Обеспечение государственных ценных бумаг

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЗАИМСТВОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО И ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ КАНАДЫ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ.
1.1. Финансовое положение правительства Канады и динамика федерального долга.
1.2. Долговая политика федерального правительства.
1.3. Долговая политика провинции.
ГЛАВА 2. ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ КАНАДЫ.
2.1. Особенности структуры вторичного рынка правительственных ненпых бумаг.
2.2. Ликвидность рынка пенпых бумаг правительства Канады.
2.3. Динамика доходности долговых пенных бумаг в Канаде.
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В КАНАДЕ.
3.1. Особенности канадской модели регулирования рынка пенпых бумаг.
3.2. Преимущества и недостатки системы регулирования рынка пенпых бумаг Канады.
3.3. Практика регулирования рынка долговых пенпых бумаг.
Актуальность исследования. За последние два десятилетия на мировых рынках ценных бумаг произошли фундаментальные изменения, связанные с ростом размеров и значения этих рынков, углублением процессов финансовой интеграции, внедрением новых технологий, появлением сложных финансовых продуктов, обострением конкуренции. Рынок ценных бумаг играет ключевую роль в обеспечении перетока сбережений в инвестиции. В Канаде, как и в ряде других развитых стран ( США, Великобритания, Австралия), рынок ценных бумаг традиционно используется как один из основных источников финансирования экономики.
Канада входит в группу семи ведущих стран с развитой рыночной экономикой и относится к числу лидеров по уровню жизни населения1. С конца 1990-х гг. Канаде удалось занять лидирующее положение по показателям устойчивости финансовой системы и экономики в целом. Канада - единственная страна Группы семи, центральное правительство которой постоянно имело бюджетный профицит в период с 1997 по 2005 г.
Как и в других развитых странах, рынки ценных бумаг и рынок долговых инструментов, в частности, играют важную роль в экономике Канады. Хотя традиционное банковское кредитование по-прежнему остается важным элементом финансовой системы Канады, значение рынка ценных бумаг все время возрастает. Рынок государственных ценных бумаг Канады представляет собой важнейший сегмент рынка долговых инструментов страны. Являясь наиболее надежными финансовыми инструментами, правительственные ценные бумаги2 служат ориентиром для других рынков капитала.
В сентябре 2005 г. на ценные бумаги, выпущенные всеми уровнями власти Канады приходилось 579,8 млрд. долл. США или 73,2% внутреннего рынка долговых

1 ВВП Канады в расчете на душу населения в 2005 г. составлял 34,4 тыс. долл. США (в Великобритании - 36,4 тыс., США - 42 тыс., Франции - 33,9 тыс. долл. США). Среднегодовой прирост реального ВВП Канады на душу населения в 1997-2005 гг. составлял 2,5% (в США - 2,2%, в странах зоны евро - 1,7%). Уровень безработицы в Канаде снизился с 9,2% в 1997 г. до 6,8% в 2005 г. (для сравнения - в 2005 г. в США он составил 5,2%, а в странах зоны евро - 8,7%). Источник: World Economic Outlook И IMF. September 2005. - Pp. 209,210.// http://www.imf.org
2 Термины "правительственные ценные бумаги", "долговые инструменты правительства", "суверенные ценные бумаги" обозначают ценные бумаги, эмитируемые центральными правительствами стран, и используются в данной работе как синонимы. ценных бумаг3. Непогашенный объем ценных бумаг правительства Канады, формирующих федеральный рыночный долг, в конце 2004-2005 фин. г. составил 429,8 млрд. кан. долл4. Подавляющая часть (96%) рыночного долга приходится на обязательства, выраженные в канадских долларах.
В конце 1990-х - начале 2000-х гг. как на рынке государственных ценных бумаг, так и в целом на рынке долговых инструментов Канады происходили значительные изменения. Они связаны, прежде всего, с оздоровлением государственных финансов Канады, сокращением государственного долга и, следовательно, со снижением потребностей федерального правительства в заемных средствах. В этих условиях особенно актуальной становится проблема поддержания ликвидности и обеспечения эффективного функционирования рынка правительственных ценных бумаг.
Вопросы управления долгом, достижения высокого уровня ликвидности и эффективности рынка государственных ценных бумаг с учетом позитивного опыта других стран, и, в частности Канады, актуальны для России. В 2005 г. структура государственного долга РФ значительно изменилась; за 2005 г. внутренний долг правительства России увеличился на 10% и составил 30 млрд. долл. США5, а внешний долг уменьшился на 27% (с 95,7 до 70,1 млрд. долл. США)6. Подобные изменения объясняются курсом правительства на выравнивание соотношения внутренней и внешней составляющих государственного долга. В настоящее время оно составляет примерно 30:70, к 2008 г. планируется достижение соотношения - 43:57, а в более отдаленной перспективе — 50:50, с последующей оптимизацией структуры государственного долга.7
Поскольку финансовая система Канады является одной из самых стабильных в мире, изучение опыта и политики государственных органов Канады на рынке долговых инструментов в период сбалансированности бюджета представляет интерес

