Дефицит внимания у детей коррекция

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность; является этиологически полиморфным расстройством, где в подавляющем большинстве случаев генетические факторы играют основную роль. Также СДВГ является биопсихоциальным расстройством, при котором главные этиологические факторы – биологические, а основные прогностические – психосоциальные, неблагоприятное течение которых (функционирование семьи) может закреплять клинические проявления и усиливать дезадаптацию детей, страдающих этим заболеванием [2, 3, 4].
Многие исследователи отмечают, что у детей из неблагополучных семей СДВГ обнаруживается чаще, так как влияние указанных факторов усугубляет уже имеющиеся нарушения поведения (Тржесоглава З., Барклей Р.А., Платонова А.Г., Кучма В.Р. и мн. др.). В процессе становления личности в дошкольном возрасте ребенок с СДВГ часто встречается с ситуациями, приобретающими кризисный характер, которые непосредственно воздействуют на его психику и стимулируются неблагоприятной социальной средой, в частности семейной. Поэтому актуальным является вопрос о том, как помочь семье решить проблемы воспитания такого ребенка, а ребенку научиться преодолевать психотравмирующую ситуацию и справляться с негативными эмоциональными переживаниями, тем самым оптимизировать развитие социальных адаптационных механизмов у детей с СДВГ. Дети с СДВГ гораздо хуже адаптируются в новой обстановке и более подвержены воздействию негативных стресс-факторов. Это тоже увеличивает тревожный фон настроения ребенка, т.е. ухудшает его психоэмоциональное состояние, что является индикатором осложнения болезни и перехода ее в более тяжелую степень выраженности [4, с. 65].
Проблемы эмоционально-волевой сферы у детей с СДВГ описаны многими авторами (Заваденко Н.Н., Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Романчук О.И., Фесенко Е.В, Фесенко Ю.А. и др.). Согласно их исследованиям для понимания природы гиперактивного поведения и для коррекции его проявлений являются нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрезмерная возбудимость и импульсивность, обусловленные дефицитом сдерживающего контроля и саморегуляции поведения. Для детей с синдромом характерна частая смена настроения. Они легко переходят от слѐз к смеху, быстро забывают свои неудачи. Непоследовательность и непредсказуемость в поведении делают гиперактивных детей нежелательными членами детского коллектива.

Эмоциональное развитие ребенка с СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам. Они бедны в эмоциональном плане: у них не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям. При дефиците материнского тепла, физического и эмоционального контакта у детей, страдающих СДВГ, возникают неуверенность, возбудимость, негативные реакции, которые, в свою очередь, отражаются на умении ребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным [2, 3].
Это обстоятельство определяет высокую актуальность раннего выявления признаков психоэмоционального неблагополучия, способствующих осложнению болезни у детей, а также распознания психосоциальных факторов риска развития СДВГ в дошкольном возрасте. Оценка роли психосоциальных (прежде всего, семейных) факторов на стадии осложнения болезни у ребенка является необходимым условием научно обоснованного психологического вмешательства в системе профилактических, коррекционных и лечебных мероприятий.
Говоря о семье, необходимо отметить, что многие родители сами не контролируют свои эмоции – «срываются, возмущаются, наказывают». Многие не считают это проблемой, а значит, не готовы менять свои реакции, свое отношение и к ребенку, и к его поведению. Способность родителей владеть своими эмоциями играет важную роль в развитии ребенка, влияет на его физическое и психическое здоровье, что особенно важно в общении с гиперактивными детьми [2].
Главными факторами, которые определяют прогноз, возможность полноценного развития ребенка с СДВГ, его самоактуализации, являются характеристики семьи ребенка. Именно от них зависит риск формирования у ребенка вторичных психосоциальных проблем (асоциальное поведение и т.д.). СДВГ – это своего ро-да катализатор, который в одной среде способствует реакциям, приводящим к од-ним последствиям, а в другой - к другим. Социальная среда определяет характер, и следствие этих реакций – будут ли они положительно или отрицательно влиять на судьбу ребенка и его семьи и в какой мере. Поэтому внимание к характеристикам семьи, понимание ее опыта и тесное сотрудничество с родителями в рамках семейно-центрированного подхода необходимы для обеспечения эффективной помощи [3].
Наибольший интерес вызывают вопросы, касающиеся обеспечения эмоционального благополучия (положительное, комфортное эмоциональное состояние) ребенка с СДВГ в семье. Ряд авторов (Абрамян Л.А., Гордеева А.В., Кошелева А.Д., Филиппова Г.Г и др.) рассматривают такое состояние как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со взрослыми и сверстниками [1].

