Операции банка на рынке ценных бумаг

карта сайта
Административное право Банки и банковское дело Биржи и биржевое дело Бухгалтерский и управленческий учет Государственное и муниципальное управление Государственное регулирование и политика Гражданское право и процесс Другое Информатика и информатизация История и историография Конституционное право Криминология и криминалистика Культурология Литература Масс-медиа Международное (частное) право Менеджмент и маркетинг Мировая экономика Налоги и налогообложение Педагогика и психология Политология Разное по праву Русский язык и культура речи Социология Страхование Теория государства и права Уголовное право и процесс Управление персоналом и кадровая политика Философия Экология и защита окружающей среды Экономика и финансы
2011-12-28 11:20:39
Главная — Биржи и биржевое дело — Прямые операции Банка России с ценными бумагами
Прямые операции Банка России с ценными бумагами
Исследуя прямые операции Банка России на рынке ценных бумаг, мы неминуемо должны коснуться процесса становления этого рынка и степени участия Центрального банка РФ в этом процессе. Становление рынка ценных бумаг в России имеет свои специфические особенности.
Так, первым полноценно сформировавшимся сегментом этого рынка стал рынок государственных долговых обязательств. Что же касается частного сектора рынка ценных бумаг, то параллельно рынку ГКО стал развиваться рынок ценных бумаг в форме приватизационных чеков (ваучеров), становление которого предопределялось реализацией программы масштабной приватизации государственной собственности.
Потребность в эмиссии государственных ценных бумаг была вызвана необходимостью покрытия громадного дефицита государственного бюджета, вызванного общим кризисом отечественной экономики, когда собираемые налоги и сборы и получаемые из-за границы кредиты не могли в полной мере покрывать государственные расходы. Первоначально покрытие дефицита государственного бюджета носило эмиссионный характер и осуществлялось за счет предоставляемых с санкции Федерального Собрания РФ Центральным Банком РФ Правительству РФ кредитов, что отражалось отдельной статьей в законе о федеральном бюджете за соответствующий год. Однако данный путь провоцировал рост цен, который приобретал характер гиперинфляции, так как эмитируемые Банком России денежные средства, не обеспеченные соответствующими золотовалютными активами, проходя через бюджетную систему, которая и сама в тот период не отличалась совершенством, попадали непосредственно на товарный рынок, стимулируя увеличение платежеспособного спроса, что способствовало быстрому росту цен.

