Рынок труда потребности рынка труда в кадрах 9 класс

Профессиональное образование и рынок труда
Оптимизация взаимодействия учреждений профессионального образования с рынком труда Автор: Н. В. Акумова
В материалах второго международного Конгресса ЮНЕСКО по профессиональному и техническому образованию (Сеул, 1999 г.) подчеркнута необходимость «сформировать новые партнерские отношения между образованием и миром труда, обеспечивающие синергию всех секторов образования, промышленности и экономики, направленные на развитие общих компетенций, этики труда, технических и предпринимательских умений и формирующие человеческие ценности и нормы, необходимые человеку для того, чтобы стать ответственным гражданином общества».
Эти рекомендации не полностью восприняты учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, многие из которых слабо взаимодействуют с рынком труда, готовят кадры без учета потребностей работодателей, вследствие чего наблюдается перепроизводство не востребованных экономикой специалистов с высшим и средним профессиональным образованием при одновременном сокращении объемов подготовки квалифицированных рабочих для базовых отраслей индустрии.
В настоящее время в связи со структурными преобразованиями обострилась проблема несоответствия имеющихся профессий (специальностей) и уровней квалификации ищущих работу требованиям работодателей, а также дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.
Специалисты выделяют отраслевые, территориальные, социальнодемографические и профессионально-квалификационные диспропорции. Отраслевые диспропорции складываются под воздействием различных темпов рыночных преобразований в экономике, промышленности и сфере услуг.
Территориальные диспропорции результат неравномерного размещения и распределения сырьевых и производственных ресурсов, различных темпов развития экономики и трудовых ресурсов. Социальнодемографические диспропорции возникают вследствие пониженной конкурентоспособности отдельных групп населения — молодежи, инвалидов, женщин.
Профессионально-квалификационные диспропорции стали следствием совокупного воздействия отраслевых, территориальных и социально-демографических диспропорций между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда в условиях недостаточного регулирования процессов воспроизводства и распределения трудовых ресурсов.
В результате перечисленных диспропорций на рынке труда возникает критическая ситуация, когда, с одной стороны, не удовлетворяются потребности предприятий в квалифицированной рабочей силе, сдерживается рост продукции и услуг, снижается конкурентоспособность организаций; а с другой стороны, появляются определенные слои незанятого населения, в том числе молодежь, нарастает социальная напряженность в обществе, недоиспользуется трудовой и интеллектуальный потенциал страны.

Диспропорция между структурой, объемами и профилями подготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования и структурой спроса на рабочую силу — одна из причин, формирующих дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда.
Решение проблемы привидения структуры и объемов подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики как необходимого условия сбалансирования спроса и предложения рабочей силы обуславливает необходимость оптимизации взаимодействия учреждений профессионального образования с рынком труда.
Взаимодействие таких систем осуществляется на основе теории самоорганизации, которая развивается под разными названиями: «теория синергетики», теория «универсального эволюционизма», «теория организации».
Теория синергетики позволяет познавать явления с позиции самоорганизации, открытости систем, роли случайности и хаоса, природы катастрофических явлений в системах, путей альтернативного развития систем и т.д.
Благодаря создаваемой рынком труда конкуренции между различными учреждениями профессионального образования постепенно происходит их самоорганизация, появляются стимулы повышения эффективности работы, вырабатываются механизмы приведения структуры и объемов подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики. Такая закономерность была установлена еще в известной теории Фишера о повышении устойчивости природы и любой биологической популяции по мере возрастания их генетического разнообразия. Однако, как показывает практика, в социальных системах, где действуют факторы разума и воли, субъективного и сознательного выбора (например, выбор человеком профессии), самоорганизация имеет исключительно сложный характер. Человек всегда имеет свои намерения, желание, а порой и профессиональное самоопределение.
В этом состоит специфика социальных систем, в которых помимо определенной внутренней структуры необходимо учитывать жестко заданное внешнее окружение, с которой эта система обменивается информацией и энергией. Эволюция таких систем определяется поведением людей во взаимодействии с условиями окружающей среды, например, с рынком труда.
Рынок образовательных услуг формируется под воздействием субъективных образовательных потребностей населения, являющихся одновременно важнейшим фактором потенциального спроса на рынке образования и потенциального предложения на рынке труда. Однако выбор человеком профессии зачастую определяется стихийными и ложными представлениями о престижности определенных профессий и специальностей. Такой выбор не всегда соответствует интересам личности и работодателей, однако существенно определяет структуру образовательных услуг и впоследствии создает проблемы с трудоустройством и эффективной занятостью молодежи.

