Расходы муниципального бюджета города

Местные бюджеты являются главным инструментом финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Основным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, относящиеся к жизнеобеспечению населения. Одной из основных проблем, мешающих вести работу по повышению эффективности расходования средств региональных и местных бюджетов, является недостаточный уровень менеджмента в общественном секторе. По экспертным оценкам, обеспечение полного финансирования текущих расходов местных бюджетов может быть осуществлено за счет принятия комплексных мер, включающих: сокращение издержек оказания бюджетных услуг; оптимизацию количества и изменение структуры оказываемых услуг; увеличение стоимости бюджетных услуг, оплачиваемых потребителями; ревизию и сокращение льгот, наведение порядка с их получением; сокращение несанкционированного пользования общественными услугами и т.п. В статье исследуются особенности формирования и исполнения расходов местных бюджетов Российской Федерации в современных условиях, выявление проблем и определение направлений повышения эффективности использования бюджетных средств на примере г. Владикавказ. Авторами обусловлены задачи, среди которых можно отметить: исследование экономического содержания бюджета и его роли в социально-экономическом развитии государства, региона и муниципального образования; изучение экономического содержания классификации расходов местного бюджета; определение основ формирования расходов местных бюджетов; проведение анализа формирования и исполнения расходов местного бюджета на примере бюджета городского округа г. Владикавказ за 2012–2014 гг.; выявление проблем повышения эффективности использования средств местных бюджетов и обозначение путей их решения.
6. Цуциева О.Т. Региональная экономическая политика: сущность, модели и механизмы реализации // Вестник Калмыцкого университета. – 2009. – № 7. – С. 56–61.
Местные бюджеты играют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая функционирование основной сети учреждений общего образования, медицинских и социальных учреждений. Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Расходы местных бюджетов имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения.
Расходы бюджета муниципального образования представляют собой денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функции муниципального образования.

Из бюджета г. Владикавказа финансируются расходы, связанные с решением вопросов местного значения, управлением и развитием экономики и социальной сферы городского округа г. Владикавказа.
Исключительно из бюджета г. Владикавказа финансируются расходы на содержание органов самоуправления, формирование муниципальной собственности и управление ею; организацию, содержание и развитие учреждений непроизводственной сферы, муниципального ЖКХ, муниципального дорожного строительства и другие.
В состав расходов бюджета городского округа г. Владикавказа входят расходы: на общегосударственные вопросы; национальную безопасность, правоохранительную деятельность; национальную экономику; жилищно-коммунальное хозяйство; образование; культуру, кинематографию и средства массовой информации; здравоохранение и спорт; социальную политику
За период 2012–2014 гг. в бюджете г. Владикавказа наибольший удельный вес составляли расходы на финансирование ЖКХ и образование.
На финансирование образования в 2012 г. было выделено 42,2 % общего объема расходов, в 2013 г. произошло их увеличение на 10 %. В 2014 г. наблюдалось небольшое сокращение расходов – на 0,6 %. С 2012 по 2014 г. удельный вес расходов на образование снизился на 9,8 %.
Из общей суммы расходов на образование наибольший удельный вес занимало общее образование: в 2012 г. – 47,9 %, в 2013 г. – 52,6 %, в 2014 г. – 48,5 %.
На финансирование здравоохранения в 2012 г. было выделено 9,9 % общей суммы расходов. В 2013 г. их доля снизилась и составила 2,4 %. В 2014 г. удельный вес этих расходов сократился до 0,2 %. В целом с 2012 по 2014 г. имело место уменьшение доли этих расходов до 1,1 %.
Особая ситуация, сложившаяся в сфере здравоохранения, связана с изменениями в финансировании на федеральном уровне. Так, средства, до 2013 г. поступавшие в медучреждения из регионального и федерального бюджетов, а также Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС), теперь аккумулируются только в фонде.
Доля расходов на социальную политику с 2012 по 2013 г. имела тенденцию к снижению. Так, если в 2012 г. они составляли 2,2 %, то к 2013 г. – 1,5 %, а в 2014 г. доля расходов на эти цели снизилась до 1,3 % общей суммы расходов бюджета.
Таким образом, в исследуемом периоде из общего объема социальных расходов бюджета городского округа г. Владикавказа наиболее значительные суммы направлялись на финансирование образования (в основном общего), а также здравоохранения, в частности оказания скорой медицинской помощи.

