Переменные затраты прямо пропорциональны объему производства

Студентка 3 курса специальности 5В050700 – Менеджмент Худо К.
Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова,
Республика Казахстан
Научный руководитель – д.э.н. Мишулина О.В.,
Объективные процессы, происходящие в условиях обособления предприятий, требуют новых подходов к обеспечению специалистов информацией о затратах и результатах. Актуальной проблемой менеджеров предприятий является создание нетрадиционных систем формирования информации о затратах и результатах деятельности и на ее основе принятия управленческих решений по развитию предприятия ими через анализ возможностей.
Современные тенденции отечественного развития рыночных отношений в условиях свободного ценообразования и ориентации предприятий на получение максимальной прибыли для принятия грамотных решений предполагают использование управленческого анализа для обоснования и принятия управленческих решений, посколькудает ответ на развитие направлений обновления техники и технологии, смену ассортимента товаров, изменения цен и т.д. Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является CVP- анализ или анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» (Cost – Volume – Profit; CVP – анализ).

Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.
Кроме того, анализ «издержки-объем-прибыль» (CVP-анализ), является одним из основных инструментов ценообразования и определения прогнозного объема продаж при составлении сводного бюджета предприятия на текущий период.
Анализ взаимосвязи затрат, продаж и прибыли позволяет менеджерам подготовить данные, необходимые для определения прогнозируемой цены единицы продукции, выбора поставщика сырья и материалов, анализа процесса производства, а также решения задачи «производить или покупать».
Таким образом, анализ является лучшим средством управления, чтобы добиться максимально возможной в данных условиях прибыли организации, так как позволяет решать широкий круг задач.
Главной целью проведения такого анализа является исследование поведения затрат и финансовых результатов при различных уровнях деловой активности организации на базе системы учета затрат « Директ-костинг». Директ-костинг — это система учета себестоимости, базирующаяся на разделении общих издержек предприятия на постоянные, т.е. не зависящие от количества продукции, произведенной за единицу времени, и переменные, т.е. изменяющиеся расходы, прямо связанные с количеством продукции, произведенной за единицу времени.

CVP-анализ - это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и прибылью при различных уровнях объема производства. Цель CVP- анализа - установить, что произойдёт с финансовыми результатами, если изменить объём производства. Эта информация имеет существенное значение для менеджеров, поскольку знание указанной зависимости позволяет определить критичные уровни выпуска продукции,например, установить уровень, когда предприятие не имеет прибыль и не несёт убытки (находится в точке безубыточности).
CVP-анализ основан на таких допущениях, как деление затрат на постоянные и переменные, причём постоянные затраты не изменяются вместе с изменениями объема производства в пределах области релевантности, переменные затраты прямо пропорциональны объему; цена реализации единицы продукции не меняется; цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются; производительность труда не меняется; отсутствуют структурные сдвиги; объем производства является единственным фактором, влияющим на изменения затрат и доходов предприятия.
CVP-анализ включает в себя расчёт таких показателей, как маржинальный доход, точка безубыточности (порог рентабельности) в денежных и натуральных единицах, маржа безопасности и производственный рычаг.
Основной заслугой CVP-анализа является определение объема продаж для безубыточной работы предприятия. Анализ безубыточности позво­ляет управлять процессом формирования и прогнозирования величины прибыли; обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов обору­дования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Литература:
1 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник - 5 –е изд. / Г.В. Савицкая. – М: Инфра-М, 2009.- 536 с.
2 Николаева, С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ - костинг»: Теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 128 с.
3 Смирнов, В.Т Cost-volume-profit-анализ в системе менеджмента/ В.Т.Смирнов // Управленческий учет. 2011.- №10.-71с.

постоянные затраты производства, не зависящие от объема выпуска же (на 10%) увеличиваются и расходы, то они считаются пропорциональными, 

Объем производства, необходимый для получения прибыли в сумме  Переменные затраты составляют 15000 руб./шт.  Переменные затраты преимущественно прямо пропорциональны объему производства.

Так как постоянные затраты не зависят от объема, доля постоянных затрат в стоимости основному производству, но при этом не связаны с ним прямо. т. е. фактически прямо пропорциональны любым колебаниям объемов