В результате этих и других факторов наблюдается значительный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы; на каждую вакансию претендует по нескольку десятков соискателей рабочих мест. Такое положение имеет место в ряде субъектов РФ, где рынок труда с его жестким законом спроса и предложения рабочей силы и рынок образовательных услуг с его преимущественной ориентацией на конъюнктурные запросы населения, особенно молодежи, взаимодействуют слабо.
Специалисты утверждают, что данная ситуация имеет долговременный характер, и система профессионального образования в ближайшее время не сможет самостоятельно вернуться в прежнее состояние, когда она функционировала в условиях плановой экономики. В этих условиях наряду с рыночной самонастройкой, возрастает значение регулирования
рынка труда, как совокупности мер прямого и косвенного воздействия на рынок труда, с целью улучшения его функционирования, обеспечения условий воспроизводства рабочей силы и ее распределения по территориям, сферам и отраслям экономики в целях достижения сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы и рациональной занятостью населения.
Рынок труда и профессиональное образование являются формой адаптации социальных систем и, следовательно, должны быть объектом государственного и общественного регулирования. Механизм регулирования включает в себя рыночное саморегулирование, государственное регулирование и систему социального партнерства, при этом значение каждого элемента зависит от специфики регионов и темпов социально-экономических преобразований.
Основу государственной политики регулирования процессов подготовки кадров в учреждениях профессионального образования составляют: развитие систем профессионального образования; переподготовки, повышения квалификации кадров, в том числе безработных; внутрифирменного обучения; непрерывного профессионального образования, позволяющих, с одной стороны, повысить степень адаптации молодежи и взрослого населения к изменяющимся условиям спроса на рабочую силу, а с другой, — позволяющих работодателям удовлетворять свои потребности в квалифицированной рабочей силе; реализация целевых программ, через которые государство воздействует на объемы, структуру предложения рабочей силы и на спрос — непосредственно созданием и сохранением рабочих мест в общественном секторе, либо косвенно, стимулируя предпринимательство, создающее новые рабочие места; формирование сегмента организованного рынка труда и повышение эффективности деятельности территориальных служб занятости, улучшение информационного обеспечения населения; расширение объемов и качества образовательных услуг, оказываемых различным категориям населения.
В настоящее время существует противоречие между потребностями рынка труда в работниках определенных видов деятельности и перепроизводством специалистов, в которых экономика регионов уже удовлетворила спрос. Снижение объемов производства и услуг, изменение структуры спроса на профессии и специальности привели к рассогласованию рынка труда и рынка образовательных услуг.
Возникшие противоречия в некоторой степени носят объективный характер, так как для открытия новых специальностей (профессий) требуется определенное время, в то же время учебные заведения вынуждены учитывать порой конъюнктурные образовательные потребности своих абитуриентов. Так как в результате образовательные учреждения слабо реагируют на изменяющиеся потребности рынка труда, обостряется несоответствие между вновь подготовленной рабочей силой и требованиями работодателей.
Проблема несоответствия структуры и объемов подготовки кадров потребностям рынка труда имеет несколько составляющих: макроэкономическую — ухудшение воспроизводства и обеспечения отраслей экономики квалифицированной рабочей силой; макроэкономическую — ухудшение обеспеченности организаций квалифицированной рабочей силой, что может привести к снижению их конкурентоспособности на международных и отечественных рынках; социальную — риск безработицы среди выпускников и недоиспользование их трудового и интеллектуального потенциала; финансовую — низкая эффективность использования средств на подготовку молодых специалистов и необходимость ее переподготовки.
Учебные заведения, оказывая образовательные услуги, должны учитывать требования работодателей, положение в сфере занятости и на региональных рынках труда, что делает проблему оптимизации взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда многомер Важной задачей на современном этапе развития РФ становится мониторинг рын

Общая потребность в кадрах на предприятиях и в организациях Наиболее востребованы на рынке труда представители таких 

HeadHunter проанализировали ситуацию на рынке труда Кубани перед традиционно  потребности в кадрах министерством образования и науки 

Концепция действий на рынке труда Томской области до 2020 года, выполнена с учетом заявленной работодателями потребности в кадрах и