Список развивающихся и наименее развитых стран

В 1968

году ЮНКТАД была одобрена Генеральная система преференций, которая предполагает предоставление развитыми странами преференций развивающимся и наименее развитым странам: сниженных или нулевых ставок таможенных пошлин на ряд товарных позиций. В рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле и впоследствии в правовой системе ВТО стала действовать «разрешительная оговорка», предоставляющая на бессрочной основе изъятие в отношении режима наибольшего благоприятствования для применения схем преференций. 
В настоящее время в 12 странах и объединениях - включая США, Европейский союз и Евразийский экономический союз применяются системы тарифных преференций. Несмотря на то что применение преференций оказывает в отдельных случаях положительное влияние на экономический рост в наименее развитых и развивающихся странах, произвольность критериев построения преференциальных схем часто подвергается критике. В России система тарифных преференций начала действовать с 1990х годов. В 2010 г. вступила в силу единая система тарифных преференций Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, которая фактически стала основой для Единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза - ЕСТП ЕАЭС. В настоящий момент в ЕАЭС действуют два перечня стран и единый перечень товаров, на которые распространяются преференции. Для наименее развитых стран преференции означают предоставление нулевых таможенных пошлин, для развивающихся стран - 75% от действующего уровня пошлин. В перечень развивающихся стран входят 103 страны, из которых основными бенефициарами преференций являются Бразилия, Китай, Турция, Парагвай, Аргентина, Уругвай, Чили, Эквадор, Египет и Иран. В перечень наименее развитых стран входят 49 стран, которые имеют статус наименее развитых по классификации ООН, основными бенефициарами из их числа являются Бангладеш, Мьянма и Эфиопия, Малави, Афганистан и Камбоджа. В перечень преференциальных товаров входят преимущественно сельскохозяйственные товары, а также товары низкой степени переработки - сырье и полуфабрикаты. Абсолютное большинство тарифных преференций на импорт из развивающихся стран предоставляется в отношении мяса и пищевых мясных субпродуктов - до 2013 года - более 50% от общего импорта преференциальных товаров, в 2013 году свинина и мясо птицы были исключены из перечня, овощей и корнеплодов - около 14%, фруктов и орехов - около 13%. Основными преференциальными товарами, импортируемыми из наименее развитых стран, являются злаки - более 50%, рыба и морепродукты - около 9%, табак - около 8%. Основные параметры систем тарифных преференций были сформированы в 70-80-е годы. С тех пор, особенно в 2000-е годы, произошли существенные изменения в уровне развития стран, включенных в перечни. Начиная с 2000 г. развивающиеся страны показывают не только более высокие темпы экономического роста и роста экспорта, чем в предыдущие периоды, но и более высокие темпы роста по сравнению с развитыми странами. В результате доля развивающихся стран в мировой экономике выросла с 34,4% в 1990 г. до 48,9% в 2014 г., а доля развитых сократилась с 54,4% до 43,1%, соответственно. В 1990 г. доля развивающихся стран в мировом экспорте составляла 20,3%, в 2014 г. - уже 31,0%. Развивающиеся страны производят широкий спектр товаров, конкурентоспособных без предоставления им тарифных преференций. Все это указывает на необходимость пересмотра параметров систем тарифных преференций с учетом современных реалий международной торговли. С учетом роста импорта из развивающихся стран развитые страны, предоставляющие преференции, уже начали постепенно пересматривать свои национальные схемы, меняя как список стран-бенефициаров, так и перечни товаров. С 1 января 2014 г. в ЕС вступила в силу последняя редакция системы, предполагающая предоставление льгот при экспорте товаров для трех категорий стран - всего 49 наименее развитых и 47 развивающихся стран, для которых действуют разные перечни товаров и разные масштабы снижения ставок таможенных пошлин: - наименее развитые страны - Everything But Arms, согласно классификации Организации объединенных наций; - развивающиеся страны - Generalized System of Preferences, классифицируемые Всемирным банком как страны с уровнем доходов на душу населения ниже среднего в течение 3 лет, непосредственно предшествующих обновлению списка стран-бенефициаров; - развивающиеся страны, в отношении которых действуют дополнительные преимущества - Generalized System of Preferences + при условии соответствия ряду критериев. В США в перечни стран-пользователей системы тарифных преференций включены 78 развивающихся стран и 43 наименее развитых. Особенностью системы преференций в США является ее обусловленность факторами, имеющими косвенное отношение к уровню экономического развития стран: приверженность либеральным ценностям, выражение «стремления к справедливому и разумному доступу к своим рынкам и основным товарным ресурсам», степень защиты прав интеллектуальной собственности и др. В части выбора перечней товаров анализ систем преференций в других странах показывает, что этот выбор все больше является инструментом защиты национальных производителей - в перечни входят только те