Наиболее адекватным в общении с гиперактивным ребенком является авторитетный стиль общения и воспитания, при котором высокая степень контроля, внимания к ребенку сочетается с теплотой, поддержкой, терпением. Такие родители считаются с ребенком, внимательно наблюдают за его состоянием, готовы прийти на помощь, они не приказывают, а объясняют, создают условия, в которых гиперактивному ребенку легче сосредоточиться, организовать свою деятельность [3].
Результаты нашего исследования показали (p<0,001), что условия воспитания детей с СДВГ характеризуются специфическими особенностями: недостаточной удовлетворенностью и повышенной конфликтностью во взаимоотношениях с родителями, гиперпротекцией и воспитательной неуверенностью со стороны матери, недостаточной вовлеченностью отца в процесс воспитания, наличием у родителей личностных неразрешенных проблем. Наиболее выражены нарушения семейных взаимоотношений и социальная неудовлетворенность родителей в семьях детей с легкой степенью СДВГ (в качестве основных методов для исследования специфических стилей воспитания использовались методики: опросник PARI; опросник «АСВ» Эдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.)
На этапе констатирующего эксперимента в определении психоэмоционального состояния детей 5-6 лет применялись методики: С. Розенцвейга; С.Г. Якобсон, В.Г. Щур; Цветовая диагностика М. Люшера; Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен; методика «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься…».
Исследования детей с СДВГ (все формы выраженности) (p<0,05)позволяют заключить, что: у детей с легкой степенью СДВГ в большей мере по сравнению с другими группами детей на фоне слабой организации нервных процессов, влияющих на чувствительность и выносливость организма, отмечаются эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, подверженность страхам, нехарактерным для возраста 5-6 лет; отмечается заниженная самооценка, склонность к неконструктивным реакциям на фрустрацию в форме пассивного ухода либо обвинения других и самообвинения при повышенном уровне агрессивности; трудности в общении со сверстниками.
Выявленные особенности эмоционально-поведенческой сферы сопряжены с повышенным психоэмоциональным напряжением и стимулируются неблагоприятной психологической атмосферой в семье, специфическими стилями воспитания, что в целом способствует осложнению и переходу болезни у ребенка в более тяжелую степень выраженности.
Полученные результаты исследования позволили определить подходы, стратегии и методы психологической профилактики и коррекции в отношении определившихся нарушений (отклонений здоровья) у детей, страдающих СДВГ разной степени выраженности. Это направление, в котором главным образом мы ориентировались на просвещение, повышение воспитательной компетентности родителей, понимание и осознание родителями возможных последствий действия негативных тенденций семейного воспитания, а также осознание родителями необходимости изменения своих воспитательных стратегий с целью предупреждения осложнения болезни у своего ребенка.
Содержание работы с родителями заключалось в оказании психологической и информационной помощи. Приоритетные задачи данного направления: расширение знаний о проблеме СДВГ, помощь в овладении специфическими, учитывающими особенности ребенка стратегиями воспитания и управления поведением, помощь в создании условий, способствующих повышению эмоционального комфорта в семье. Благополучие семейных отношений и гармоничное семейное воспитание играют значимую роль в сохранении здоровья детей. Поэтому психологом были организованы для родителей сессии на темы:
1. Понимание природы СДВГ, обзор методов помощи детям с СДВГ. Роль родителей.
2. Родительство. Основные задачи родителей в воспитании детей. Необходимые качества и навыки.
3. Роль родителей в формировании положительной самооценки. Умение слушать и понимать детей.
4. Стресс родительства. Программа самосохранения для родителей. Возможные психологические трудности. Основы психогигиены для родителей.
А также консультации, включающие пошаговую программу поведенческой терапии для родителей [4], например:
1. Построение позитивных отношений с ребенком.
2. Проявление положительного внимания к ребенку и похвалы как метода поощрения.
3. Внедрение бальной системы поощрения.
4. Внедрение санкций – «штрафов» и «тайм-аута».
5. Расширение поля применения «тайм-аута».
6. Применение принципов поведенческого руководства при проблемном поведении в общественных местах (например, предварительный договор с ребенком – при плохом поведении на детской площадке игры прекращаются, мама (отец) и ребенок возвращаются домой).
7. Решение поведенческих пробл

Синдром дефицита внимания и гиперактивности, аббр. СДВГ (англ. attention deficit Также при неприспособленности к СДВГ у взрослых возможны снижение интеллекта и трудности с восприятием В разных странах подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться. Однако 

гиперактивным детям — психолого-педагогическая коррекция.  синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это 

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. и педагоги. В процесс вовлечены и члены семей таких детей. Коррекция СДВГ.