Рынок труда продуктом является ли

С повышением спроса на страховые услуги на рынке и появлением новых видов страхования в страховых компаниях повышается спрос на персонал, необходимый как для расширения и обеспечения бесперебойного ведения бизнеса, так и для формирования стратегии дальнейшего развития компании в целом. С целью оценить объем и основные тенденции рынка труда в сфере страхования рекрутинговой компанией «Агентство “Контакт”» было проведено исследование, для которого на основе рейтинговых и экспертных оценок были отобраны ведущие компании московского страхового рынка. Исследование проводилось путем проведения телефонного интервью по полуформализованной анкете.
Страхование является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей современной экономики. С повышением спроса на страховые услуги на рынке и появлением новых видов страхования в страховых компаниях повышается спрос на персонал, необходимый как для расширения и обеспечения бесперебойного ведения бизнеса, так и для формирования стратегии дальнейшего развития компании в целом. Однако пока еще рано говорить о сформировавшемся общероссийском рынке труда в страховой отрасли, что делает в ряде случаев самостоятельный поиск персонала, отвечающего в полном объеме современным требованиям, трудной или даже невыполнимой в разумные сроки задачей.
С целью оценить объем и основные тенденции рынка труда в сфере страхования «Агентством “Контакт”» в конце 2005 года было проведено исследование, для которого на основе рейтинговых и экспертных оценок были отобраны ведущие компании московского страхового рынка. Интересно отметить, что принять участие в исследовании и предоставить ответы на вопросы анкеты согласились лишь 46 компаний из 76 отобранных, а основную долю участников исследования по количеству персонала составили небольшие (до 100 человек) и средние (101–250 человек) страховые компании (83%), соответственно 34%, 15,4 и 34% респондентов.
Оценка потребности страховых компаний в персонале
В ходе исследования было выявлено, что основной недостаток кадров в страховых компаниях связан с нехваткой специалистов по отдельным направлениям страхования – эта группа персонала составляет 36% от всех востребованных специалистов. Универсальные андеррайтеры требуются в 10% случаев, еще в 8% случаев требуются эксперты по страхованию (ведущие специалисты).
Прежде всего, это связано с тем, что, несмотря на активное развитие страхования в России в течение последних 10–15 лет, в стране по-прежнему не хватает специалистов, обладающих как профильным образованием в области страхования, так и достаточными знаниями касательно специфики объектов страхования. Этот пробел в системе образования особенно ощутим именно в условиях прогресса в страховой отрасли и постоянного расширения страховых компаний. Более того, с прогрессирующим развитием страхового рынка в России и обострением конкуренции между страховщиками основную роль в борьбе за клиента начинает играть уже не столько ценовой фактор, тарифная политика компании, сколько уровень сервиса, который страховщик может предложить своим клиентам. Поэтому среди прочих факторов, таких как новые страховые продукты и услуги, оказываемые страховыми компаниями через компании-партнеры — банки, медицинские учреждения и другие, особое значение приобретает профессионализм персонала страховщика, от которого все в большей степени зависит, будет ли заключен договор страхования и захочет ли клиент остаться в этой компании после окончания страхового периода. В итоге по данным «Агентства “Контакт”» более 74% страховщиков самостоятельно организуют обу- чение своего персонала, причем более четверти компаний (26%) содержат свой корпоративный университет или собственный образовательный центр.

Среди страховых специалистов наибольший недостаток участвовавшие в опросе страховые компании испытывают в специалистах по автострахованию (10%). Это означает, что некоторые надежды страховщиков, возлагавшиеся на введение обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), оправдались: на страховом рынке наблюдается рост страхования автотранспорта, и соответствующих специалистов в компаниях уже не хватает. Этим фактором, а также постоянным развитием страховой отрасли, постепенным повышением уровня страховой культуры в обществе и экономическим ростом в стране в целом можно объяснить увеличение потребности в страховании имущества как физических, так и юридических лиц (включая комплексное корпоративное страхование), а также в медицинском страховании — и как следствие недостаток специалистов таких направлений в страховых компаниях. Хотя и не в тех же объемах, что по автострахованию (рис. 2).
Если раньше страховщики сталкивались с недоверием потенциальных клиентов к страховым компаниям и институту страхования вообще, то в настоящее время наблюдается заметное оживление рынка страхования имущества — на специалистов по страхованию имущества и корпоративному страхованию приходится по 6% всех необходимых компаниям профильных специалистов. Что касается медицинского страхования, то из привилегии отдельных состоятельных клиентов и компаний оно превращается в удобное решение неизбежной проблемы для частных лиц и необходимую часть «социального пакета», предоставляемого компаниями своему персоналу, — доля потребности в соответствующих страховых специалистах составляет 4%.

