Система регулирования рынка ценных бумаг в японии

В мире существуют различные модели организации регулирования рынка ценных бумаг:
• система контроля (США, Великобритания, Франция) через специальную организацию, которая делегирует часть своих полномочий саморегулируемым организациям (СРО);
• система, где регулирование осуществляется правительством или финансовыми органами страны (Португалия, Бельгия, Германия).
В странах с наибольшей капитализацией рынка в силу исторических и иных факторов вопрос регулирования и саморегулирования рынка ценных бумаг решался по-разному.
SEC -ВЕРШИНА СИСТЕМЫ
На вершине американской системы регулирования стоит Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), созданная в 1934 г. В соответствии с поправкой 15А (Акт Мэлоуни) к Закону об обращении ценных бумаг (1934 г.) была образована (1939 г.) Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (NASD).
Как и у всех остальных СРО фондового рынка основными целями деятельности NASD являются: содействие развитию рынка, внедрение правил осуществления фондовых операций, защита интересов инвесторов, обеспечение контроля за соблюдением законодательства, развитие внебиржевой торговли.
Любой брокер/дилер внебиржевого рынка обязан быть членом NASD, если только его бизнес не связан исключительно с какой-либо фондовой биржей. Фондовые биржи в США также являются саморегулируемыми организациями.
По правилам SEC и NASD участники рынка обязаны предоставлять ежемесячную и ежеквартальную финансовую отчетность, они также должны уведомлять NASD, если размер чистого капитала упадет ниже определенного уровня.
В 1996 г. в рамках NASD были образованы два независимых подразделения - NASD Regulation и NASDaq Stock Market. Первое занимается регулятивными функциями, второе - непосредственно рынком NASDaq.
Для предотвращения недобросовестной деятельности ассоциация пристально наблюдает за торговлей ценными бумагами не только из своего списка, но и за так называемыми акциями (спекулятивные ценные бумаги, имеющие низкую цену и не удовлетворяющие критериям NASDaq или фондовых бирж). Для этой цели в 1990 г. была учреждена электронная система для торговли такими акциями (OTC Bulletin Board), где NASD требует проводить отчеты по сделкам со всеми неторгуемыми в NASDaq акциями.
NASD проводит официальные проверки за печатными материалами, рекламой участников фондового рынка, чтобы не допустить нечестность и некорректность по отношению к широкой общественности. Подвергаются экспертному рассмотрению рекламные материалы в газетах, журналах, электронных средствах массовой информации. Интернет-сайты также должны соответствовать определенным стандартам, и иногда NASD Regulation может потребовать их предварительного рассмотрения. Относительно законодательной работы между NASD и SEC налажено тесное сотрудничество. Перед внесением каких-либо изменений Комиссия обычно проводит совещания с представителями NASD и фондовых бирж, поэтому лишь немногие правила изменяются или отменяются формально.

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Регулирования на рынке ценных бумаг традиционно осуществляли исключительно сами его профессиональные участники. Закон о финансовых услугах (1986 г.) формально установил контроль государства над фондовым рынком, но фактически сохранилась традиционная система.
В соответствии с этим законом был создан специальный орган - Совет по ценным бумагам и инвестициям. Совет делегирует свои полномочия более специализированным организациям: СРО и фондовым биржам.
К первой группе относятся SFA (Совет по ценным бумагам и фьючерсам), FIMBRA (Ассоциация финансовых посредников, менеджеров и брокеров), IMPO (Организация инвестиционных управляющих). Чтобы работать на рынке ценных бумаг, необходимо быть членом какой-либо (или нескольких) СРО.
Самая крупная и авторитетная из них - SFA, помимо прочих регулирующих функций она проводит лицензирование инвестиционных институтов, экзаменует сотрудников. Совет периодически проводит инспектирование компаний и имеет право требовать предоставления любых документов учета. SFA руководит компенсационным фондом, компенсирующим потери инвесторов в случае банкротства инвестиционного института. Фонд образован за счет вкладов самих членов SFA. Инвестиции до 30 тыс. ф. ст. компенсируются полностью, свыше этой суммы (но не более 50 тыс. ф. ст.) - на 90%.
В США подобную функцию выполняет Корпорация защиты инвесторов в ценные бумаги (SIPC). По статусу она является государственной, но финансируется за счет средств индустрии ценных бумаг. Сумма покрытия убытков клиентов за счет средств корпорации составляет 500 тыс. долл., при выплате деньгами не более 100 тыс. долл.
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ
Они заключаются в том, что, во-первых, рынок здесь находится под сильным влиянием банков. Соответственно регулирование фондовых рынков осуществляется косвенно, в той мере, в какой государство регулирует банковскую деятельность. Во-вторых, особенность регулирования состоит в изначально повышенной роли государства в создании рынков и надзоре за ними. Так, в ряде стран (Италия, Франция, Швейцария) многие фондовые биржи действуют как госучреждения.

