Профессиональная структура рынка труда

Предпринята попытка выявить и проанализировать актуальные проблемы в сфере высшего профессионального образования, негативное влияющие на взаимодействие системы профессионального образования и рынка труда. Выявлены следующие проблемы: ориентация учреждений высшего профессионального образования исключительно на образовательные потребности молодёжи и игнорирование потребностей работодателей; профессиональная дезориентация молодёжи; недостаточная ориентация учебных заведений на практическую подготовку будущих специалистов; недостаточность инновационной компоненты в содержании профессионального образования; неспособность системы профессионального образования учитывать внешний заказ на подготовку востребованных специалистов; отсутствие полноценной внешней оценки качества профессионального образования; недостаток инвестиций в развитие образовательной инфраструктуры. Предложен ряд направлений взаимовыгодного сотрудничества работодателей и учреждений профессионального образования с целью дальнейшего полноценного кадрового обеспечения социально-экономического развития страны: проведение совместных научно-практических конференций, ярмарок вакансий и профессиональных форумов; предоставление грантов на образовательные программы; заключение договоров на целевую подготовку специалистов.
9. Яковлева Т.А., Некрасова М.Г. Формирование механизма сбалансированности региональной системы кадрового обеспечения // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского университета. – 2008. – № 2(54). – С. 87–92.
Подготовка высококвалифицированных кадров и развитие человеческих ресурсов являются одними из приоритетных задач, решение которых является непременным условием для стабильного экономического развития России, и её интеграции в мировое экономическое пространство. Современная рыночная ситуация в стране обусловливает наличие высоких требований к качеству рабочей силы, которая должна обладать значительным образовательным, профессиональным, квалификационным потенциалом, быть достаточно мобильной. Структурные преобразования современного российского общества актуализировали проблему эффективного обеспечения социально-экономического развития страны полноценными кадрами. В настоящее время обострилось противоречие между определёнными потребностями рынка труда в рабочих и специалистах и предлагаемыми трудовыми услугами, в том числе выпускников высших профессиональных учебных заведений. Возникает необходимость приведения в соответствие структуры спроса и предложения рабочей силы. В связи с этим эффективное взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда приобретает особую значимость [8].

Актуальной проблемой отечественного профессионального образования является его некоторая автономность, изолированность от рынка труда. Разнонаправленность векторов интересов системы профессионального образования и рынка труда порождает неадекватность структуры, качества и количества предложения трудовых услуг молодых специалистов – выпускников профессиональных учебных заведений – действительным потребностям экономики [9]. В сложившихся обстоятельствах система профессионального образования ориентируется в основном на потребителей своих услуг – абитуриентов (будущих студентов) и их родителей, которые теперь выступают одновременно в роли и потребителей и заказчиков образовательных услуг. Вследствие этого профессиональные учебные заведения осуществляют обучение по тем направлениям и специальностям, которые наиболее востребованы данными субъектами рынка образовательных услуг. В результате потребности работодателей в работниках зачастую не учитываются вузами [2].
Вместе с тем очевидно, что система профессионального образования не может быть автономна от работодателя.
Все это приводит к отставанию системы профессионального образования от потребностей рынка труда. Приоритетная ориентация учебных заведений на существующую конъюнктуру профессий и специальностей способствует возникновению избытка выпускников по некоторым из них, в то время как по другим профессиям ощущается дефицит работников.
Так, предложение менеджеров разного уровня превышает спрос более чем в 2 раза, юристов ‒ почти в 2 раза, экономистов ‒ на одну треть [2]. В высших учебных заведениях тем не менее продолжается массовая подготовка специалистов по этим профессиям. Меньшинство выпускников планирует работать в сфере образования и производства. При этом и учащимся, и родителям известно, что самыми дефицитными и востребованными у работодателей являются рабочие профессии. В целом можно говорить о том, что список профессий, из которого выбирают выпускники школ, очень беден. Наличествует профессиональная дезориентация молодежи, зачастую не имеющей доступа к достоверной информации о рынке труда и принимающей решение о будущей образовательной карьере, исходя из отрывочных сведений и интуиции.
Главным критерием, определяющим престижность профессии для современной молодёжи, в большинстве случаев является высокий уровень заработной платы. Следом за ним стоит перспектива карьерного роста, который, как свидетельствуют многие эксперты, ассоциируется у молодых людей с финансовым благополучием. Такие немаловажные факторы, как значимость для общества, творческий и интересный характер работы, возможность самореализации, как правило, не являются решающими при выборе профессии.

