Проблема бедности сочинение

Проблема бедности и социализм.
Im Haushalt der reinen Wertlehre galt die Wirtschaft bisher als das Aschenbrödel; wenn die glücklicheren Schwestern im Schmucke zum Tanze fuhren, dann musste sie sich schelten lassen und daheim in der Köche sitzen; und doch, wenn der Königssohn sie erst einmal anschauen könnte.
Seltsam ist es in der Tat und doch wieder auch leicht verständlich, wie wenig die idealistische Philosophie sich bisher um die Wirtschaft gekümmert hat Wahrheit und Schönheit, Sittlichkeit, Recht und Religion, das sind ewige Werte, welche die ringende Menschheit emporziehen; aber Handel und Tausch, Betrieb und Verbrauch, das sind Niedrigkeiten, die den Menschen herabziehen und die, an sich wertlos, nur ertragen werden, um die Notdurft der Völker zu befriedigen. Der Gott im Menschen schafft das Gute und Wahre und Schöne, aber das hungrige und frierende Tier im Menschen schafft die Wirtschaft vom Hackbau und der Jagd des Wilden bis zu den Fabriken und Börsen einer zahmeren Menschenart. Reine Werte schöpferisch zu gestalten, bedeutet, sich über die wirtschaftliche Arbeit erheben; und der Philosoph, dessen Blick den Ideen der Weltentwicklung zugewandt ist, hat keinen Grund bei Markten und Handeln und gar beim eigennützigen Erwerb zu verweilen. Das alles schien so selbstverständlich, dass es kaum besonderer Begründung bedarfte; es genügte einfach, Wirtschaftsleben aus dem Gehege der Philosophie zu verbannen.
H. Münsterberg Philosophie der Werte.
Социализм, в общем смысле слова, представляет собою практическое и теоретическое решение вопроса о бедности и богатстве, о борьбе с бедностью и о равномерном, или справедливом, распределении богатства.
Бедность привлекает к себе внимание представителей
6
науки и общественных деятелей, как страдание наиболее характерное для человека, поскольку оно нахватывает обе стороны человеческого существа —и телесную и духовную.
Бедность несет человеку тяжелые телесные страдания. «Самая жестокая мука, какая только возможна, налагается крайней бедностью, пишет Генри Джордж в сочинении Прогресс и бедность.—Бедность, на которую с прогрессом цивилизации осуждаются огромные массы людей, не есть та свобода от суеты и соблазна, которой. искали мудрецы и которую восхваляли философы: бедность ото есть унижающее и оскотинивающее рабство, которое гнетет более высокие натуры, притупляет более нежные чувства и своей мукой понуждает людей на поступки, от которых отказались бы животные». «Бедность—говорит тот же автор в одной из своих речей—хуже холеры; бедность уничтожает более жизней, чем чума, даже в самые счастливые годы. Загляните в статистику смертности наших городов: посмотрите, где жизнь имеет наименьшую продолжительность, где малые дети мрут, как мухи,—вы увидите, что в более бедных кварталах. И человек, который смотрит беззаботными глазами на безумную ярость этой чумы, человек, который ничего не предпринимает для того, чтобы ослабить или уничтожить ее,—человек этот повинен в преступлении».

Бедность не есть лишь физическое страдание,—она есть вместе с тем страдание духовное. Вопрос о бедности для нашего времени—не есть вопрос об отношении человека к природе, но это. вопрос об отношении людей друг к другу, вопрос общественный, вопрос о справедливости. Давящая современное общество бедность не от природы. По словам Севастьяна Фора,—«если огромная часть населения лишена существенно необходимого, то ото происходит не от недостатка одежды, питательных веществ, жилищ. С давних пор и ныне наше имущество позволяет полное удовлетворение всем этим потребностям. Если существует множество невежд и неграмотных, то вовсе не потому, что человечество осуждено на умственный пауперизм. Причина всех этих физических и умственных страданий не в природе: следовательно, нужно ее искать в другом месте». Вина и не в инди-
7
видууме. Конечно, тот или другой бедняк может быть сам виноват в своей бедности, как равно и богатства у тех или других лиц накапливаются и растут вследствие их нечестности. Но наряду с этою личною виною существуют причины бедности, которые не находятся во власти бедняков, — существует бедность не как результат невежества и личной вины, а как «мать невежества и кормилица преступлений»; равным образом и капитал, помимо личной нечестности богачей, при современных условиях не может не расти и не порабощать работников. «Чрезвычайно трудно—читаем у Гобсона 1) определить, в такой мере пьянство, пороки, леность и другие личные недостатки действительно составляют причину бедности в каждом отдельном случае. Есть, однако, основание думать, что большая часть случаев крайней бедности и нищеты не может быть приписана этим личным порокам; напротив, она должна быть приписана причинам экономическим, за которые лица, страдающие от бедности, не ответственны». Причины бедности со всеми ее страданиями и последствиями, поглощая личную вину человеческую, коренятся в общественно-экономическом строе. Генри Джордж справедливо называет бедность преступлением: «бедность есть преступление не личное, а общественное, т. е. такое, за которое ответственны все мы, как бедные, так и богатые». Мы можем сказать вместе с Е. Дюрингом 2): «крайне ошибочно полагать, что трудности жизни, с которыми приходится бороться в нынешнем обществе, и притом не только на низших ступенях социальной лестницы, зависят от природного недостатка и от невозможности получить достаточное количество пищи. Как показывает в особенности пример Америки, так называемое излишнее население происходит от ошибочной или недостаточной организации хозяйственной деятельности». По изображению современных порядков Томасом Карлейлем, богатства нашего времени превышают все, что видели прежние времена, но никогда

