Основные составляющие постоянных затрат предприятия

Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов
Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. Экономическое управление бизнесом Распределение постоянных затрат между товарными позициями продукции
Страницы:
| все|
| 01 | 02 | 03 | 04 |
При организации любого нового предпринимательского дела предполагается изготовление одного или нескольких продуктов, оказание одной или нескольких услуг. Очень часто в предпринимательском проекте основу составляют две, три или более товарных позиции, совокупность которых составляет суть будущего бизнеса, его экономическую надежность и безопасность.
Наряду с несомненными достоинствами многономенклатурного и многоассортиментного бизнеса возникает ряд организационно-экономических проблем, без разрешения которых невозможно обеспечить планирование деятельности фирмы и принятие рационального планово-управленческого решения. Речь в данном случае идет, прежде всего, о распределении постоянных затрат между товарными позициями, об определении на основе такого распределения себестоимости каждой единицы продукции и установлении цены товара. Разумеется, бизнес может содержать только одну товарную позицию, тогда указанной проблемы не возникает.
Итак, вернемся к многоассортиментному бизнесу. Как известно, затраты на производство складываются из двух составляющих — переменных и постоянных затрат. Последняя величина относится к данному бизнесу в целом и ее нельзя в равной степени однозначно расчленить на такие части, которые бы строго соответствовали каждой конкретной товарной позиции. Поэтому приходится искать искусственные приемы научно и практически обоснованного распределения постоянных затрат между выпускаемыми фирмой видами продукции. От того, какая часть постоянных затрат окажется отнесенной на конкретную товарную позицию, будет зависеть себестоимость единицы ее продукции. Очевидно также, что последняя величина будет зависеть еще и от того, на какой объем производимой продукции будет отнесена распределенная часть постоянных затрат. Поэтому данный вопрос является отправным в решении задачи об определении себестоимости продукции.

При обосновании производственной программы, относительно которой будет определяться величина постоянных затрат приходящихся на единицу продукции конкретной товарной позиции, трудности заключаются в том, что эта программа заранее не известна. Зато известно, что сама величина производственной программы обязательно будет находиться внутри производственной мощности предприятия. Это единственный параметр, который в данном временном интервале при создании нового дела остается не только известным, но и постоянным.
Следовательно, именно этой постоянной величиной и нужно воспользоваться при расчете постоянных затрат по каждой товарной позиции. Другими словами, производственная мощность предприятия по каждому виду продукции и будет тем самым основанием для определения части распределяемых постоянных затрат между товарными позициями осваиваемого нового предпринимательского дела.
Теперь попытаемся определить метод распределения постоянных затрат между товарными позициями продукции. Здесь могут быть предложены два принципиально разных метода распределения постоянных затрат: по доходу и по затратам.
Распределение по доходу возможно при очень ограниченных условиях только тогда, когда заранее известна цена будущего товара по каждой позиции. Следовательно, этот метод можно применять в условиях стабильного рынка, когда с большой долей уверенности можно прогнозировать будущую цену товара после реализации фирмой инвестиционной части проекта. Именно когда цена товара заранее известна и величина прямых переменных затрат на единицу продукции определена, можно рассчитать маржинальный доход по каждой товарной позиции как на единицу продукции, так и на весь товарный выпуск в рамках производственной мощности предприятия.

Поскольку фактическая производственная программа по каждой товарной позиции будет меньше, чем производственная мощность предприятия, фактическая себестоимость окажется больше рассчитанной, ибо распределенная часть постоянных затрат по товарным позициям остается постоянной независимо от того, сколько продукции на самом деле фирма произведет.
Теперь рассмотрим наиболее распространенный метод распределения постоянных затрат — по затратам на производство продукции. За основу распределения принимаются какие-то переменные затраты, какие именно — зависит от выбора конкретной фирмы. Ведь бизнес чрезвычайно разнообразен, и для каждого вида по доле в общих затратах будут характерны либо оплата труда, либо расходы на приобретение материальных ресурсов, либо топливно-энергетические затраты. Возможен и такой бизнес, в котором все элементы общих затрат примерно одинаковы. Поэтому распределение постоянных затрат может происходить на разнообразной основе.
Укажем наиболее распространенные способы распределения постоянных затрат по товарным позициям выпускаемой продукции. К ним можно отнести способы распределения по:
• прямым переменным затратам на заработную плату;
• прямым переменным затратам на топливо;
• прямым переменным затратам на энергию;
• полным прямым переменным затратам.
На основе полученной расчетным путем информации о величине постоянных затрат по товарным позициям можно определить себестоимость единицы продукции при их изготовлении в объеме, соответствующем производственной мощности предприятия.
Результаты весьма красноречивы и свидетельствуют о том, сколь ответственно решение о распределении постоянных затрат между товарными позициями, Ведь разница в расчетных значениях себестоимости по позициям в зависимости от принятой основы распределения постоянных затрат весьма значительна. Так, по первой товарной позиции различие в себестоимости между наибольшей и наименьшей величинами составляет 2,0 раза (107,59 : 53,779), по второй товарной позиции — 1,81 раза (87,869 : 48,549), по третьей позиции — 1,517 раза (38,665 : 25,493).
Такое большое различие в себестоимости одной и той же продукции в зависимости от характера распределения постоянных затрат, естественно, вызовет при затратном ценообразовании значительный разброс в окончательном обосновании уровня цен по каждой товарной позиции. Отсюда возможность манипулирования ценами по отдельным товарам, искусственное занижение постоянных затрат по одним позициям и завышение их — по другим. Многие, особенно опытные, бухгалтеры этим пользуются, изменяя себестоимость и цены по товарным группам продукции в интересах фирмы.
Если имеет место рыночное ценообразование, то возможности манипулирования затратами и определения на этой основе себестоимости продукции в интересах фирмы возрастают многократно, ибо в огромной степени рыночные цены и предложение товаров на рынке зависят от величины эластичности спроса по цене и доходам потребителей.
Следовательно, можно так распределить постоянные затраты между товарными позициями, чтобы выровнять рентабельность между ними, скрыть от посторонних глаз (особенно от налоговых органов) истинные издержки по каждой товарной группе и в конечном счете построить систему формирования себестоимости продукции с большей пользой для фирмы. Поэтому можно считать, что искусство распределения постоянных затрат между отдельными видами продукции есть достаточно надежный и скрытный способ повышения эффективности производства фирмы, который позволяет улучшить конечный результат ее функционирования.
дальше

Отражены основные особенности и этапы исследуемой модели. (3) известны также прямые постоянные составляющие затрат 

Отражены основные особенности и этапы исследуемой модели.  (3) известны также прямые постоянные составляющие затрат 

С этой точки зрения величина затрат может быть разделена на две составляющие. 1. Постоянные затраты (FC), которые не зависят от объема