Небанковская модель рынка ценных бумаг

УДК 347.241.1 РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОДЫ Р.В. Чикулаев
Кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса
Пермский государственный университет. 614990, г. Пермь. ул. Букирева, 15
Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Рассматриваются этапы развития законодательства о рынке ценных бумаг после 1990 г., выделяются особенности и закономерности формирования правовой системы современного финансового рынка, формулируются задачи построения эффективного гражданского оборота финансовых инструментов .
Ключевые слова: ценные бумаги; финансовые инструменты; формирование; принципы; правовая система
Современные реформы гражданско-правовой системы страны и комплекса норм по регулированию отечественного финансового рынка являются закономерным следствием ряда объективных факторов: экономических, политических, исторических. Сегодня без понимания тенденций развития соответствующих правоотношений, в том числе в их историческом развитии (ретроспективный подход), едва ли возможна эффективная правотворческая и правоприменительная деятельность.
Вопросы становления правового регулирования отношений с ценными бумагами в дореволюционный и советский периоды были предметом внимания ряда ученых. Однако закономерности развития отечественного законодательства и права в отношении ценных бумаг и финансовых инструментов нельзя признать глубоко изученными.
Начало следующего, после дореволюционного и советского, этапа развития законодательства о ценных бумагах можно отнести к 80-м гг. ХХ в. Коренные изменения политического строя, экономической и правовой систем объективно были вызваны потребностями создания обновленного российского государства. Этот период является одним из самых противоречивых, так как формировались новые политическая и правовая системы страны, реформировались отношения собственности, шли процессы приватизации государственного и муниципального имущества. Хронологическое определение данного этапа затруднено. Его началом можно считать конец 80-х гг. XX в. (время появления первых нормативных актов о негосударственных формах хозяйствования). В то же время ряд авторов рассматривают в качестве начальной даты развития нового, «постсоветского», законодательства именно 1991 г., когда в стране произошла смена политического строя.
Таким образом, начало постсоветского этапа развития законодательства о ценных бумагах можно определить в рамках 1988(1991)–1994 гг. Первым нормативным актом в этой сфере стало постановление Совета Министров СССР «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг» от 15 октября 1988 г. [3]. Постановление предоставило возможность вести хозяйствование на основе негосударственной формы собственности, в том числе путем использования метода «хозрасчета» коллективов предприятий, который можно признать прообразом и суррогатной формой приватизации. По мнению специалистов, отношения, предусмотренные данным постановлением, можно было назвать акционерными лишь условно [2]. Акции свободно не обращались, в ряде случаев устанавливались гарантированный дивиденд и возврат стоимости акций акционерам, отсутствовала и сама по себе акционерная организационно-правовая форма юридического лица. В целом, гражданский оборот ценных бумаг как правовое явление не был возможен ввиду отсутствия легально определенного порядка обращения ценных бумаг, хотя бы и статично существующих в качестве объекта прав.

С принятием закона РСФСР «О собственности в РСФСР» [10] от 24 декабря 1990 г. расширился круг объектов прав собственности. Принятый несколькими месяцами ранее закон СССР «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г. сыграл скорее политическую роль, впервые разграничив собственность граждан, коллективную и государственную собственность, а также выделив односубъектную собственность граждан и юридических лиц [19, с. 28–33].
Российский закон в ст. 2 определил, что объектами права собственности могут быть ценные бумаги, относя их к разряду имущества. Особенностью подхода законодателя стало разделение субъектов права на право собственности гражданина (частная собственность) и общественных объединений (организаций). При этом для обоих субъектов предусматривалась возможность обладания на праве собственности таким объектом, как «акции и другие ценные бумаги» (ст. 9 и 17 соответственно), но лишь в отношении права собственности гражданина в ст. 10 Закон специально упомянул такой вид ценной бумаги, как облигация.
Такой субъектно-объектный состав отношений с ценными бумагами был статически нормативно закреплен вышеназванными актами, а также продолжавшим действовать Гражданским кодексом РСФСР 1964 г. В свою очередь, динамическое развитие гражданских отношений по поводу ценных бумаг началось с принятием закона РСФСР от 3 июля 1991 г. №1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» [6]. Закон определил понятие приватизации, компетенцию государственных органов, регламентировал порядок и способы приватизации государственных и муниципальных предприятий и в целом предоставил правовую основу для широкомасштабного выпуска и обращения основных эмиссионных ценных бумаг – акций приватизированных предприятий. До того гражданский оборот эмиссионных ценных бумаг в стране практически отсутствовал, а неэмиссионные, прежде всего предъявительские, ценные бумаги служили объектами малочисленных разовых сделок. Во исполнение закона о приватизации были приняты указы Президента Российской Федерации: от 29 января 1992 г. №66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» [13], от 1 июля 1992 г. №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» с приложением Типового устава акционерного общества открытого типа [12], – положившие начало массовой приватизации государственных предприятий с одновременным преобразованием их в акционерные общества и выпуском акций как объективированного в форме ценной бумаги права на участие в капиталах приватизированных предприятий.

