Современная структура рынка труда и цена товара рабочая сила

На формирование и структуру рынка труда в России воздействуют различные факторы. Рыночная система экономики складывалась в условиях всеобъемлющего социально-экономического кризиса, связанного с распадом СССР. В 1990-е годы резко сократился спрос на рабочую силу. Многие предприятия и учреждения стали сокращать штаты, увеличилась численность безработных. Среди людей, утративших работу, была велика доля лиц с высшим образованием, что подрывало авторитет образования в целом и ставило под вопрос необходимость получения квалификации. Для этого периода было характерно интенсивное движение кадров, работники часто меняли место работы. Безработными оказалось большое число лиц, занятых в металлургической, машиностроительной, легкой промышленности.
Вместе с крахом социалистической системы была нарушена сложившаяся система норм, принципов и мотиваций к труду. В условиях командно-административной системы все лица работоспособного возраста обязаны были работать. Государство стремилось обеспечить полную занятость трудоспособного населения. При рыночной системе, которая пришла на смену командно-административной экономике, устройство на работу стало добровольным. В 1991 году был принят закон № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Закон содержит следующие положения: «Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности» .
Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляет следующие основы государственной политики в сфере трудовых отношений и занятости населения.

• Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 3).
• Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (статья 5).
• Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
— развитие трудовых ресурсов;
— обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
— обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (статья 5).
• Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на:
1) снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации;

2) оказание содействия в трудоустройстве многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места (статья 7).
• Федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации, деятельность которой направлена на:
— оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
— разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
— содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
— организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
— осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании (статья 15).
• Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации устанавливается государственная статистическая отчетность (статья 16) .
Рынок труда в России характеризуется сравнительно небольшим процентом безработных — около 5 % (по мнению экспертов, такой уровень безработицы не оказывает существенного негативного влияния на социально-экономическую ситуацию). Кроме того, на российском рынке труда получила распространение частичная занятость. Наименее благоприятная ситуация для безработных сложилась в некоторых районах Урала и Сибири. Еще одна важная тенденция на российском рынке труда — миграция рабочей силы, в том числе привлечение работодателями иностранных трудовых мигрантов.
Ежегодно Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает прогноз баланса трудовых ресурсов для оценки потенциального спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда, выявления перспективных направлений развития рынка труда, эффективного формирования и использования трудовых ресурсов. По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, в 2013 году на российском рынке труда сохранялась положительная динамика, показатели безработицы приблизились к историческому минимуму (уровень занятости населения — 64,8 %, уровень безработицы — 5,5 % от численности экономически активного населения). В органах службы занятости было зарегистрировано менее 1 млн человек, при этом число вакансий, заявленных работодателями, в 1,7 раза больше численности россиян, не занятых в экономической деятельности. В первом полугодии 2013 года численность занятого населения составляла 71 500 000 человек (на 142 000 человек больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года). В некоторых отраслях экономики наблюдался рост спроса на труд ( добывающая промышленность, строительство, торговля, гостиничный и ресторанный бизнес, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг). Вместе с тем снизилась численность работников, занятых в сельском хозяйстве, обрабатывающем производстве, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, образовании и здравоохранении .

проанализировать развитие рынка труда в Италии за последние два десятилетия;. - исследовать структуру современного 

В современных социально-экономических условиях, как  Региональный рынок труда: структура, функционирование, проблемы 

Сущность рынка труда, его типология и структура. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе