Расходы бюджета по целевым программам

Контрольно-счетная палата Новосибирской области рекомендует контрольно-счетным органам муниципальных образований при проведении экспертиз проектов местных бюджетов на 2016 год (и плановый период 2017 и 2018 годов) обратить внимание на особенности формирования кодов целевых статей расходов.
В соответствии с п.3.2 ст.184.1 БК РФ (применяемой начиная с формирования бюджетов на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов) законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что целевые статьи расходов местных бюджетов в обязательном порядке формируются в соответствии с муниципальными программами и не включенными в муниципальные программы (непрограммными) направлениями деятельности муниципальных органов.
В Новосибирской области соответствующий закон не принят, и местные бюджеты могут формироваться без распределения расходов по муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности. Решение о переходе на программную структуру бюджета принимается муниципальными образованиями самостоятельно и должно быть закреплено в правовом акте представительного органа, регулирующем состав и содержание решения о местном бюджете (в положении о бюджетном процессе).
При этом следует учитывать, что в соответствии с п.3.1 ст.184.1 БК РФ целевые статьи расходов бюджетов субъектов РФ с 2016 года в обязательном порядке формируются в соответствии с государственными программами и непрограммными направлениями деятельности. Формулировки областного закона о бюджетном процессе утверждены с учетом перехода на программную структуру областного бюджета и могут быть перенесены в муниципальные правовые акты только в случае принятия аналогичного решения в отношении местного бюджета.
Решение о переходе на программную структуру бюджета целесообразно принимать, если в муниципальном образовании разработано несколько муниципальных программ, включающих значительную часть расходов местного бюджета. При этом распределение бюджетных ассигнований в решении о местном бюджете может утверждаться следующими способами:
по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (или группам и подгруппам) видов расходов (промежуточная структура);
и (или) по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (или группам и подгруппам) видов расходов (программная структура).
Во втором случае ассигнования также могут распределяться по разделам и подразделам расходов, в случае, если это установлено правовым актом представительного органа муниципального образования. В случае, если проект решения о бюджете не содержит приложение с распределением бюджетных ассигнований по разделам и подразделам расходов, приложение с соответствующим распределением включается в состав приложений к пояснительной записке к проекту закона о бюджете (ст.184.2 БК РФ).

При переходе на программную структуру бюджета на данном этапе рекомендуется утверждать в решении о местном бюджете оба указанных выше распределения бюджетных ассигнований (промежуточную и программную структуру). При этом в программной структуре рекомендуется указывать коды разделов и подразделов расходов (например, после кода вида расходов).
Кроме того, в соответствии со ст.6 БК РФ при переходе на программную структуру бюджета ведомственная структура расходов также может либо включать коды разделов и подразделов расходов либо не включать их. В положении о бюджетном процессе рекомендуется указать, что ведомственная структура расходов местного бюджета представляет собой распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (или группам и подгруппам) видов расходов.
С 2016 года из общей 20-тизначной структуры кода бюджетной классификации расходов исключаются коды операций сектора государственного управления (ст.21 БК РФ в ред. Федерального закона от 22.10.2014 № 311-ФЗ). В связи с этим, а также в целях дальнейшего развития подходов к формированию программного бюджета Минфином РФ изменены принципы построения кода целевых статей расходов. Указания о порядке применения бюджетной классификации на 2016 год утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (путем введения в него дополнительных разделов Приказом от 08.06.2015 № 90н).
С 2016 года код целевой статьи будут состоять из 10 разрядов (8-17 разряды 20-тизначного кода классификации расходов), число разрядов увеличено на 3 за счет исключенных кодов операций сектора государственного управления. Структура кода целевой статьи расходов включает код программной (непрограммной) статьи (первые 5 разрядов) и код направления расходов (последние 5 разрядов). В коде целевой статьи могут использоваться не только цифры, но и буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я, D, F, G, I, J, L, N, Q, R, S, U, V, W, Y, Z.
При переходе на программную структуру бюджета финансовый орган муниципального образования самостоятельно определяет структуру программной (непрограммной) части кода целевой статьи расходов (первые 5 разрядов) для отражения бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности муниципальных органов. За основу могут быть взяты принципы, используемые в федеральном бюджете.

Согласно Указаниям Минфина РФ структура кода целевой статьи расходов федерального бюджета с 2016 года включает следующие составные части:
код программного (непрограммного) направления расходов (разряды 1-2), предназначенный для кодирования государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности;
код подпрограммы (разряд 3), предназначенный для кодирования подпрограмм государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, предусмотренных в рамках государственных программ Российской Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ в рамках непрограммных направлений деятельности;
код основного мероприятия (разряды 4-5), предназначенный для кодирования основных мероприятий и ведомственных целевых программ в рамках подпрограмм государственных программ Российской Федерации, подпрограмм федеральных целевых программ;
код направления расходов (разряды 6-10), предназначенный для кодирования направлений расходования средств, конкретизирующих (при необходимости) отдельные мероприятия.
Сначала коды программного (непрограммного) направления расходов (разряды 1-2) присваиваются государственным программам (последовательно, в порядке возрастания). Затем коды присваиваются непрограммным направлениям расходов (коды 71-99). В областном бюджете коды целевых статей расходов формируются в аналогичном порядке, за исключением того, что код основного мероприятия практически во всех программах имеет значение «00», используется только один код непрограммного направления расходов «99», ведомственные целевые программы кодируются кодом направления расходов.
Коды направлений расходов (последние 5 разрядов кода целевой статьи) по-прежнему будут использоваться для выделения расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет целевых межбюджетных трансфертов из другого бюджета. Коды направлений расходов 50000 – 59990 в местных бюджетах должны использоваться для отражения расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства федерального бюджета. Для отражения расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства областного бюджета, в основном, используются коды направлений расходов 70000 – 79990.
Кроме того, с 2016 года коды направлений расходов планируется использовать для выделения расходов за счет собственных средств соответствующего бюджета, в целях софинансирования которых соответствующему бюджету предоставляются межбюджетные субсидии из другого бюджета. В областных правовых актах, такие расходы обычно называются долевым софинансированием за счет собственных средств местных бюджетов. Однако, исходя из ст.132, 139, 142.2, 142.3 БК РФ бюджет, предоставляющий субсидии, софинансирует расходы бюджета, получающего субсидии (а не наоборот). В ч.3 ст.18 Закона об областном бюджете на 2016-2018 гг. такие расходы названы долевым финансированием за счет средств местных бюджетов расходных обязательств, в целях софинансирования которых местным бюджетам предоставляются субсидии из областного бюджета. В федеральных правовых актах такие расходы называются объемом бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ и (или) муниципальных бюджетов на исполнение расходных обязательств, софинансирование которых осуществляется из федерального бюджета.
В Указаниях Минфина РФ предусмотрен следующий порядок использования кодов направлений расходов для отражения бюджетных ассигнований за счет собственных средств бюджета, в целях софинансирования которых соответствующему бюджету предоставляются межбюджетные субсидии:
коды R0000 – R9990 используются для отражения расходов бюджетов субъектов РФ (в том числе расходов на предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам), в целях софинансирования которых бюджетам субъектов РФ предоставляются субсидии из федерального бюджета;
коды L0000 – L9990 используются для отражения расходов местных бюджетов (в том числе расходов на предоставление межбюджетных трансфертов другим местным бюджетам), в целях софинансирования которых местным бюджетам предоставляются межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ за счет субсидий из федерального бюджета;
коды S0000 – S9990 используются для отражения расходов местных бюджетов (в том числе расходов на предоставление межбюджетных трансфертов иным местным бюджетам), в целях софинансирования которых местным бюджетам предоставляются субсидии из бюджетов субъектов РФ (или местных бюджетов) за счет собственных средств бюджетов субъектов РФ (или местных бюджетов).
При этом во всех бюджетах, которые выделяют собственные средства в рамках использования субсидии из вышестоящего бюджета, должно быть обеспечено совпа

Федеральные целевые программы Тем не менее до сих пор удельный вес ФЦП в расходах федерального бюджета незначителен.

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на:  Финансирование целевых медицинских программ, развитие 

Проект ФЦП | Структура ФЦП |. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных (федеральных) целевых программ (тыс.