С общим развитием страховой отрасли также следует связывать и недостаток в компаниях страховых агентов и менеджеров — на эту категорию приходится 22% востребованных страховых кадров (рис. 1). Третье место по востребованности страховщиками занимают андеррайтеры — специалисты, оценивающие риск (10%). В связи с низким уровнем развития системы оценки страховых рисков в России и отсутствием профильных специальностей в вузах подбор такого специалиста — непростая задача для страховой компании, поиск подходящей кандидатуры может затянуться не на один месяц. Также указанные факторы влияют на обучение андеррайтеров за счет страховых компаний: внешнее обучение по специальности, по данным «Агентства “Контакт”», оплачивают более 64% респондентов.
Среди прочих результатов проведенного исследования потребности страховых компаний в различных категориях специалистов нельзя не отметить, что низкая потребность в отдельных видах кадров связана с до сих пор недостаточным уровнем развития страховой культуры в России. Так, если, как уже было сказано, на основные должности, занятые в продаже, приходится 22% всей потребности в кадрах, то на специалистов отделов выплат — всего 2%. Это говорит о том, что страховщики, видимо, еще не осознали, что именно от того, насколько профессионально и быстро решается вопрос страховой выплаты, зависит продление договора страхования с данным клиентом и репутация компании в целом. Также, по данным «Агентства “Контакт”», по 2% получили:
• менеджеры по рекламе;
• директора агентств;
• актуарии;
• обслуживающий персонал.
В целом тот факт, что на страховом рынке труда потребность в страховых специалистах на данный момент выше, чем потребность в «продавцах», говорит о начале качественного развития отрасли и позволяет надеяться, что при таком подходе к расширению бизнеса российские страховщики смогут составить конкуренцию иностранным компаниям, постепенно приходящим на российский рынок.
Мотивация персонала
в страховых компаниях
У 95% опрошенных компаний есть свой мотивационный пакет, при этом наиболее «наполненный» мотивационный пакет у топ-менеджеров и квалифицированных специалистов (в основном это страховые менеджеры). Согласно данным «Агентства “Контакт”» в российских страховых компаниях большое внимание уделяется квалифицированным спе- циалистам и сотрудникам, занимающим начальные позиции, для которых предлагается достаточно четко выстроенная мотивационная политика (табл. 1).
Основным элементом мотивационной политики страховщиков традиционно остается система премирования — более 90% респондентов указали, что сотрудники получают бонусы или премии по результатам работы. Согласно результатам исследования, чем выше ступень иерархической лестницы, на которой стоит сотрудник страховой компании, тем больше вероятность того, что в его мотивационный пакет входит предоставление мобильной связи: если специалистов начальных позиций мобильной связью обеспечивают лишь 26,7% респондентов, то пере- говоры топ-менеджмента оплачивают 88,7% опрошенных.
Аналогичная, но более слабо выраженная динамика относится и к добровольному медицинскому страхованию (ДМС): как ни странно, всего 63,3% участников опроса предоставляют этот элемент соцпакета своим сотрудникам, работающим на начальных позициях, причем топ-менеджмент обеспечен бесплатной медицинской помощью не намного лучше — только 76,7% респондентов включают ДМС в соцпакет. Однако, пожалуй, гораздо более неожиданным является тот факт, что скидки на страхование своим сотрудникам, вне зависимости от иерархии, предоставляют лишь 14% страховых компаний. Возможно, это объясняется тем, что сотрудники, как правило, выбирают наиболее убыточные виды страхования — такие как автострахование и ДМС, поэтому страховщики и избегают включать данный пункт в мотивационный пакет.
Из распространенных в российской практике можно назвать всего один элемент мотивационной политики компании, популярный у страховщиков меньше, чем скидки на страхование, — это скидки и абонементы на посещение спортивных клубов: таким преимуществом обладают всего 13,3% респондентов.
Нацеленность страховых компаний на увеличение уровня продаж и существующие возможности расширения рынка страховых услуг определяет потребность компаний в многочисленных «продавцах». Кроме того, традиционно именно эта группа сотрудников составляет основу «текучки» кадров, имеющейся в страховых компаниях: нередко на такие должности приходят люди, рассматривающие эту работу как временную или не имеющие опыта работы в страховании. Также нередка ситуация, когда, приобретая опыт в отдельной компании, агент не видит, например, возможности зачисления в штат, а менеджер — продвижения по службе — как правило, в таком случае работник просто меняет страховую компанию. Имен

IT-сфера является одной из самых стабильных на рынке труда. Если продукт выполнен в технологии, которая себя изжила и 

MRPL = w, т. е. предельный денежный продукт труда равен предельным  Кривая MRPL фактически является кривой спроса на труд, но кривая спроса 

Более естественным является расценивать их меновую стоимость «Простой продукт» – это вклад в разделение труда, в том числе и