Порядок выдачи банковских гарантий в рк

В прошлом, до вступления в действие 1 января 1995 г. первой части ГК РФ, законодательство рассматривало банковскую гарантию и поручительство как одно целое. Новый гражданский кодекс выделил банковскую гарантию в самостоятельный институт [1]. Поэтому специфика банковской гарантии активно изучается в юридической науке [2]. Понятие и основные свойства банковской гарантии
Специфика банковской гарантии имеет одно существенное свойство. Она не зависит от оснований ее выдачи. Правда, этот вопрос имеет особенности в различных правовых системах [3].
Банковская гарантия (ст. 368–379 ГК РФ) означает, что кредитная организация (гарант) даст по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму. Причем оплата производится в связи с представлением бенефициаром письменного требования о ее уплате.
В соответствии с ГК РФ банковскую гарантию выдает кредитная или страховая организация. Поскольку речь идет о банковском праве, то вопрос о страховых организациях мы не затрагиваем. Хотя с точки зрения ГК РФ – различий нет.
Банковская гарантия выдается кредитной организацией в соответствии с банковской лицензией. Виды банковских лицензий приведены в приложениях к Инструкции Банка России № 135-И. Но надо иметь в виду, вот какой нюанс. Выдавать банковскую гарантию может и филиал, и внутреннее структурное подразделение кредитной организации. А мы уже знаем, что полномочия разных видов ВСП кредитной организации, которые расположены вне места ее нахождения, предусмотрены в Инструкции Банка России № 135-И. Они могут выдавать указанные гарантии от имени кредитной организации, если это предусмотрено ее банковской лицензией. Но в соответствии с запретом п. 9.5.2 Инструкции № 135-И операционный офис, находящийся вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации, не имеет права выдавать банковские гарантии. В связи с этим банковская ассоциация обращалась с запросом в Банк России с тем, чтобы тот снял эти неудобные ограничения для банков. Но в ответ получила отказ. Банк России исходит из того, что в соответствии с ч. 8 ст. 22 Закона о банках перечень банковских операций, допустимых для осуществления ВСП кредитной организации (филиала), определяется нормативными актами Банка России. И что для операционных офисов, расположенных на территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью соответствующей кредитной организации (филиала), ограничений по перечню осуществляемых операций не установлено. Запрет выдавать банковские гарантии предусмотрен только в отношении операционных офисов, расположенных вне пределов территории, подведомственной вышеуказанному территориальному учреждению Банка России (в пределах соответствующего федерального округа). Один из аргументов отказа, - поступающая в Банк России информация о многочисленных фактах оборота поддельных банковских гарантий и иных злоупотреблений в этой сфере [4].

Смысл банковской гарантии состоит в том, что она обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). При этом за выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение.
Банковская гарантия применяется в предпринимательской деятельности и, в частности, она широко используется в таможенных отношениях. Во втором случае надо принимать во внимание таможенное право. В соответствии с нормами Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Φ3 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками, иными кредитными организациями или страховыми компаниями, которые включены в Реестр федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (см. ст. 141, 142) [5].
В постановлении Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 14 "Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий" приводится ряд важных разъяснений в отношении понимания банковской гарантии. Главное: банковская гарантия не является акцессорным обязательством, несмотря на то что нормы о ней включены в гл. 23 ГК РФ. Поэтому в постановлении Пленума ВАС РФ акцентируется внимание на независимости банковской гарантии.
В п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 14 отмечается, что обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в самой гарантии имеется ссылка на это обязательство. Данная позиция объясняется тем, что обязательство из банковской гарантии не является акцессорным обязательством.
Банковская гарантия не может быть отозвана гарантом, если в ней не предусмотрено иное.
Принадлежащее бенефициару по банковской гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии нс предусмотрено иное.

Банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в гарантии не предусмотрено иное.
В приложении к информационному письму ВАС РФ от 15.01.1998 № 27 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации о банковской гарантии" разъясняется, что для возникновения гарантийного обязательства не требуется извещения гаранта о принятии бенефициаром гарантии, если иное прямо не предусмотрено в тексте гарантийного обязательства. При этом приводится следующий пример: в обеспечение обязательства поставщика по поставке товаров банк выдал покупателю гарантийное письмо, которым принимал на себя обязательство выплатить определенную сумму покупателю-бенефициару при предъявлении им письменного требования в случае невыполнения поставщиком в обусловленный срок обязательств по поставке. В связи с неисполнением обеспечиваемого гарантией обязательства бенефициар предъявил гаранту письменное требование об уплате соответствующей суммы с приложением предусмотренных условиями гарантии документов. Гарант отказался произвести выплату, указав, что обязательство по гарантии не возникло. По мнению гаранта, не была соблюдена простая письменная форма сделки (ст. 161, 434 ГК РФ), поскольку бенефициар не направил гаранту письменного извещения о принятии гарантийного письма. В основном договоре ссылка на выданную гарантию также отсутствовала. Исходя из этого, гарант полагал, что гарантийная сделка является недействительной в соответствии с п. 2 ст. 162 ГК РФ. Рассмотрев заявленные бенефициаром исковые требования к гаранту, арбитражный суд признал их обоснованными, поскольку ст. 368 ГК РФ, предусматривая необходимость письменного оформления обязательства гаранта перед кредитором, не требует заключения письменного соглашения между гарантом и бенефициаром. Кроме того, в соответствии со ст. 373 ГК РФ банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в гарантии не предусмотрено иное. В гарантийном письме, адресованном бенефициару, гарант не поставил возникновение своих обязательств в зависимость от получения письменного ответа бенефициара о принятии гарантии. Следовательно, обязательства гаранта возникли в момент ее выдачи. Поэтому арбитражный суд, установив, что требование бенефициаром было предъявлено в установленный срок и с приложением всех необходимых документов, исковые требования бенефициара полностью удовлетворил, взыскав с гаранта обусловленную в его обязательстве сумму.
Требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии представляется гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия.
Требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.
По получении требования бенефициара гарант должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами.
Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии.
Гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование либо приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо представлены гаранту по окончании определенного в гарантии срока. Гарант должен немедленно уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование.
Если гаранту до удовлетворения требования бенефициара стало известно, что основное обязательство, обеспеченное банковской гарантией, полностью или в соответствующей части уже исполнено, прекратилось по иным основаниям либо недействительно, он должен немедленно сообщить об этом бенефициару и принципалу.
Полученное гарантом после такого уведомления повторное требование бенефициара подлежит удовлетворению гарантом. Пределы обязательства гаранта
Предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия.
Ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение гарантом обязательства по гарантии не ограничивается суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии не предусмотрено иное.
Обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается:
1) уплатой бенефициару суммы, на которую выдана гарантия;
2) окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана;
3) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту;
4) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств. Прекращение обязательства гаранта по основаниям, указанным в подп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378 ГК РФ, не зависит от т

Понятие банковской гарантии. Банковская гарантия (статьи 368-379 ГК РФ) означает, что банк, иное кредитное учреждение или страховая организация 

Утвердить прилагаемые Правила выдачи банковской гарантии и  Банка Республики Казахстан, банков второго уровня и организаций, 

Автоматизация процесса выдачи банковских гарантий. Основные цели стандартизации по обеспечению ИБ организаций БС РФ:.