Олигополия ценовая конкуренция это

Об "ЭШ" Карта сайта, экономическая школа English, SEI Эксперты, мнения, книги, ЭШ Обратная связь, ЭШ Книжные серии, Серия "Этическая Экономия" Учебная литература для средней и высшей школы ИМЕНА Музыка, литература, искусство Словарь основных терминов_50 лекций по микроэкономике Имена и термины, Экономическая школа Альманах "Экономическая школа", выпуски 6 и 7 Иностранные языки Новости Дискуссии в Экономической школе Аналитическая школа Вехи экономической мысли Поиск и приобретение книг Учебники по экономике Учебные материалы и темы Журнал Экономическая школа Перечень английских экономических терминов A 200 великих экономистов Марк Блауг Координация матералов Экономическая школа Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы 50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике_Экономическая школа The School of Economics
ОЛИГОПОЛИЯ ( oligopoly) — тип структуры рынка, который характеризуется следующими признаками:
( а) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объём рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые продают продукцию многим «мелким» покупателям;
( б) однородные или дифференцированные продукты. Это означает, что продукты, предлагаемые производителями, могут быть одинаковыми или, что чаще, отличающимися друг от друга по одному или нескольким показателям. Эти различия могут иметь физическую природу (функциональные качества) или могут быть чисто мнимыми в том смысле, что могут быть искусственно созданы посредством РЕКЛАМЫ или СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА (см. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА);
( в) труднодоступный вход на рынок, т. е. высокие барьеры входа, которые создают трудности входа на рынок для новых фирм.
Основная характеристика, связанная с условием «немногочисленности», известна под названием взаимозависимость. Каждая фирма при принятии решения относительно цен и других рыночных стратегий должна принимать в расчёт возможные реакции и встречные ходы своих конкурентов в ответ на свои собственные действия. Например, снижение цен может быть полезно для одной фирмы, если рассматривать её изолированно, но если это также вынудит другие фирмы снизить цены для сохранения объёма продаж, то в этом случае все фирмы могут столкнуться со снижением прибылей. Таким образом, олигополисты стремятся избежать ценовой конкуренции, применяя разнообразные механизмы для координации своих цен (см. ЦЕНОВОЕ ЛИДЕРСТВО, КАРТЕЛИ).
Олигополисты конкурируют друг с другом, применяя различные стратегии дифференциации продуктов (рекламирование и стимулирование сбыта, выпуск новых продуктов). Эти меры сохраняют и повышают рентабельность, так как снижение цен легко дублировать, в то время как дифференциацию продукта трудно скопировать, и, таким образом, она даёт фирме возможность постоянного увеличения своей рыночной доли. Дифференциация позволяет увеличить объём продаж, не снижая при этом цены или переложив дополнительные затраты на потребителей. Дифференциация, основанная на приверженности торговой марке существующих производителей, затрудняет завоевание рынка новыми фирмами.

Традиционная (статическая) теория рынка указывает, что олигополия приводит к субоптимальной, по типу монополии, действенности рынка: объём выпуска сокращён ниже уровня минимальных затрат; неэффективные фирмы предохраняют себя «нежеланием» участвовать в ценовой конкуренции; конкуренция посредством дифференциации продукта увеличивает производственные затраты; устанавливаются цены, превышающие минимум средних производственных затрат, что приносит олигополистам сверхприбыль, которая защищена барьерами входа. Однако так же, как и в случае монополии, этот анализ не принимает во внимание возможности уменьшения отраслевых затрат и цен вследствие экономии от масштаба, а также важный вклад олигополистической конкуренции в инновации и разработку новых продуктов.
См. ЛОМАНАЯ КРИВАЯ СПРОСА, ЛИМИТИРУЮЩЕЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ДУОПОЛИЯ, ТЕОРИЯ ИГР, ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ОЛИГОПСОНИЯ ( oligopsony) — форма концентрации покупателей, т. е. ситуация на рынке, при которой небольшое количество крупных покупателей противостоит многим производителям. Сильные покупатели часто способны заключать выгодные для себя соглашения с производителями в форме ценовых льгот на оптовые закупки и продления сроков кредита.
См. также олигополия, двусторонняя олигополия, уравновешивающая сила.
ДУОПОЛИЯ ( duopoly) — вариант олигополии, при котором на рынке действуют только два производителя. Существующие модели дуополистических рынков подразделяются на два основных класса:
( а) Нереактивные модели, в которых предполагается, что фирма не принимает в расчёт реакцию своего конкурента на изменение ею либо цены, либо выпуска.
Например, в модели дуополии Бертрана каждый производитель считает, что его соперник не изменит цену в ответ на изменение цены им самим, и это предположение побуждает его понизить цену, чтобы увеличить объём своих продаж. Поскольку обе фирмы рассуждают таким образом, цена, в конце концов, упадёт до конкурентного уровня, когда производители получают нормальную прибыль.

