Облигации внутреннего государственного займа ссср

В Украине обращаются облигации внутреннего и внешнего государственного займа, муниципальные, республиканские облигации.
1. Облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Выпуск облигаций внутреннего государственного займа осуществляет Министерство финансов, которое одновременно выступает гарантом их своевременного погашения. Генеральным агентом правительства по размещению ОВГЗ выступает Национальный банк Украины. Облигации существуют в виде электронных записей на соответствующих электронных счетах в системе электронного обращения ценных бумаг. Каждый выпуск облигаций оформляется глобальным сертификатом, который хранится в Национальном банке. Первичное размещение облигаций происходит на аукционах, проводимых через компьютерную систему. В аукционах участвуют Национальный банк и коммерческие банки, которые выступают от своего имени или по поручению клиентов, в том числе нерезидентов.
Размещение государственных облигаций осуществляется на добровольных началах среди юридических лиц. Выпуск государственных облигаций считается состоявшимся, если в период размещения продано не менее 20% количества облигаций, предусмотренной к выпуску. Национальный банк имеет право осуществлять дополнительное размещение государственных облигаций, не реализованных в установленный период размещения.
Первый выпуск облигаций внутреннего государственного займа состоялся в 1995г. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины "О выпуске облигаций внутреннего государственного займа 1995 года" от 23 августа 1994 № 586. Основные условия выпуска и порядок размещения облигаций внутреннего государственного займа 1995г. Предусматривали выпуск облигаций на предъявителя общим объемом эмиссии один триллион рублей. Номинальная стоимость одной облигации - 100 млн руб., Срок обращения - один год, ежеквартальная выплата дохода - из расчета 140% годовых, погашение и выплата дохода - в безналичной форме.
Первый аукцион по размещению ОВГЗ, в котором приняли участие 11 коммерческих банков, состоялся 10 марта 1995, второй и третий - соответственно 11 и 18 апреля. На этих аукционах было размещено облигаций на общую сумму эмиссии 1 трлн руб. и привлечено средств в бюджет на сумму 1187200000000 руб.
Второй выпуск государственных облигаций было осуществлено также в 1995 году. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины № 408 "О второй выпуск облигаций внутреннего государственного займа 1995 года". Общий объем эмиссии составил 25 трлн руб., Сроки погашения облигаций
- 90,180 и 270 дней. Доход устанавливался на уровне 90% годовых. Постановлением Кабинета министров Украины "О третий выпуск облигаций внутреннего государственного займа 1995 года" от 11 декабря 1995 № 994 предусматривался выпуск ОВГЗ общим объемом эмиссии 5 трлн руб. из расчета 90% годовых со сроками погашения 91, 182 и 273 дня. Всего в 1995 году. Было проведено 28 аукционов, от которых в бюджет поступило ЗО 416 млрд руб. На аукционах преимущественно размещались ОВГЗ со сроком погашения 91 день пе только как наиболее привлекательные для инвесторов, но и как наиболее подходящие для выплаты дохода и погашения облигаций предыдущих выпусков.

В начале 1996 г.. Обязательства государства по ОВГЗ составляли около 25300000000000 руб., Или 253 млн грн. Законом Украины "О Государственном бюджете на 1996 год" источником финансирования дефицита Государственного бюджета Украины определялись внутренние государственные займы в размере 150 млрд руб. При этом предусматривался переход от процентных облигаций к дисконтных (беспроцентных). Сроки погашения государственных облигаций - 28 63,91,182, 273 дня и один год с выплатой дохода в расчете 90% годовых. По облигациям со сроком погашения 182, 273 и один год выплата дохода осуществлялась ежеквартально, по облигациям со сроком погашения 28, 63 и 91 день
- При погашении. Номинальная стоимость облигаций составляла 10 и 100 млн руб. Погашение и выплата дохода осуществлялись в безналичной форме.
29 апреля 1996 Кабинет Министров Украины принял постановление № 469 "О выпуске беспроцентных (дисконтных) облигаций внутреннего государственного займа 1996 года", согласно которому государственные облигации размещались среди физических и юридических лиц на добровольных началах по цене ниже их номинальной стоимости ( номинальная стоимость одной облигации составила 10 млн руб.). Эти облигации, как и предыдущие, также выпускались в виде записей на соответствующих счетах в системе электронного обращения ценных бумаг.
Для того чтобы сделать рынок государственных облигаций более привлекательным не только для коммерческих банков, но и для других инвесторов, в 1996 Главная государственная налоговая инспекция Украины направила письмо "О налогообложении прибыли от осуществления операций с облигациями внутренних государственных и местных займов", в соответствии с которого объектом налогообложения не считались проценты, начисленные на облигации государственных и местных займов. При этом налогообложение прибыли резидентов и нерезидентов от осуществления операций с государственными облигациями проводилось одинаково. Однако ставка налогообложения прибыли нерезидентов, не осуществляющих предпринимательской деятельности в Украине, устанавливалась на уровне 15%, в связи с чем рынок государственных облигаций становился значительно более привлекательным для нерезидентов, чем для резидентов Украины.