Для обуздания инфляции необходимо было изыскивать такие финансовые инструменты покрытия бюджетного дефицита, которые бы не несли в себе инфляционных факторов. К такого рода инструментам можно отнести заимствования у иностранных кредиторов (однако, как мы отметили выше, эти средства не обеспечивали покрытие дефицита федерального бюджета). Кроме ограниченности физических объемов заимствования у международных финансовых организаций, еще одним сдерживающим обстоятельством являлся связанный характер предоставляемых международными организациями кредитов. Так, кроме стандартных условий заимствования (возвратности, срочности, платности), государству зачастую приходилось брать на себя обязательства по проведению внутренней экономической политики, согласованной с международными финансовыми институтами.
В условиях ограниченности доступа к иностранным займам, неинфляционной альтернативой финансирования дефицита государственного бюджета путем денежной эмиссии стали заимствования на внутреннем рынке. В отличие от эмиссии денег в порядке прямого кредитования центральным банком дефицита государственного бюджета, которая ведет к росту физического объема необеспеченной денежной массы, а, следовательно, и инфляции, заимствования на внутреннем рынке не оказывают заметного влияния на рост объема денежной массы, т.е. не обладают инфляционным давлением, стимулируя изменения в структуре денежной массы посредством налаживания перетока свободных денежных средств (так называемых «горячих денег») из негосударственного сектора в государственный на условиях срочности, возвратности и платности.
Законодательной базой рынка государственных ценных бумаг стал принятый 13 ноября 1992 года Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» № 3877-1, который определил понятие государственного внутреннего долга РФ, его состав, принципы управления им и контроля за его состоянием, установил порядок его обслуживания.
В частности, он установил, что государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации перед юридическими лицами. Он обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть в форме:
- кредитов, полученных Правительством РФ;
- государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
- других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Они могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер, причем любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Определение политики государственного внутреннего долга РФ осуществляется законодательной властью страны на основе предложений, представляемых Правительством РФ совместно с Банком России.
Если управление государственным внутренним долгом (в том числе определение порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ) относится к полномочиям Правительства РФ, то, в соответствии со ст. 4 Закона, его обслуживание производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Ряд важных норм, регламентирующих деятельность Банка России на рынке ценных бумаг, были отражены в Законе РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». В частности, в нем устанавливалось, что проведение операций с ценными бумагами является одним из способов денежно-кредитного регулирования экономики РСФСР, осуществляемого Банком России. Банку России предоставлялось право покупать, продавать и хранить государственные ценные бумаги. В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», Банк России выполнял функции депозитария и фискального агента правительства РСФСР по обслуживанию государственного долга РСФСР, включая осуществление операций по размещению государственных займов, их погашению и выплате процентов по ним.
Кроме того, на основании установленного Верховным Советом РСФСР лимита задолженности Министерства финансов РСФСР, Банку России по операциям по предоставлению кредитов Министерству финансов РСФСР на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами бюджета было разрешено покупать у Министерства финансов РСФСР на срок до 6 месяцев ценные бумаги при их первичном размещении или размещать их на комиссионных условиях.
Практическое становление современного рынка государственных ценных бумаг России приходится на 1993 год. Постановлением № 4526-1 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 19 февраля 1993 года Верховный Совет РФ в целях обеспечения финансирования в 1993 году общегосударственных программ и мероприятий из республиканского бюджета РФ разрешил Правительству РФ в этом же году осуществить размещение займа на сумму 650 млрд. рублей посредством выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций.
В соответствии с п. 7 «Основных условий выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации» Банк России являлся генеральным агентом по обслуживанию выпуска Государственных краткосрочных облигаций. Он регламентировал по согласованию с Министерством финансов РФ вопросы размещения и обращения Государственных краткосрочных облигаций, не определенные Основными условиями.
5 мая 1993 г. Центральный Банк России издает Приказ N 02-78 «О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями», которым утверждает «Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций», «Временный порядок проведения Банком России операций на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций в г. Москве, осуществления расчетов и учета по ним», «Временный порядок бухгалтерского учета по операциям с государственными краткосрочными бескупонными облигациями в коммерческих банках».
В данных документах закладывалась организационная основа рынка государственных ценных бумаг, определялся статус участников рынка, порядок осуществления операций на первичном и вторичном рынке, порядок ценообразования, расчетов, перехода прав собственности и т.д. Именно Центральному банку была отведена роль «архитектора» вновь зарождающегося сегмента финансового рынка.
Таким образом, говоря о роли Центрального банка РФ в становлении современного рынка ценных бумаг России, мы можем утверждать, что Банк России внес ключевой созидательный вклад именно в формирование рынка государственных ценных бумаг, на базе инфраструктуры которого впоследствии сформировался полноценный рынок ценных бумаг с сегментами корпоративных ценных бумаг и производных финансовых инструментов.
Мы рассмотрели организаторскую и, безусловно, позитивную роль Банка России с процессе становления рынка государственных ценных бумаг России. Вместе с тем, помимо организатора, Центральному банку была отведена и роль одного из главных инвесторов на этом рынке, причем последней роли нельзя дать однозначную оценку.
Согласно первому Закону РСФСР «О центральном банке РСФСР (Банке России)», на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами бюджета Банк России имел право предоставлять Министерству финансов РСФСР кредит сроком не более чем 6 меся

1 Владивостокский государственный университет экономики и Доходы коммерческих банков от операций с ценными бумагами – это 

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются  К государственным ценным бумагам по российскому 

Банк ЗЕНИТ является активным оператором на российском фондовом рынке. Банк имеет лицензии на брокерское обслуживание, дилерскую и