Наличие высшего образования в настоящее время рассматривается в качестве некоей нормы, необходимости, о чём свидетельствуют исследования образовательных планов выпускников школ [2]. При этом школа выступает как «подготовительная площадка» для поступления в вуз, а высшее образование воспринимается в качестве обязательного условия достижения жизненного успеха. Три четверти опрошенных россиян считают необходимым иметь высшее образование, и только 23 % придерживаются иного мнения. Данная тенденция особенно характерна для молодёжи, которая твёрдо убеждена в ценности высшего образования.
Причина такого высокого престижа высшего образования заключается в том, что большинство наших соотечественников усматривают в нем непременное условие повышения своей конкурентоспособности на рынке труда и социальную мобильность. Для большинства развитых стран тенденция увеличения массовости высшего образования является весьма характерной, но в России этот процесс идет особенно ускоренными темпами.
В силу своей популярности и престижности в общественном сознании высшее образование расширяет платные виды образовательных услуг, укрепляет свой негосударственный сектор. В настоящее время в России обучаются 7049,8 тыс. студентов. Полностью оплачивают свое обучение более 40 % из них [6].
В последнее время все явственнее проявляется тенденция получения высшего образования ради диплома: до 20 % абитуриентов, выбрав вуз для поступления или поступив в него, не определились с выбором профессии и зачастую даже не ставят такую задачу. При этом многие, поступая в вуз после завершения обучения в школе и не определившись окончательно с выбором своей профессиональной деятельности в дальнейшем, планируют получение второго высшего образования – «для профессии». Такое сознательное затягивание профессионального выбора свидетельствует о низкой эффективности профориентационной работы, проводимой с молодёжью, о недостатке информации о перспективных вакансиях рынка труда, о низком уровне прогнозирования потребностей квалифицированных кадров для нужд экономики, о недостаточной мотивации выпускников школ на те профессии, которые действительно будут востребованы в перспективе.
Слабо выражена связь между получаемыми профессиями и рынком труда: по разным оценкам, через три года после окончания вуза менее 20 % студентов вузов работают в областях, связанных с полученной специальностью [5].
Ситуацию усугубляют проблемы, связанные с переходом системы высшего профессионального образования на бакалавриат – магистратуру: в сознании определённой части общественности бакалавр не является «полноценным специалистом с высшим образованием»; в то же время магистратура, нацеленная на подготовку научных работников и работников управленческого звена в соответствующих сферах, воспринимается многими как дополнительное обучение, которое носит излишне теоретизированный характер. Зачастую выпускники магистратуры, имея довольно высокую самооценку, претендуют соответственно и на высокую зарплату, что противоречит желаниям и готовности работодателей в отношении оплаты труда молодых работников в связи с отсутствием у выпускников практического опыта работы, невзирая на высокий теоретический уровень подготовки последних [4].
Достаточно часто в литературе отмечается такая характерная черта отечественного образования, как дисбаланс теоретической и практической подготовки обучаемых: высокий уровень теоретических знаний не соответствует практической составляющей[1]. Образовательная система продолжает формировать фундаментальные знания на высоком уровне. Вместе с тем данные знания зачастую не являются собственно профессиональными, они носят скорее общий характер. В итоге можно обозначить две важные проблемы в профессиональной подготовке будущих специалистов: дефицит практических умений и навыков и чрезмерная обобщенность теоретических знаний. Вместе с тем работодатели заинтересованы в найме специалистов, владеющих глубокими, но узкоспециальными знаниями [7].
Таким образом, можно выделить следующие проблемы в сфере профессионального образования, которые негативно влияют на качество подготовки выпускников в соответствии с требованиями работодателей:
– недостаточная ориентированность учебных заведений на практическую подготовку будущих специалистов. Без практического опыта эффективным образование быть не может. Проблема заключается в излишней академичности системы образования. К этому можно добавить проблему недостаточности проектно-исследовательской работы студентов и неэффективности производственных практик;
– проблема квалификации педагогических кадров и проблема несоответствия учебных программ требованиям современной ситуации. Разработанные программы зачастую не отвечают требованиям современного рынка труда. Ин

Спрос на рынке труда формируется при необходимости набрать Учитывается и профессиональная структура самого рынка, когда 

Российская профессиональная структура труда и его оплаты  занимают на рынке труда намного более прочное положение, чем 

Характер осуществляемых в рамках политики на рынке труда Меры по профессиональной подготовке и трудоустройству Авторы подробно анализируют структуру соискателей и ее динамику за 1990-1993 гг.