товары, которые создают наименьшую конкуренцию для аналогичной отечественной продукции, чувствительные товары из перечней исключены. При этом, многие из товаров, не входящих в списки, являются наиболее конкурентоспособными в развивающихся и наименее развитых странах. В ЕС в списки преференций не входит большее, по сравнению с США, количество товаров, при этом большинство из невключенных позиций являются товарами сельскохозяйственного производства - около половины товарной номенклатуры сельскохозяйственной продукции не попадает под действие преференций, включая рис, бананы и сахар. Практически все товары, субсидируемые ЕС в рамках Единой сельскохозяйственной политики ЕС - Common Agricultural Policy - CAP не входят в схему преференций, соответствующие страны не получают по ним тарифных уступок. Таким образом, схемы преференций, формально направленные на содействие развитию, в действительности не рассматривают критерий облегчения торговли для развивающихся и наименее развитых стран в качестве основного, а построены таким образом, чтобы сохранить защиту собственных производителей и не предоставлять преференции по соответствующим товарам. Примерно те же цели преследует и установление условий исключения товарных позиций из перечня. В США товары могут быть изъяты из перечня в случае, если экспортные отрасли развивающихся или наименее развитых стран достигли высокого уровня конкурентоспособности. «Порог конкурентоспособности» считается достигнутым, если стоимость импорта этого товара в США превысила устанавливаемый ежегодно стоимостной предел - 165 млн долл. США в 2014 году, увеличивается ежегодно на 5 млн долларов, или если стоимость импорта этого товара превысила 50% общего импорта данного товара в США за конкретный календарный год. Аналогично системе CNL, применяемой в США, в ЕС действует система «окончания». Данная система отличается от американской, и согласно ей, когда импорт того или иного товара из какой-либо страны, по отношении к которой применяются преференции, превышает 17,5% - 14.5% для текстиля, от общего импорта этого товара из всех стран-бенефициариев в течение трех лет, то для этой страны в отношении именно этого товара перестают действовать преференции. Основанием для применения такой системы исключения товаров из списка является то, что некоторые развивающиеся страны, хотя и имеют низкие среднедушевые показатели дохода, обладают высокой конкурентоспособностью в отдельных секторах. Данные сектора - к примеру, текстиль, химическая продукция, изделия из кожи конкурентоспособны на мировом рынке, в связи с чем, согласно Европейской комиссии, отсутствует необходимость предоставлять преференции в отношении таких товаров данным странам. Пересмотр параметров ЕСТП ЕАЭС, по-видимому, должен преследовать аналогичные цели - сокращение масштаба фактически предоставляемых преференций. Так, целесообразно разделение списков товаров для развивающихся и наименее развитых стран. При формировании списка товаров для развивающихся стран необходимо руководствоваться аналогично другим развитым странам прагматичным подходом, исключая из списка чувствительные товары. Необходимо установить и критерии исключения товаров из списка. Формирование перечня товаров для наименее развитых стран должно учитывать Решение 9-ой Министерской конференции ВТО по обеспечению беспошлинного и бесквотного доступа на рынок, по крайней мере, для 97% тарифных линий импорта из наименее развитых стран. Практика показывает, что оставшиеся 3% тарифных линий, не подпадающие под преференции, могут потенциально покрывать от 90% до 98% всего экспорта из наименее развитых стран - наиболее чувствительные позиции - это импорт текстиля и одежды из Бангладеш и Камбоджи. 3% тарифных линий в ЕАЭС - это около 315 позиций, всего в 2014 году импорт товаров из наименее развитых стран осуществлялся по 1132 тарифным линиям. В ЕСТП ЕАЭС к настоящему времени из 103 стран, включенных в перечень развивающихся стран, 22 страны достигли высокого уровня дохода, что дает основания для их исключения. Особенностью ЕСТП ЕАЭС является то, что все государства-члены ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, сами являются бенефициарами тарифных преференций, предоставляемых другими странами в отношении развивающихся и наименее развитых стран. Только Россия рассматривается Всемирным банком как страна с высоким уровнем дохода. Республика Беларусь и Республика Казахстан классифицируются как страны с доходом выше среднего, Республика Армения и Киргизская Республика классифицируются как страны с доходом ниже среднего. Это не соответствует международной практике: абсолютное большинство стран- доноров в мире - это страны с высоким уровнем доходов. Это позволяет обсуждать возможность повышения критического показателя дохода для включения стран в перечень для предоставления преференций. Наприм

Промышленно развитые, или индустриальные страны, (ПРК, industrial группе наименее развитых" принадлежат примерно 50 развивающихся стран.

За 40 лет всего 11 стран смогли выйти из списка наименее развитых стран и войти в список развивающихся (Экваториальная Гвинея, Ангола, 

За 40 лет всего 8 стран смогли выйти из списка наименее развитых стран и войти в список развивающихся (Экваториальная Гвинея, Гайана, Вьетнам,