В модели дуополии Курно устанавливается выпуск, а не цена. При этом фирма изменяет свой выпуск исходя из предпосылки, что выпуск её соперника останется неизменным. Поскольку обе фирмы рассуждают одинаково, выпуск, в конце концов, установится на уровне, при котором фирмы делят между собой рынок поровну и могут получить экономическую прибыль.
( б) Реактивные модели, в которых предполагается, что обе фирмы осознают, что их действия взаимозависимы, и, следовательно, пытаются избежать взаиморазрушительных форм соперничества. Фирмы пытаются максимизировать свою суммарную прибыль, устанавливая согласованные между собой цены, превышающие цены конкурентного равновесия. Этого можно достигнуть либо с помощью неформальных средств, когда, например, на основе общего согласия один из дуополистов становится ценовым лидером (см. ценовое лидерство), либо путём сговора между обоими дуополистами (см. картель).
КУРНО ОГЮСТЕН (1801—1877) ( Cournot, Augustin) — французский экономист, исследовавший проблемы ценообразования в условиях конкуренции и монополии и отразивший результаты этих исследований в своей книге «Математические принципы теории богатства» (1838).
О. Курно рассматривал меновую ценность продуктов, а не их полезность. Он использовал математические методы для исследования взаимосвязи между продажной ценой продукции и затратами на её производство, развивая идею монопольной цены (см. монополия ). Курно известен также своими исследованиями олигополии, в частности — дуополии. Согласно его концепции, каждая из двух фирм будет реагировать на изменение объёма выпуска другой фирмой, пока они не достигнут стабильного объёма выпуска, отклонения от которого будут для каждой из них нежелательны.
См. Модель дуополии Курно (простейшая версия) , Марк Блауг. Курно Антуан Огюстен , Йозеф Шумпетер. О Курно
ДУОПСОНИЯ ( duopsony) — ситуация, когда на рынке есть только два покупателя и множество продавцов. Ср. дуополия.
ЛИМИТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ , или УПРЕЖДАЮЩАЯ ЦЕНА( limit pricing or entry-forestaling price), — ценовая стратегия, используемая олигополистами (см. ОЛИГОПОЛИЯ) на рынке для создания барьеров входа, предупреждающих вход на него новых конкурентов. Модель лимитного ценообразования показана на рис. 57, где барьером входа является экономия от масштаба. Общий выпуск укоренившихся фирм составляет OQ 1 единиц продукции, которая продаётся по цене ОР 1. Минимальный эффективный масштаб производства для вновь пришедшей на рынок фирмы,
обеспечивающий такую же эффективность затрат, как и у укоренившихся фирм", равен Q 1Q 2 (и OQ). Можно видеть, что в результате увеличения существующего на рынке предложения ( OQ 1) на величину этого «дополнительного» выпуска рыночная цена снижается до уровня ОР 2, при котором вступление на рынок невыгодно. Укоренившиеся фирмы, таким образом, имеют возможность назначить цену, ограничивающую вход ( OP 1), обеспечивая себе получение СВЕРХПРИБЫЛИ (отрезок АВ).
СГОВОР ( collusion) — тип межфирменного взаимодействия, при котором фирмы приходят к соглашению или взаимопониманию по поводу своих действий на рынке. Успешный сговор требует принятия общей цели для всех фирм (например, цели максимизации совместной прибыли) и запрещения такого поведения, которое не соответствует достижению этой цели. Сговор может быть либо явным, либо неявным. Явный сговор обычно принимает форму письменного договора или устного соглашения, заключаемых на совещании заинтересованных в этом фирм. Неявный сговор может принимать форму «невысказанного взаимопонимания», которое достигается в процессе ознакомления фирм с поведением друг друга.
Целью сговора может быть монополизация предложения продукта с намерением извлечь монопольную прибыль (см. монополия) или «оборонительная» реакция на неблагоприятную конъюнктуру, направленная на недопущение падения цен ниже уровня безубыточности. Из-за своего, как правило, неблагоприятного воздействия на рыночную эффективность (создание «тепличных» условий для неэффективных, несущих большие затраты, производителей) и лишения покупателей выгод, связанных с конкуренцией (особенно низких цен), сговоры либо безоговорочно преследуются, либо (как в Великобритании) разрешаются, но лишь в исключительных обстоятельствах.
См. КАРТЕЛЬ, СОГЛАШЕНИЕ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ТОРГОВЛИ, ОЛИГОПОЛИЯ, ДУОПОЛИЯ, СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОБМЕНЕ ИНФОРМАЦИЕЙ, СУД ПО ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ.
ФИКСАЦИЯ ЦЕНЫ ( price fixing) — установление единой цены на товар или услугу группой производителей, действующих вместе, в противоположность независимому назначению цены каждым отдельным производителем. Фиксация цены зачастую является признаком нерегулируемого олигополистического рынка (см. олигополия)
См. соглашение по ограничению торговли, сговор, картель, управляемая цена
КАРТЕЛЬ ( cartel) — форма сговора группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними. Картели могут принимать различные формы. Например,

ценовая конкуренция. • неценовая конкуренция. • вход на рынок. • монополия. • картель. • олигополия. • лидерство в ценах. В рыночной экономике очень 

Независимое поведение: ценовая конкуренция. Модель Бертрана. 6. Модель Эджуорта. 7. Методы теории игр для анализа поведения олигополии 

Олигополия курсовая по экономике скачать бесплатно модель теория игр ценовая конкуренция Курно ОПЕК олигополистическая