Роль внебюджетных фондов в рыночной экономике

3
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Бузулукский гуманитарно-технологический институт
(филиал) государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования -
"Оренбургский государственный университет"
Факультет дистанционных технологий образования
Кафедра "Финансы и кредит"
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: "Бюджет и бюджетная система РФ"
Государственные внебюджетные фонды (отдельные фонды) и их роль в решении социальных задач
БГТИ (Ф) ГОУ ВПО ОГУ 080105004 25 00
Руководитель работы
_______Зорина М.А.
"__"________2008 г.
Исполнитель
Студент гр.3001
______Сивашова О.Ю.
"__"________2008 г.
Бузулук 2008
Задание на курсовую работу
Государственные внебюджетные фонды (отдельные фонды) и их роль в решение социальных задач.
Исходные данные к работе: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Законодательные акты Российской Федерации, учебные пособия под редакцией Романовского М.В., Колпакова Г.М., периодические издания: журналы "Финансы", "Бюджет", "Финансы и кредит", "Экономист", "Банковское дело", "Вопросы экономики", "Экономика и жизнь".
Перечень подлежащих разработке в работе вопросов: Сущность и значение государственных внебюджетных фондов, анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов, проблемы и перспективы развития государственных внебюджетных фондов.
Перечень графического материала: схема и рисунок, характеризующий дефицит (профицит) распределительной составляющей пенсионной системы.
Дата выдачи задания "__"___________ 2008 г.
Руководитель работы ________ Зорина М.А.
Исполнитель:
Студент гр.3001 __________ Сивашова О.Ю.
Срок защиты работы: "__"__________ 2008 г.
Бузулук 2008
Содержание
• ВВЕДЕНИЕ
• 1. Сущность и значение государственных внебюджетных фондов
• 1.1 Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондов
• 1.2 Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи
• 2. Роль фонда социального страхования в решении социальных задач
• 2.1 Место и роль социального страхования в системе социальной защиты населения
• 2.2 Состав и структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ (ФСС)
• 2.3 Проблемы и состояние социального страхования в России
• 3. Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач
• Заключение
• Список использованных источников

• Приложения
ВВЕДЕНИЕВ ходе перехода к рыночной экономике произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена - общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились внебюджетные фонды. Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т. ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:Пенсионный фонд Российской Федерации;Фонд социального страхования Российской Федерации;Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;Государственный фонд занятости населения Российской Федерации(С 2000 года Государственный фонд занятости населения не формируется).Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.Объектом исследования являются государственные внебюджетные фонды и их роль в решении социальных задач. Методологической базой при написании данной курсовой работы явились следующие виды литературы: Бюджетный кодекс, Федера

>Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Бузулукский гуманитарно-технологический институт
(филиал) государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования -
"Оренбургский государственный университет"
Факультет дистанционных технологий образования
Кафедра "Финансы и кредит"
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: "Бюджет и бюджетная система РФ"
Государственные внебюджетные фонды (отдельные фонды) и их роль в решении социальных задач
БГТИ (Ф) ГОУ ВПО ОГУ 080105004 25 00
Руководитель работы
_______Зорина М.А.
"__"________2008 г.
Исполнитель
Студент гр.3001
______Сивашова О.Ю.
"__"________2008 г.
Бузулук 2008
Задание на курсовую работу
Государственные внебюджетные фонды (отдельные фонды) и их роль в решение социальных задач.
Исходные данные к работе: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Законодательные акты Российской Федерации, учебные пособия под редакцией Романовского М.В., Колпакова Г.М., периодические издания: журналы "Финансы", "Бюджет", "Финансы и кредит", "Экономист", "Банковское дело", "Вопросы экономики", "Экономика и жизнь".
Перечень подлежащих разработке в работе вопросов: Сущность и значение государственных внебюджетных фондов, анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов, проблемы и перспективы развития государственных внебюджетных фондов.
Перечень графического материала: схема и рисунок, характеризующий дефицит (профицит) распределительной составляющей пенсионной системы.
Дата выдачи задания "__"___________ 2008 г.
Руководитель работы ________ Зорина М.А.
Исполнитель:
Студент гр.3001 __________ Сивашова О.Ю.
Срок защиты работы: "__"__________ 2008 г.
Бузулук 2008
Содержание
• ВВЕДЕНИЕ
• 1. Сущность и значение государственных внебюджетных фондов
• 1.1 Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондов
• 1.2 Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи
• 2. Роль фонда социального страхования в решении социальных задач
• 2.1 Место и роль социального страхования в системе социальной защиты населения
• 2.2 Состав и структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ (ФСС)
• 2.3 Проблемы и состояние социального страхования в России
• 3. Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач
• Заключение
• Список использованных источников
• Приложения
ВВЕДЕНИЕВ ходе перехода к рыночной экономике произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена - общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились внебюджетные фонды. Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т. ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:Пенсионный фонд Российской Федерации;Фонд социального страхования Российской Федерации;Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;Государственный фонд занятости населения Российской Федерации(С 2000 года Государственный фонд занятости населения не формируется).Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.Объектом исследования являются государственные внебюджетные фонды и их роль в решении социальных задач. Методологической базой при написании данной курсовой работы явились следующие виды литературы: Бюджетный кодекс, Федеральные законы, учебники под редакцией Александрова И.М., Дробозиной Л.А., Ковалевой А.М., Ковалевой Т.М., Барулина С.В., журнал "Аналитический вестник" и др. 1. Сущность и значение государственных внебюджетных фондов 1.1 Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондовФинансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности (см. Приложение А).Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств.Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).Внебюджетные фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также гос

1.1. Особенности развития экономики депрессивного региона 9. 1.2. Роль государственных социальных внебюджетных фондов в развитии экономики и 

Диссертация 1996 года на тему Повышение роли бюджета и внебюджетных фондов в условиях реформирования экономики региона :На примере 

Экономические внебюджетные фонды, их роль и значение. Отраслевые и межотраслевые фонды НиОКР, порядок их образования и использования