определение порядка предъявления претензий к их ведению, а срок на их предъявление - неотъемлемая часть порядка. Кроме того, согласно п. 2 ст. 784 ГК общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами и изданными в соответствии с ними правилами.

В соответствии с УЖТ (ст. 123) и ВК (ст. 126) перевозчик может принять претензию, заявленную по истечении установленного на ее предъявление срока, только при наличии уважительных причин его пропуска. Следовательно, железнодорожный и воздушный перевозчики вправе не рассматривать претензию, заявленную по истечении установленного для ее предъявления срока. Тем не менее грузоотправитель и грузополучатель вправе обратиться в арбитражный суд с иском. Такое разъяснение дал Пленум ВАС РФ в Постановлении от 12.11.98 N 18. В Постановлении говорится, что предъявление грузоотправителем или грузополучателем претензии к предприятию железнодорожного транспорта за пределами срока, предусмотренного в ст. 139 ТУЖД (ныне ст. 123 УЖТ), при условии соблюдения установленного ТУЖД порядка предъявления претензии не является основанием к возвращению искового заявления. В качестве неблагоприятного последствия нарушения претензионного срока Пленум назвал отнесение на истца судебных расходов независимо от исхода дела.
Претензия должна быть заявлена в письменной форме с приложением накладной (коносамента). УЖТ требует предоставления документов, подтверждающих предъявленные заявителем требования (ст. 120). В транспортных уставах и кодексах содержится указание о приложении к претензии также коммерческого акта либо иного установленного уставом или кодексом документа в случае недостачи или повреждения (порчи) груза. Перевозчик обязан принять к рассмотрению претензию без коммерческого акта, если был обжалован отказ в его составлении (ст. 120 УЖТ, ст. 405 КТМ, ст. 161 КВВТ). ВК лишил коммерческий акт правоустанавливающего значения. Его отсутствие не лишает пассажира, грузоотправителя и грузополучателя права на предъявление претензии (п. 5 ст. 124). Однако в случае недостачи, повреждения (порчи) груза наличие коммерческого акта для предъявления претензии необходимо, если у грузополучателя отсутствует грузовая накладная (подп. 2 п. 2 ст. 125).
К претензии должен быть приложен также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. Отсутствие последнего не лишает права на обращение с претензией, но может затруднить принятие перевозчиком решения об удовлетворении претензии.
Право на предъявление претензии принадлежит получателю или отправителю при условии представления соответствующего транспортного документа (ст. 120 УЖТ, ст. 158 УАТ, ст. 162 КВВТ), получателю - в случае просрочки в доставке груза. ВК предоставляет право на предъявление претензии грузополучателю и страховщику при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения (подп. 5 п. 2 ст. 125).

В соответствии с УЖТ право на предъявление претензий, связанных с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю), в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. Пленум ВАС РФ в вышеуказанном Постановлении обратил внимание арбитражных судов на то, что передача прав грузополучателем и грузоотправителем другим лицам не является уступкой прав требования по обязательствам, связанным с перевозкой груза. УАТ допускает передачу права на предъявление претензии и иска также транспортно-экспедиторской организации, а КТМ - отправителем получателю или наоборот, а также страховщику либо экспедитору. Страховщик имеет право на предъявление претензии к перевозчику в случае несохранности груза и в силу ст. 965 ГК, согласно которой к страховщику переходят от страхователя после уплаты страхового возмещения права требования, которые страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Таким лицом нередко является перевозчик. Правило этой статьи позволяет заключить, что переданное страхователем страховщику право требования к третьим лицам включает и его право на предъявление претензии и иска к любому перевозчику без договора поручения или доверенности. К такому выводу пришел Пленум ВАС РФ в Постановлении от 25.01.2001 N 1 "О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" .
--------------------------------
ВВАС РФ. 2001. N 4.
Претензия к перевозчику предъявляется по месту нахождения перевозчика - транспортной организации, перевозившей груз. Согласно ВК претензия предъявляется к перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.
3. Пунктом 2 комментируемой статьи установлен 30-дневный срок, в течение которого перевозчик обязан ответить на претензию. Нормы УАТ, устанавливавшие 3-месячный срок для ответа на претензию по перевозкам грузов одним видом транспорта и 6-месячный по перевозкам в прямом смешанном сообщении, утратили силу как не соответствующие ГК. В течение месячного срока перевозчик обязан рассмотреть претензию и либо удовлетворить ее, либо дать мотивированный ответ об отказе в удовлетворении претензии полностью или в части. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии, а также неполучения по окончании месячного срока ответа на претензию грузоотправитель и грузополучатель могут предъявить иск к перевозчику. Ответ перевозчика о признании претензии полностью или в части является основанием для взыскания признанной суммы (если перевозчик не перевел ее добровольно) в бесспорном порядке на основе исполнительной надписи нотариуса. Такой порядок предусмотрен действующим Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.03.76 N 171 "Об утверждении Перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия" (в ред. от 30.12.2000) .
--------------------------------
СП РСФСР. 1976. N 7. Ст. 56; 1986. N 2. Ст. 10; 1989. N 13. Ст. 72; САПП РФ. 1993. N 39. Ст. 3613; 1994. N 2. Ст. 79; СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3140; 1999. N 26. Ст. 5569; 2001. N 2. Ст. 187.
Взыскание признанных перевозчиком сумм по исполнительной надписи нотариуса является правом, а не обязанностью заинтересованного лица. Арбитражные суды не должны отказывать в принятии исковых заявлений от грузополучателей, грузоотправителей, других управомоченных лиц, не воспользовавшихся своим правом на бесспорное взыскание признанных перевозчиком сумм.
4. Исковая давность по требованиям, вытекающим из перевозки груза, установлена в 1 год. Определение момента, с которого должно начаться течение исковой давности, ГК отнес к ведению транспортных уставов и кодексов. Согласно ст. 125 УЖТ иски к железным дорогам, возникшие в связи с осуществлением перевозки груза, грузобагажа, багажа, могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа железной дороги удовлетворить претензию либо неполучения от железной дороги ответа в течение установленного для ответа срока. Аналогично решен данный вопрос в УАТ, КВВТ, ВК.
5. В комментируемой статье не сказано о претензиях пассажиров об утрате, повреждении (порче) багажа. ВК закрепил такие правила в п. 1 ст. 125 и ст. 126, УЖТ - в ст. 122. В соответствии со ст. 126 ВК пассажир в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, имеет право предъявить перевозчику заявление в случае

Договоры о перевозке грузов и пассажиров являются, пожалуй, Общий срок исковой давности в российском гражданском праве 

Главная · Договор перевозки Претензии и иски  кодекса РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается 

Согласно статье 797 ГК, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год и количестве груза (счет поставщика, договор поставки, фактура, спецификация или