Отделение 3 главного управления центрального банка рф по цфо г москва

«Анализ независимости центральных банков РФ, стран СНГ и Восточной Европы»
Проблема независимости центральных банков оказалась в фокусе внимания исследователей в период выхода мировой экономики из кризиса. Собственно в кризис центральным банкам большинства стран пришлось смягчить денежно-кредитную политику. Теперь же, по мере восстановления экономики, им предстоит перейти к существенному ужесточению политики, что, понятно, проще сделать экономически и политически независимым органам.
Степень влияния властей на ЦБ, как отмечается в исследовании, определяется, среди других факторов, возможностью правительства устанавливать зарплаты членам правления ЦБ, управлять бюджетом и распределять полученную прибыль. Политическое влияние зависит от возможности правительства назначать членов правления, от присутствия в нем представителей правительства, а также возможности правительства определять конечные цели ЦБ.
Незолотая середина
На основе законов о центральных банках стран СНГ и Восточной Европы, авторы исследования рассчитали индекс независимости ЦБ. Самыми независимыми, как политически, так и экономически, оказались ЦБ стран Восточной Европы и Балтии — Венгрии, Боснии и Герцеговины, Эстонии, Латвии, Болгарии. В список наиболее независимых попали и регуляторы Киргизии и Таджикистана, что заставляет предположить, что индекс отражает лишь формальную независимость центробанков, признают авторы исследования.
Наиболее зависимыми от своих правительств оказались центральные банки Белоруссии, Украины и Узбекистана. Российский ЦБ попал в середину списка, пропустив вперед по индексу общей независимости не только большинство стран Восточной Европы и Балтии, но и Киргизию, Таджикистан, Грузию. При этом авторы исследования говорят о том, что в силу значительной степени субъективизма, неизбежной при построении подобных индексов, к интерпретации полученных результатов необходимо относиться с осторожностью.

В то же время такое положение России можно считать негативным сигналом, поскольку даже формально по сравнению с развитыми странами ЦБ в РФ не может считаться в полной мере независимым, считают исследователи ИЭПП.
Банк в подчинении
Банк России был учрежден 13 июля 1990 г., а принцип подотчетности ЦБ федеральным представительным органам закреплен в Законе «О Центральном банке Российской Федерации» от 2 декабря 1990 года. В 2002 г., с принятием новой редакции закона, были детально описаны механизмы парламентского контроля и контроля органов исполнительной власти над деятельностью ЦБ через проверки, проводимые Счетной палатой, и через Национальный банковский совет. Изменения 2002 г. серьезно усилили подотчетность ЦБ правительству и снизили его формальную независимость. К примеру, если в «старой» редакции Национальный банковский совет только рассматривал некоторые документы, представленные советом директоров ЦБ РФ, но не имел полномочий выносить какие-либо решения, то «новая» редакция дала совету дополнительные полномочия по контролю за расходами ЦБ и по рассмотрению вопросов, касающихся политики и целей ЦБ. Это предоставило органам исполнительной власти рычаги воздействия на денежно-кредитную политику и хозяйственную деятельность ЦБ, усиленные новым порядком формирования совета, в котором большинство членов теперь составляют представители президента и правительства, пишут авторы исследования.
Комплексный анализ закона 2002 г. также показал, что единственным лицом, которое может осуществлять реальное влияние на деятельность ЦБ, является президент РФ, который, помимо прочего, принимает политическое решение о назначении или снятии с должности председателя Банка России, а также членов совета директоров. В то же время, Госдума, которой формально подотчетен ЦБ, никаких самостоятельных политических решений в отношении деятельности и руководства Банка России принять не может. В итоге, степень влияния представительных органов на ЦБ за последние годы снизилась, зависимость от исполнительной власти — выросла, уверены авторы.

Инфляционные качели
Независимость ЦБ особо важна для развивающихся стран, где уровень инфляции традиционно велик, а постоянный дефицит бюджета и отсутствие возможностей для значительных внутренних заимствований приводят к монетарному финансированию бюджетного дефицита. Независимый ЦБ с жесткой денежно-кредитной политикой мог бы сбалансировать политику правительства, цели которой часто ведутк росту темпов инфляции. Так, стремление повысить занятость в экономике часто выражается в повышении госрасходов,что в среднесрочном периоде разгоняет инфляцию. Еще одно искушение для правительства — возможность за счет эмиссии профинансировать часть своих обязательств, получить доход от сеньоража.
К проинфляционной политике ведет и необходимость поддержания положительного сальдо текущего счета платежного баланса. Зачастую его балансировка проводится за счет девальвации национальной валюты. Удорожание импорта, как следствие, разгоняет инфляцию. Не способствуют снижению темпов роста цен и борьба с кризисом, что особенно актуально в последние годы.
Повышение уровня независимости ЦБ ограничивает возможности правительства по смягчению денежно-кредитной политики. Четкая отрицательная связь между степенью независимости регулятора и уровнем инфляции подтверждается и эмпирически — б ольшая независимость ЦБ, как правило, соответствует более низкой инфляции, подсчитали авторы исследования. Однако, данная связь может быть и обратной. Возможна ситуация, при которой установившийся более низкий темп инфляции побуждает правительство ослаблять контроль над ЦБ, что делает его более независимым.
Возвращаясь к сдерживанию правительственных мер по стимулированию экономики в кризис, возникает вопрос: не приводит ли независимость ЦБ к снижению темпов роста ВВП? Гипотетически, такая ситуация вполне возможна, так как более независимый центральный банк может сдерживать инфляцию за счет более низкой экономической активности. Однако эмпирически это предположение не подтверждается. Авторы исследования выявили, что существует слабая отрицательная связь между независимостью ЦБ и ростом ВВП на душу населения — в странах с большей независимостью наблюдается более медленный рост ВВП на душу населения. Но объясняется это, по мнению авторов, тем, что более развитые страны (в том числе и институционально развитые) на исследуемом промежутке времени росли более медленными темпами.
Иными словами, и в случае с Россией, данные исследования свидетельствуют в пользу необходимости большей независимости ЦБ от правительства. В ближайшем будущем перед Банком России стоят важные задачи, в том числе и по переходу к режиму таргетирования инфляции, Однако при нынешнем уровне зависимости банка от правительства сделать это будет сложнее. Прозрачность и б ольшая независимость Банка России — важный элемент достижения целей инфляционного таргетирования, отказа от существенных интервенций на валютном рынке и повышения устойчивости национальной банковской системы, уверены авторы исследования.
Анастасия Астахова
Материалы по теме

То, что Центральный банк независим и не подчиняется основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он 

Под независимостью центрального банка следует понимать прежде всего то,  Центральным банком Российской Федерации в 2014 году" Банк России 

Независимость центрального банка приветствуется теми, кто уверен, что (ЦБ РФ) Понятие Центробанка России, история создания Банка России,