Расчет прогноза доходов бюджета

знать
– принципы прогнозирования доходов бюджетов РФ;
– основные экономико-математические методы для прогнозирования доходов бюджета;
– перечень расчетов поступлений в федеральный бюджет отдельных видов налогов и сборов;
– сводный финансовый баланс РФ;
уметь
– определять ключевые нормативные акты и программные документы для составления прогноза поступлений в федеральный бюджет;
– выделять ключевые виды налогов и сборов, используемые для формирования доходной части бюджета;
владеть навыками
– прогнозирования доходной части бюджетов РФ.
В условиях среднесрочного планирования бюджетного процесса возрастает роль методологии планирования поступлений в доходы бюджетов бюджетной системы РФ. Фактически от качества и достоверности планирования доходной части бюджета зависит устойчивость и сбалансированность всей бюджетной системы государства. Адекватный прогноз доходной части бюджета позволяет взвешенно оценить сценарии развития экономики страны, а также снизить риски наступления неблагоприятных для бюджета и экономики страны событий. В данной главе рассматриваются основные положения БК, регулирующие процесс прогнозирования доходов бюджетов. В главе также приведены основные документы, разрабатываемые в рамках государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации. Особое внимание уделяется прогнозированию доходов федерального бюджета, осуществляемому Минфином России в рамках подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете. В качестве примера приведены особенности расчетов поступлений платежей в федеральный бюджет по налогу на прибыль.
Ключевые понятия
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации, прогноз социально-экономического развития территории, сценарные условия развития Российской Федерации, сводный финансовый баланс Российской Федерации
В целях обеспечения преемственности и предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетов бюджетной системы РФ к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ формируются и утверждаются на трехлетний период.
БК предусмотрено, что прогнозирование доходов бюджета осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства РФ, а также законодательства РФ, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы РФ.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437, в функции Минэкономразвития России входит разработка государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, прогнозных расчетов общеэкономических показателей системы национальных счетов.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития в Российской Федерации осуществляется в соответствие с Федеральным законом от 20.07.1995 № 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", которым определены цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.
Законом также определен состав системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, а также основные принципы государственного прогнозирования Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, осуществляемого Правительством РФ.
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.
Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства, а также используются для прогнозирования доходов бюджета РФ, подготавливаемого Минфином России, в рамках разработки федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" в значительной мере устарел и не соответствует повышающимся требованиям к системе государственного прогнозирования. Прогнозирование доходов федерального бюджета осуществляется Минфином России в рамках подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете. Для целей прогнозирования доходов федерального бюджета используется информация, предоставляемая: ФНС России, Росстатом, Минэкономразвития, Роснедвижимости, ФТС России, Минприроды России, Казначейством России, Росимуществом.
В процессе прогнозирования доходов бюджета важную роль играет информация о налогах и сборах, представленная в данных форм налоговой отчетности, собираемых ФНС России. ФНС России осуществляет регламентированный сбор информации в соответствии с формами налогового учета и отчетности налогоплательщиков, и форм статистической налоговой отчетности, формированием которых заняты управления ФНС России по субъектам РФ, межрегиональные налоговые инспекции и инспекции ФНС на местах. При этом налоговая отчетность содержит важную информацию об объемах поступлений налогов, сборов и иных обязательных поступлений в доходы федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов.
Практически по каждому налогу существует утвержденная форма статистической налоговой отчетности, содержащая основную информацию о налоговой базе и структуре начислений конкретного налога.
Пример
Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на добычу полезных ископаемых содержит сведения о количестве и стоимости добытых полезных ископаемых, информацию о сумме налога, подлежащего уплате в бюджет, о недопоступивших суммах налога в связи с предоставлением налоговых льгот и размерах доначислений налога к уплате за прошлые налоговые периоды. Информация предоставляется в разрезе видов полезных ископаемых, а также субъектов РФ, на территории которых зарегистрирована организация, осуществляющая деятельность по добыче полезных ископаемых. Используя данную информацию, возможно осуществить прогнозирование размеров налоговой базы по данному налогу.
Данные остальных федеральных служб существенно дополняют информацию по различным видам налогов и сборов. В частности, при разработке прогноза доходов федерального бюджета используются данные таможенной статистики внешней торговли РФ, а также информация ФТС России об объемах и структуре экспорта и импорта, о суммах таможенных платежей, не поступивших в федеральный бюджет в результате предоставления льгот по их уплате в отчетном году.
Минэкономразвития России является основным источником данных по показателям социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов.
На основе данных Росстата и собственных расчетов Минэкономразвития России публикует основные показатели социально-экономического развития и сводного финансового баланса Российской Федерации.
Особое значение в процессе прогнозирования доходов федерального бюджета имеют сценарные условия развития экономики Российской Федерации на ближайшие несколько лет, содержащие основные макроэкономические показатели и параметры функционирования экономики России на прогнозируемый период. На основе этих данных возможно рассчитать прогноз налоговой базы поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ.
Для определения прогнозируемых объемов налогооблагаемой базы по основным налоговым источникам доходов федерального бюджета на очередной финансовый год Минфином России используются данные отчетности Казначейства России об исполнении доходной части федерального и консолидированного бюджетов за предпрогнозный период, а также показатели утвержденного федерального бюджета на предыдущий прогнозному год, скорректированные с учетом ожидаемой оценки исполнения параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозируемый период.
Статьей 160.1 БК установлена обязанность главного администратора доходов бюджета предоставлять необходимые сведения для составления проекта бюджета или среднесрочного финансового плана. Исходя из этого положения федеральные органы государственной власти, являющиеся в соответствии с законом о федеральном бюджете главными администраторами доходов федерального бюджета, представляют прогнозные данные в Минфин России по поступлению администрируемых ими доходов федерального бюджета.
Помимо перечисленных выше показателей при прогнозировании налоговых доходов учитывается предстоящее внесение изменений в бюджетное законодательство, а также в законодательство о налогах и сборах, которые отражаются в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики, разрабатываемых Минфином России на очередной финансовый год и плановый период. К таким изменениям относятся введение

прогнозирования поступлений доходов в бюджет ЗАТО Северск, закрепленных Методы, применяемые при расчете прогноза доходов:.

Расчет прогноза доходов на 2016 - 2018 годы осуществляется на основе  информации главных администраторов доходов бюджета Юрьевского 

Методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет Омской рассчитывается с применением метода прямого расчета по