Перспективы развития человеческого потенциала россии в ххi веке

Одних профессиональных навыков для развития человеческого капитала в России недостаточно — необходимо формирование новой культуры поведения граждан, основы которой нужно закладывать с ранних лет. Совершенствование этих навыков должно быть обеспечено на протяжении всей жизни человека, на всех этапах его карьеры, будь то корпоративный сектор или госслужба. К таким выводам пришли участники сессии Открытого правительства «Человеческий капитал — главный актив экономики», которая состоялась 16 июня в рамках Петербургского международного экономического форума.
По мнению министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, в России на сегодняшний день отсутствует современная система развития личности, между тем выиграют конкуренцию за человеческий капитал лишь те страны, которые смогут сформировать эту систему. Стереотипы воспитания, созданные в советское время, неприменимы для создания человека завтрашнего дня, полагает министр. Воспитание личности должно начинаться с первых дней жизни ребёнка и продолжаться в детских садах, однако они зачастую являются лишь камерой хранения, в которой его можно оставить. Уровень преподавания в школах, в том числе и психологические аспекты, по словам министра, также оставляют желать лучшего, не говоря уже о развитии лидерских качеств у детей. Михаил Абызов привёл данные, согласно которым 70% школ в РФ — сельские, в них работают более 40% учителей, более 25% из них не имеют высшего образования. Нет современных инструментов развития лидерства.
Развитие человеческого капитала, полагает он, характеризуется мобильностью личности, причём как физической, так и интеллектуальной. Задача государства — удержать человеческий капитал, подчеркнул министр.
Люди выбирают лучшее место для жизни, при этом новые технологии вовлекают людей в работу через сеть Интернет, и вне зависимости от того, где они живут, они пользуются теми преференциями, которые физически создаются совсем в других местах. Мало родить талантливого человека и дать ему образование. Его надо удержать и создать ему условия. Людей волнует безопасность, качество среды и качество жизни, возможность самореализации. В этом отношении надо понимать, что Россия находится в очень конкурентной среде. Конкуренция за человека, за личность и за человеческий капитал будет только нарастать», — считает Михаил Абызов.

С развитием человеческого капитала будет вымываться много профессий, изменится структура рынка труда, считает министр. Один человек сможет иметь в течение жизни сразу несколько профессий.
Возможность личности изменяться, причём изменяться радикально — это тот навык, который нельзя привить ни в одном корпоративном университете. Это вопрос культуры общества, культуры воспитания с первых дней жизни человека. Кто создаст эту культуру, создаст и условия для развития человеческого капитала», — уверен Михаил Абызов.
Что касается государственного управления, то здесь министр призвал взять в России за правило сингапурский подход. В этой стране, которая является одним из лидеров по применению самых современных технологий в госуправлении, для госслужбы отбираются лучшие из лучших.
В России есть проблемы с управлением ресурсами, в том числе и человеческими, считает первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон.
Человеческий капитал не существует сам по себе. Это тема взаимной настройки и адекватности того, что человек умеет и что он делает, тому, каков мир. У нас такая настройка потеряна. В плановом хозяйстве, из которого мы вышли, такая настройка обеспечивалась исходя из приоритетов экономического развития. Человек — для экономики. Затем наступила новая реальность, когда такой настройки не было совсем», — сказал Лев Якобсон.
Затем, по его словам, в экономике произошёл спад, а в части человеческого капитала начали работать амбиции. Сейчас же наблюдается полная нестыковка: многие люди с высшим образованием работают секретарями, продавцами.

Молодые люди сейчас часто сталкиваются с проблемами при трудоустройстве, для них закрыта возможность трудовой мобильности, перемещения в другие регионы, рассказал председатель Российского студенческого союза, член общественного совета при Минобрнауки Артём Хромов. Он сообщил о планах по созданию электронной системы, которая позволит работодателю найти студента, подходящего по объективным параметрам, а не отбирать по резюме. Речь идёт о таких параметрах, как позиции университета в рейтинге, реальная успеваемость студента, его общественная и научная деятельность.
По сути дела речь идёт о том, чтобы у нас постепенно появлялись такие базы данных, где мы фиксировали бы человеческий капитал. Дальше мы сможем делать определённый замер, аналитику с тем, чтобы достойные люди могли находить рабочее место», — пояснил он.
Базовое образование очень важно, но в мире достаточно людей с хорошим образованием, заметил, в свою очередь, президент Boing Russia Сергей Кравченко. В корпоративном секторе важнейшее место, по его словам, будет занимать развитие лидерских качеств: насколько хорошими будут лидеры корпораций — настолько успешными будут эти корпорации. Он отметил, что в последнее время в России подготовке лидеров уделяется очень большое внимание: под эгидой Открытого правительства проводятся обучающие семинары для членов Правительства РФ, площадкой для них служит Корпоративный университет Сбербанка — по его словам, один из лучших в мире. О человеческом капитале нельзя говорить в отрыве от задач, подчеркнул Сергей Кравченко. Не важно, идёт ли речь о задачах на уровне регионов или корпораций. Если есть глобальные задачи — значит будет развиваться и человеческий потенциал.
Чтобы иметь результаты, надо сначала поставить задачу, и под эту задачу соберутся люди, которые готовы заняться её решением, согласился губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Инновационная экономика, уверен он, требует всё больше и больше грамотных людей, а чтобы мотивировать молодёжь учиться, нужна правильная мотивация.
Бесполезно школьника заставить прилежно учиться в школе до тех пор, пока он не увидит, что общество готово ему предложить интересную жизнь, хорошую работу, продвижение в случае, если он получит хорошие знания», — сказал губернатор.
По словам декана экономического факультета МГУ, члена Экспертного совета при Правительстве Александра Аузана, сейчас есть глубокий консенсус, что будущая экономика России должна базироваться на человеческом капитале.
Но это сложно сделать, потому что человеческий капитал трудно загнать в трубу и каким-то образом регулировать его движение. Он текуч и нуждается в магнитах — институтах, которые бы обеспечили его пребывание в стране. В то же время он слишком слаб в экономике России, и это не явление последних 10–15 лет, а 150 лет. Это огромная задача, которую придётся решать с помощью государственной стратегии — не отдельной отрасли, а стратегии развития страны», — сказал он.
Человеческий капитал является одним из основополагающих компонентов Стратегии социально-экономического развития России до 2030 года, которая разрабатывается на площадке Экспертного совета при Правительстве РФ с привлечением широкого экспертного сообщества. Сформировать рабочую группу по подготовке стратегии Премьер-министр Дмитрий Медведев в июле прошлого года поручил министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову по итогам встречи с членами Экспертного совета при Правительстве. Разработка стратегии социально-экономического развития предусмотрена федеральным законом о стратегическом планировании.

Россия за год поднялась в международном рейтинге развития человеческого капитала с 51-го на 26-е место. Самые сильные позиции 

Проблема развития человеческого капитала остро стоит не только в России, но и во всех развитых странах. После краха советской 

Россия, имея индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), равный 0,802, попала в конец первой группы стран с высоким уровнем человеческого