3 BIS Quarterly Review. - March 2006. - P. A96 // http://www.bis.org
4 Debt Management Report 2004-2005I/ Department of Financc Canada. - P. 56. // http://www.fin.gc.ca
5 Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах. Министерство финансов РФ. // http://www.minfin.ru
6 Внешний долг Российской Федерации в 2005 г. Банк России. // http://www.cbr.ru
7 Чумачснко А. Государственный внутренний долг РФ и государственные внутренние заимствования // Рынок ценных бумаг. - 2005. - № 16. - С. 63. с точки зрения осуществления преобразований на рынке ценных бумаг России, а также его регулирования со стороны государства.
На современном рынке ценных бумаг России ощущается недостаток высоколиквидных и надежных финансовых инструментов. Рыночный риск, характерный для российского финансового рынка, остается высоким. Весьма остро стоит вопрос о конкурентоспособности рынка, о мерах по привлечению долгосрочных инвестиций и предотвращению перемещения торговой активности за рубеж. Население и его сбережения пока фактически отделены от рынка ценных бумаг. Важной проблемой является обеспечение честности и справедливости ценообразования на российском рынке, необходима реальная защита инвесторов от нарушений и злоупотреблений на рынке ценных бумаг.
Рынок государственных ценных бумаг выступает в роли наиболее ликвидного и надежного сегмента финансового рынка. Суверенные ценные бумаги служат ориентиром для ценообразования других долговых инструментов, выступают как средство страхования рисков различными субъектами экономической деятельности, а также являются инструментом осуществления денежно-кредитной политики центральными банками.
Государственные ценные бумаги могут использоваться в качестве средства привлечения сбережений населения для финансирования приоритетных для государства инвестиционных проектов, в частности, проектов по совершенствованию инфраструктуры национальной экономики. Экономика России остро нуждается в крупных инвестициях. Уровень износа основных фондов промышленности очень высок. Согласно Основным положениям энергетической стратегии России на период до 2020 г., инвестиционные потребности только газовой отрасли составят 180 млрд. долл. США, а электроэнергетики - 130-160 млрд. долл. США8. Как показывает мировой опыт, основным средством финансирования государственных инвестиций в инфраструктуру является выпуск рыночных, торгуемых ценных бумаг.
Рынок региональных займов также играет важную роль в управлении экономическими процессами. Активное участие штатов, провинций, муниципалитетов на рынке ценных бумаг в таких странах как США, Канада, Япония
8 Подробнее см.: Алехин Б.И., Захаров А,В. « Золотое правило» финансов - займы для инвестиций // Известия. - 2002. - 6 декабря. - С. 8. отражает растущую роль региональных правительств в осуществлении государственных инвестиционных проектов и решении задач социально-экономического развития. Наметившийся в последние годы рост российского рынка субфедеральных займов9 свидетельствует о повышении его роли в макроэкономических процессах, а также о перспективах развития данного сегмента национального фондового рынка. Организация эффективной системы заимствования региональных и местных органов власти в России приобретает особую актуальность в настоящее время10.
В связи с вышесказанным, большое значение имеет всестороннее изучение практики долгового финансирования государственных расходов как на центральном, так и на региональном уровне в странах с развитой рыночной экономикой. В особенности это касается таких стран как Канада, обладающих длительным опытом развития и совершенствования федеративных отношений.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы развития современного рынка государственных ценных бумаг Канады наиболее полно разработаны канадскими исследователями. Можно выделить две основные группы работ по данной проблематике. Во-первых, это аналитические работы, статьи и доклады, посвященные актуальным вопросам развития финансовых рынков Канады. Во-вторых, это периодические отчеты, обзоры Министерства финансов Канады, Банка Канады, Комиссий по ценным бумагам провинций Канады, Ассоциации инвестиционных дилеров Канады.
Среди зарубежных публикаций особо следует выделить исследования Т. Гравеля, Ч. Гаа, Э. Браниона, С. Андерсон, Ф. Вулдриджа, Дж. Стрика. Представляют интерес публикации таких авторов как Ш. Кеннеди, Н. Харви, К. Клинтон, Л. Зорн, В. Тракле и др.
Среди трудов российских экономистов, посвященных функционированию мировых рынков ценных бумаг, следует отметить работы Алексеева М.Ю., Данилова
9 В российской экономической литературе ценные бумаги субъектов Российской Федерации называются субфедсральными. Муниципальные ценные бумаги - инструменты, выпускаемые органами местного самоуправления. По сложившейся терминологии в американской экономической литературе и в других странах ценные бумаги нецентральных органов власти всех уровней имеют общее название - муниципальные ценные

с 17 апреля 2000 года. ПОРЯДОК блокировки государственных ценных бумаг в пользу биржи для обеспечения обязательств членов биржи г. Алматы.

Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее  фондов социального страхования и пенсионного обеспечения. 5) по виду 

"О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" устанавливает меры, направленные на обеспечение государственной и