Характерной особенностью можно считать также важную роль в ряде стран местных органов власти в создании финансовых рынков и управлении ими.
Например, в Германии надзор за деятельностью фондового рынка осуществляют правительственные органы земель. Они выдают лицензии, осуществляют регистрацию уставов фондовых бирж, издают инструкции, регулирующие их деятельность, утверждают размеры и структуру взносов, взимаемых биржей, контролируют текущую деятельность через назначаемых государственных биржевых комиссаров. Курс-маклер - центральная фигура германской фондовой биржи - административно подчинен государственным властям.
Банки, являющиеся главными участниками торгов, обязаны предоставлять ежемесячные и ежегодные балансы в Федеральное агентство по надзору за банковской деятельностью и в Федеральный банк.
Интересен подход к регистрации ценных бумаг на бирже. Она разрешается только на основании совместного обращения компании-эмитента и действующего на бирже банка.
В 1994 г. в Германии была образована Комиссия по ценным бумагам, которая со временем должна полностью взять на себя функцию регулирования.
ФКЦБ РОССИИ
В России ведущая роль в регулировании рынка ценных бумаг принадлежит федеральному органу - Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), которая в свою очередь делегировала значительную часть полномочий Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР).
С момента своего образования в 1995 г. НАУФОР накопила уже довольно значительный опыт, но остается еще очень широкое поле деятельности для совершенствования. Из положительных моментов работы нельзя не отметить появления системы раскрытия информации об эмитентах СКРИН , Программы по защите прав и законных интересов инвесторов.
Вместе с тем следовало бы приложить больше усилий по реализации и информационному освещению вышеназванной программы, так как иногда складывается впечатление, что борьба идет только с и его дочерними предприятиями. Круг же инвесторов, чьи права ущемлены, - гораздо шире.
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
В дальнейшем развитии российского рынка ценных бумаг, несомненно, нужно опираться на лучший мировой опыт. На что хотелось бы обратить внимание?
Наиболее срочным стратегическим вопросом, стоящим перед органами регулирования, по нашему мнению, являются создание и развитие государственной программы по отечественных инвесторов.
Достаточно много усилий до сих пор направлялось на защиту прав инвесторов, при этом не уделялось никакого внимания финансовой грамотности потенциальных инвесторов. Сложно предлагать услуги финансового посредника в стране, где 97% населения не имеет представления о различиях между и , не говоря уже о более сложных понятиях типа или .
Понятно, что в одиночку ни одна даже самая крупная финансовая группа не сможет продвинуться в этом вопросе. Пожалуй, выходом в данной ситуации могла бы стать совместная государственная (ФКЦБ России), на деньги международных институтов, выделяемых на развитие фондового рынка, и негосударственная (НАУФОР, ПАРТАД), на взносы участников, программа по созданию и образованию отечественного инвестора - базового участника любого фондового рынка.
По примеру взаимодействия SEC и NASD законотворческие инициативы ФКЦБ не должны обходиться без участия НАУФОР. Опыт и профессионализм членов ассоциации позволили бы создать ясную и действенную правовую базу рынка.
Стремительное развитие рынка ценных бумаг в Интернете и тенденция к глобализации мировых рынков могут дать ощутимый приток инвестиций на российский рынок ценных бумаг при законодательной поддержке данного вопроса. Несомненно, при больших расстояниях и плохом уровне развития телекоммуникаций рынка ценных бумаг облегчила бы в России доступ на рынок отечественных инвесторов.
Из тактических задач, пожалуй, можно выделить следующие:
1. Для защиты интересов инвесторов НАУФОР должна создать страховой фонд из взносов участников на случай банкротства одного из них.
2. Необходима срочная реорганизация налогового законодательства по инвестициям, так как существующая неопределенность способствует различному толкованию существующих законов в пользу представителей налоговых органов.
3. Решение вопроса об открытии корреспондентских счетов брокерскими компаниями напрямую в ЦБ для ведения клиентских счетов. Это позволило бы устранить риск неплатежеспособности банка для брокера и его клиента.
4. Уменьшение доходной части бюджета СРО не за счет радикального уменьшения вступительных взносов, а за счет уменьшения текущих членских взносов для защиты интересов действующих участников.
5. Формирование комиссий НАУФОР на общем собрании участников, а не решением совета директоров. Для полного представления интересов всех участников можно установить правила ротации для членов комиссий и совета директоров. Например, одна компания может быть представлена (в данной комиссии) не более одного года. И вообще, представляется целесообразным выбирать в органы СРО преимущественно собственников своего биз

В мире существуют различные модели организации регулирования рынка ценных бумаг: система контроля (США, Великобритания, Франция) через 

В статье рассмотрены вопросы регулирования и контроля рынка ценных бумаг. Дается определение объекта, субъекта, целей, форм и методов 

В настоящее время в Российской Федерации существует сложная система государственного регулирования рынка ценных бумаг.