Существенный вклад в формирование оборота ценных бумаг внесли также: Положение о ценных бумагах, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. №590 [14], Положение об акционерных обществах, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601 [15], Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года №78 [16] и постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР» от 24 июня 1991 г. №1451-1 [7]. При этом ключевая роль после 1991 г. принадлежала уже исключительно российским правовым актам.
Так, российское Положение о выпуске и обращении ценных бумаг заложило правовые основы для формирования не только рынка ценных бумаг образца начала 1990-х гг., но и современного финансового рынка. В этом нормативном акте нашли отражение основные правовые понятия, ставшие базовыми категориями: ценные бумаги, рынок ценных бумаг, выпуск, государственная регистрация, эмиссия, обращение ценных бумаг, проспект эмиссии, участник (профессиональный) рынка, фондовая биржа.
Положение легально определило ценную бумагу как денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ. Тем самым была закреплена основа документарной концепции ценной бумаги в российском гражданском праве, позднее реализованная в Гражданском кодексе РФ 1994 г. Возможность существования бумаг как в документарной (в виде «обособленных» документов), так и в бездокументарной (записи на счетах) форме была также воспроизведена в российском Гражданском кодексе. Положение допускало расширение видового состава ценных бумаг по решению органа исполнительной власти (Министерства экономики и финансов), что в Гражданском кодексе РФ трансформировалось в неопределенную норму об отнесении к числу ценных бумаг тех или иных документов «законами о ценных бумагах».
Среди видов ценных бумаг Положение выделяло акции, облигации, государственные долговые обязательства и производные бумаги. При этом устойчивой правовой связи Положения с нормами действовавшего гражданского законодательства (Гражданский кодекс РСФСР и Основы гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик) в части регламентации режима ценных бумаг не прослеживается. Предусмотренные Положением основные виды эмиссионных бумаг – акции и облигации были закреплены в федеральном законодательстве значительно позднее (в 1996 г.), а производные ценные бумаги (сначала лишь в виде опциона эмитента, а затем в виде производных финансовых инструментов) – только в период 2002–2009 гг.
Основные нормы об эмиссии и обращении ценных бумаг (в том числе о проспекте, закрытой и открытой форме эмиссии, о раскрытии и ограничениях использования информации), о государственном контроле приобретения крупных пакетов ценных бумаг, о профессиональной деятельности (в том числе о лицензировании институтов и аттестации специалистов на рынке ценных бумаг, о фондовой бирже) были прямо, хотя и кратко предусмотрены данным Положением, а затем развиты в российском федеральном законе «О рынке ценных бумаг». В отличие от современного законодательства Положение 1991 г. не различало понятий выпуска и эмиссии ценных бумаг, устанавливало иной состав и иные квалифицирующие признаки профессиональных участников рынка, предусматривало ряд административных ограничений в обращении ценных бумаг.
Несмотря на прогрессивный характер Положения о выпуске и обращении ценных бумаг 1991 г., что в течение нескольких лет сделало его актом, замещающим федеральный закон, адекватного правового поля для развития рынка ценных бумаг на тот момент не сформировалось. Сказалось отсутствие базовых законодательных актов специального регулирования: об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционн

Модель рынка ценных бумаг. 15. Смешанные экономика и тем менее значимы рынок акций и небанковские финансовые посредники. Анализ 

2.4 Налоговое регулирование рынка ценных бумаг в РФ  смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, где регулирующие инстанции 

Состояние рынка ценных бумаг можно оценить по нескольким основным Небанковская модель (США) - в качестве посредников выступают