1) Problems of poverty =Проблемы бедности
2) Cursus der National — und Social ö konomie =Курс национальной и социальной экономии.
8
прежде богатство не доставляло так мало радости. «Среди полнокровного изобилия, народ погибает: среди золотых стен и полных житниц, никто не чувствует себя безопасным и удовлетворенным». Карлейль сравнивает наше богатство с золотом Мидаса. «Мидас жаждал золота и оскорбил Олимпийцев. Он получил золото, так что все, к чему он ни прикасался, делалось золотом,—но ему, с его длинными ушами, было немногим от того лучше... Сколько истины в этих старинных баснях!»
Весь ужас нашего времени в том, что страдания бедности ныне идут нога в ногу с возрастанием власти человека над природою, с накоплением в обществе богатств. Проф. Уоллес, автор известной книги «Чудесный век», красноречиво изображает современную трагедию. «Чем более наука открывает пред нами бесконечные возможности человеческого благополучия, тем более нам приходится сознаться в полнейшей нашей несостоятельности рационально пользоваться ими. Имея в своем распоряжении все для того, чтобы снабдить людей предметами необходимости, комфортом и даже роскошью, и в то же время обеспечить им полный досуг для духовных удовольствий и эстетических наслаждений, мы, однако; так безбожно изуродовали наше общественное хозяйство, что неслыханную доселе и пагубную роскошь сделали достоянием немногих, в то время как миллионы людей принуждены страдать целую жизнь от недостатков в существенно необходимом для здорового существования. В течение последней половины этого чудеснейшего столетия (XIX), когда наука различными путями до такой степени расширила власть человека над природой, что ныне явилась возможность производить во сто раз больше продуктов, чем в любое из предыдущих столетий,—в такое время страшная нужда в предметах первой необходимости охватила не только абсолютно, но и относительно большее число нашего населения, чем прежде». Одни страдают от бедности, меж тем как другие не знают. что делать с накопленными богатствами, с готовыми товарами. Фон-Кирхман 1),—который более известен по
1) Die Tauschgesellschaft .
9
письмам к нему знаменитого Родбертуса 1),—подыскал картинный образ для сравнения наших социальных бедствий. «Современное общество имеет большое сходство с группой путешественников в пустыне. Истомленные жаждой, они находят источник, достаточный для того, чтобы напоить всех и подкрепить их силы; однако небольшое число людей набрасывается на самый исток ключа; из недоброжелательства они оставляют большинству только несколько капель для утоления жажды; сами они пьют большими глотками, но источник дает больше воды, чем они могут выпить, и из пресыщения и недоброжелательства этой кучки людей половина текущей воды уходит в песок».
Вопрос общественно-экономический, как вопрос о страданиях и о справедливости, стоит в центре научных и общественных интересов. Все виды деятельности, как тот, который имеет целью материальное благоденствие, так и тот, Который направляется на удовлетворение духовных запросов, одинаково наталкиваются на этот вопрос. Искусство для своего процветания, религия для влияния на народ, политика для своей успешности должны принимать живое участие в решении социальной проблемы 2).
1) Sociale Briefe an Kirchmann . См. 2 (и 3) письмо Zur Beleuchtung der socialen Frage =К освещению социального вопроса.
2) Фр . Г . Пибоди The approach to the social question—an introduction lo the study of social ethics : Art, if it is to flourish, must concern itself with the problems of the common life and contribute to the happiness and solace of the masses of men; religion, if it is to control modern life, must add to its ministry to the single soul the redemption of the social world; and democracy, having won its political victory, has now before it a further conflict with feudalism, paternalism. and privilege entrenched in their industrial strongholds. The ideals of other ages—aesthetic, religious, and political find themselves reproduced and comprehended in the new ideal of a better world which marks the age of the Social Question — Шэффле Das gesellschaftliche System der menschlichen Wirthschaft § 22: Die National-Ökonomie vermag zu zeigen, dass eben die specifisch wirthschaftliche Untugend, d h Volksunwirthschaftlichkeit im Einzelnen und im Ganzen, Folge sittlich defecter Gesammtzustände

Иринчей Матханов: «В стране обострилась проблема бедности». 17 мая в Улан-Удэ, как и по всей стране, прошла пресс-конференция представителей 

Аннотация. Аналитический вестник «Проблема бедности в современной России» под редакцией доктора политических наук Г. И.

Проблема бедности в контексте социальной модернизации Казахстана. к.ф.-м.н., и.о. профессор Альжанова. 1 курс магистрант Замедин К.С.