Одной из самых больших статей расходов бюджета городского округа г. Владикавказа является жилищно-коммунальное хозяйство. В 2012 году финансирование составило 854 057,5 млн руб., или 94,3 % плана.
В 2013 году ЖКХ профинансировано на сумму 910 620,7 тыс. руб., или 83,9 % плана. Это на 10,4 % ниже уровня исполнения 2012 г. В 2014 г. имело место незначительное уменьшение как объема фактических расходов на ЖКХ, так и показателя исполнения плановых назначений, который составил 83 % плана, что на 0,9 % ниже 2013 г.
Следует отметить, что в 2012–2014 гг. ни одна статья расходов на ЖКХ не была полностью профинансирована. Более того, проведенный анализ исполнения бюджета городского округа г. Владикавказа по расходам показал, что за исследуемый период имело место недовыполнение бюджетных назначений практически по всем статьям расходов.
Тем не менее Северная Осетия уже второй год подряд попадает в число «хорошистов» по качеству управления региональными финансами, в том числе и муниципальными. Министерство финансов РФ, ежегодно оценивающее субъекты Российской Федерации, в 2013 и 2014 годах отнесло регион ко второй группе, отметив качество бюджетного планирования, эффективное прогнозирование доходной части бюджета и управление налоговыми льготами. Кроме того, ведомством отмечена высокая степень прозрачности бюджетного процесса. Все материалы, такие как закон о республиканском бюджете и отчеты о его исполнении, доступны для населения: проводятся общественные слушания, информация размещается в средствах массовой информации и сети Интернет.
Проведенный анализ исполнения бюджета городского округа г. Владикавказа по расходам показал, что за исследуемый период имело место недовыполнение бюджетных назначений практически по всем статьям расходов.
За исследуемый период исполнение бюджета городского округа г. Владикавказа по расходам составило: в 2012 году 96,9 % плана; 2013 – 92,6 %; 2014 – 89,9 % плана.
Одной из основных проблем, мешающих вести работу по повышению эффективности расходования средств региональных и местных бюджетов, является недостаточный уровень менеджмента в общественном секторе.
Нормативная база в недостаточной мере регулирует все этапы расходования денежных средств территориальных бюджетов; не имеется системы, стимулирующей и контролирующей работу органов и местного самоуправления, а также отдельных служащих по проведению более рациональной политики в отношении бюджетных расходов.
По мнению специалистов, обеспечение полного финансирования текущих расходов местных бюджетов может быть осуществлено за счет принятия комплексных мер, включающих сокращение издержек оказания бюджетных услуг, оптимизацию количества и изменение структуры оказываемых услуг, увеличение стоимости бюджетных услуг, оплачиваемых потребителями, ревизию и сокращение льгот, сокращение несанкционированного пользования общественными услугами и т.п.
При подготовке мероприятий по оптимизации расходов местных бюджетов следует исходить из того, что основным условием рационального и эффективного расходования бюджетных средств среди прочего является принцип самостоятельности бюджетов, который определяет право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, в том числе определять формы и направления расходования средств местных бюджетов (за исключением расходов, финансируемых за счет бюджетов других уровней).
Среди наиболее действенных мер, направленных на повышение эффективности расходования средств местных бюджетов, также следует отметить:
– составление и ведение реестра расходных обязательств муниципального образования;
– проведение оценки эффективности бюджетных расходов, включающее оценку обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры муниципального образования и осуществление мониторинга реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств;
– объединение усилий муниципальных образований для решения крупных хозяйственных проблем, вопросов предоставления социальных услуг, требующих значительных финансовых и материальных ресурсов;
– оптимизация бюджетных расходов путем проведения конкурсов по муниципальным закупкам в рамках муниципального заказа, в частности, внедрение системы прокьюремента – совокупности практических методов и приемов, а также инструментов, применяемых в процессе организации закупок, предоставления объектов в аренду, распределения заказов в ходе осуществления конкурсных торгов, концессию с целью рационализации процедур, облегчения их для участников, соблюдения справедливости, предотвращения коррупции; форма управленческой технологии;
– мониторинг и контроль за расходами местного бюджета.
Наиболее широко применяемым и, как показывает практика, одним из самых эффективных направлений реформирования бюджетного сектора Российской Федерации является бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), реализуемое с середины

Приложение 2 к Решению Муниципального Совета от 15.12.2016 г. № 91 «Ведомственная структура расходов местного бюджета муниципального 

Расходы муниципального бюджета муниципального образования «Город Майкоп» предлагаются в сумме 2 186 162,0 тыс. руб., с уменьшением на 152 

Бюджет муниципального образования г. Общий объем расходов бюджета города Сочи на 2013 год был запланирован с ростом к