В условиях высоких уровней инфляции и снижения реальной доходности ОВГЗ коммерческие банки постепенно начали переводить свои средства с рынка государственных облигаций на другие, более прибыльные рынки. На активизацию деятельности коммерческих банков на рынке ОВГЗ 28 мая 1996 была направлена постановление Правления НБУ № 125 "О временном порядке формирования коммерческими банками фонда страхования вкладов физических лиц", которая обязывала коммерческие банки создавать фонды страхования вкладов физических лиц за счет приобретения последними государственных ценных бумаг и передачи их на хранение в НБУ. При отказе коммерческого банка передать на хранение в НБУ государственные ценные напри или при нарушении условий договора НБУ имел право применить к банку соответствующие санкции.
С мстою повышение заинтересованности коммерческих банков в приобретении облигаций внутреннего государственного займа и улучшения их ликвидности постановлением НБУ "О временном порядке формирования коммерческими банками фонда страхования вкладов физических лиц" № 228 от С августа 1996 устанавливался коэффициент риска "0" для вложений в государственные долговые обязательства.
Для упрощения процедуры погашения облигаций со стороны Министерства финансов Украины и одновременной покупки облигаций со стороны коммерческих банков денежные расчеты между участниками аукционов по первичному размещению ОВГЗ в 1997 году. Начали проводиться на клиринговой основе. Клиринг осуществлялся с учетом взаимных денежных обязательств между участниками торгов за приобретенные облигации с одной стороны и Министерства финансов при уплате дохода или погашении облигаций - с другой, при условии, что сроки проведения платежей совпадают.
Средства от выпуска ОВГЗ в 1996 году. Покрыли дефицит государственного бюджета в размере 1569 млн грн. В течение года было проведено 283 аукционы по размещению ОВГЗ. Всего в 1996г. Было размещено облигаций внутреннего государственного займа на сумму 3300000000 грн., Что в 12,6 раза больше, чем в 1995 г..
Сумма задолженности правительства по государственным ценным бумагам, включая проценты по ним, на начало 1997г. Составила 2342 млн грн.
Выпуск государственных облигаций в 1997 году. Регламентировался постановлением Кабинета Министров Украины "О выпуске облигаций внутреннего государственного займа 1997 года" от 4 января 1997 № 2. Это были дисконтные облигации номинальной стоимостью 100 грн. и сроками погашения 28, 63, 91,182, 273 дня и один год.
Доля дефицита бюджета, покрывалась за счет ОВГЗ, выросла в 1997г. До 60%. (В 1995г. Она составляла 6%, в 1996 г.. - 35%). В условиях недостаточности других источников финансирования облигации внутреннего государственного займа стали основным источником финансирования дефицита бюджета. Для того чтобы достичь требуемых уровней привлечения средств в бюджет, доходность облигаций повышалась, что не могло не привести к негативным последствиям.
С июля 1997 прибыль от проведения операций с ОВГЗ на вторичном рынке начал облагаться налогом на общих основаниях по ставке 30%. Это поставило в неравные условия резидентов и нерезидентов, осуществляющих операции по купле-продаже ОВГЗ. Доля нерезидентов на рынке ОВГЗ достигла в 1997 г.. 60%. Рынок ОВГЗ стал в значительной степени контролироваться нерезидентами, грозило экономической безопасности государства. Капитал нерезидентов, достаточно подвижен и чувствителен к изменениям на различных сегментах финансового рынка, был способен в любое время переместиться на валютный рынок и репатриироваться за границу.
Основной проблемой на рынке ОВГЗ в начале 1998 г.. Стала необходимость погашения выпущенных ранее ОВГЗ, общая сумма задолженности по которым достигла 13200000000 грн. При этом текущую задолженность в размере 8800000000 грн нужно было погасить в течение 1998 Не имея средств для погашения задолженности, Министерство финансов и Национальный банк Украины в сентябре 1998 объявили о реструктуризации внутреннего долга через конверсию среднесрочных ОВГЗ в долгосрочные (КОВГЗ) со сроком погашения через два года для нерезидентов и через 3,5 года для резидентов. Проведена конверсия позволила существенно сократить выплаты по ОВГЗ, но не решила всех проблем, связанных с обслуживанием внутреннего долга.
В 1999г. Национальный банк начал выпускать Депозитные сертификаты Национального банка Украины. Целью их выпуска было введение инструмента, который должен заменить ОВГЗ, доверие к которым было подорвано, а также использование нового способа регулирования количества денег в обращении.
С начала года правительство не размещал ОВГЗ, одновременно объем выплат по облигациям внутреннего займа составил 155 млн грн. Всего в течение 1999 Минфин реализовал облигаций

Минфин Украина не осуществила платеж в счет погашения облигаций внешних государственных займов номиналом $3 млрд. Об этом 

1904), Условиями эмиссии и обращения облигаций внешних  рамках верхнего предела государственного внешнего долга Российской 

Минфин уже допускал возможность выпуска облигаций внешнего займа 2006 года в иенах, указывая на наличие государственной