Налоговые доходы бюджетов включают

по праву и юриспруденции на тему «Неналоговые доходы федерального бюджета: проблемы правового регулирования»
На правах рукописи
003466666
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
12.00.14 - административное право, финансовое право, информационное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
„ „ _ — г 1
^ V •-1
Саратов - 2009
003466666
Диссертация выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права»
Научный руководитель —
кандидат юридических наук, доцент ПОПОВ Василий Валерьевич
Официальные оппоненты:
доктор юридических наук, профессор, СТАРИЛОВ Юрий Николаевич
кандидат юридических наук, ЛАЙЧЕНКОВА Наталья Николаевна
Ведущая организация —
ГОУ ВПО "Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» (Институт права)
Защита состоится 12 мая 2009 г. в 14 ч. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д-212.239.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права», по адресу: 410056, г. Саратов, ул. Чернышевского, 104, ауд. 102.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, 104.
Автореферат разослан > апреля 2009 года
Ученый секретарь диссертационного совета
доктор юридических наук, Д0Цейт*7Т Барзилова (Морозова)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. Доходы государственных бюджетных фондов являются ключевым элементом финансовой системы государства, обусловливающим возможность материального обеспечения его функций. Правовая регламентация общественных отношений, складывающихся в процессе исполнения доходной части федерального бюджета в России одна из важнейших составляющих законотворческого процесса, которая, в свою очередь, должна основываться на научном осмыслении процессов жизнедеятельности общества. Однако, как показывает практика, правовое поле, в рамках которого осуществляется указанная государственная финансовая деятельность, обнаруживает множество недостатков и среди наиболее значимых причин этого можно назвать недостаточность теоретического знания в данной области.
В современной России, в условиях текущей модернизации государственных финансов, все чаще возникают вопросы о разумной величине государственной нагрузки на экономические процессы в стране, обоснованности и эффективности государственных монополий, степени соответствия имущественных санкций принципу справедливости и другие вопросы государственной финансовой деятельности, одной из материальных составляющих которой являются неналоговые доходы государства. В этой связи особенно важным представляется выявление правовой природы, сущности, значения и роли неналоговых доходов федерального бюджета в финансовой системе Российской Федерации.

Неналоговые доходы федерального бюджета в Российской Федерации неоднородны и представляют собой множество платежей различного характера, и юридические основания поступления данных финансовых
ресурсов в распоряжение государства различны. Перечень неналоговых доходов федерального бюджета, закрепленный в Бюджетном кодексе РФ1 (БК РФ) является открытым, неисчерпывающим. Одной из причин этого является изменчивость современного финансового законодательства России, напоминающего сложную органическую материю, внутри которой непрерывно происходят процессы роста и совершенствования. И изменчивость эта во многом обусловлена характером общественных отношений, являющихся предметом регулирования финансового законодательства. Система ежегодного бюджетного планирования, как основа указанных правоотношений, определяет динамичность норм финансового законодательства и чуткость к социально-экономическим изменениям в обществе.
Финансово-правовые нормы, в том числе и нормы бюджетного, налогового права подвергаются систематической коррекции, при этом следует выделить две возможные предпосылки: а) изменения финансового законодательства как отражение динамики социально-экономических процессов в обществе; б) низкий качественный уровень нормотворчества и как следствие непостоянство и зыбкость правового поля. Так или иначе, очевидным представляется то, что правовые коллизии, возникающие в условиях текучести законодательной материи, требуют глубокого научного осмысления.
Затрагивая вопрос о развитии бюджетного законодательства, H.A. Шевелева справедливо отмечает, что потребности оперативного реагирования на меняющуюся ситуацию в социально-экономической сфере вынуждают законодателя при конструировании норм закона о бюджете отклоняться от предписаний Бюджетного кодекса РФ. Глубина таких отклонений позволяет говорить либо о развитии норм Кодекса в текущем бюджетном законодательстве, либо о возникновении противоречий, которые
1 См.: Раздел II Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. на 30.12.2008 г.) II СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; 2009. №1. Ст. 18.

должны быть устранены путем изменения самого Бюджетного кодекса РФ или, в частности, признания недопустимым применения нормы федерального закона о федеральном бюджете2.
Неналоговые доходы федерального бюджета в Российской Федерации являются особой категорией финансовых ресурсов, специфика которых заключается, в первую очередь, в том, что идеальным основанием их мобилизации является реализация функций государства, защита публичных интересов, а также социальная направленность государственной деятельности. При этом в Российской Федерации остро стоит проблема соблюдения частных и публичных интересов3.
Как отмечает О.Ю. Рыбаков, сегодня, как и десятилетие назад, необходим баланс интересов государства и личности, равновесие взаимодействия государственных институтов и общественных объединений4.
В Российской Федерации в общем объеме финансовых ресурсов, поступающих в доход государства, доминируют налоговые доходы, но это обстоятельство ни в коей мере не принижает значение и роль неналоговых доходов, так как именно они могут служить высокоэффективным инструментом, который позволит в определенные периоды привлекать дополнительные финансовые ресурсы в бюджет государства5.
1 Шевелева H.A. Бюджетная система России: опыт и перспективы правового
регулирования в период социально-экономических реформ. СПб., 2004. С. 94.
3 См.: Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. С. 342.; Кустова М.В. Баланс имущественных интересов частных лиц и публичного субъекта в свете новой бюджетно-правовой концепции // Бюджетное право: вопросы теории и практики. СПб., 2002. С. 6-22.; Талапина Э.В. Государство и экономические субъекты // Административное право: теория и практика. СПб., 2002. С. 189-199; Тихомиров Ю. Правовое регулирование экономики: федеративные аспекты // Федерализм. 2002. №3. С. 34.
4 См.: Рыбаков О.Ю. Указ. соч. С. 342.
5 Доходы федерального бюджета в большей части состоят из платежей включенных законодателем в систему налогов и сборов. Вместе с тем в последние годы уровень неналоговых доходов по отношению к общему объему поступлений федерального бюджета имеет устойчивую тенденцию к росту (может иметь также скачкообразный характер). Так, в 2004 году доходы федерального бюджета составили в части неналоговых поступлений 6,65% (224 613 887,3 тыс.р.), соответственно, налоги и сборы - 93,35% (3 154 261 867,5 тыс.р.); в 2005 году неналоговые поступления составили - 37,89%
Решению этих и других задач должны способствовать научные исследования соответствующих проблем, части которых и посвящена настоящая диссертационная работа.
Значение данного исследования обусловлено перспективами развития бюджетной системы РФ. Уровень неналоговых доходов в структуре доходов бюджетных фондов напрямую зависит от степени участия государства в гражданско-правовом обороте, объема государственной собственности и т.д. В России в настоящее время сохраняется экономический курс по уменьшению доли неналоговых доходов в федеральном бюджете, однако в условиях мирового экономического кризиса, который в существенной степени затронул и Российскую экономику, это скорее системные издержки. Частные сферы экономики в настоящее время нуждаются в финансовой поддержке государства, но в целях защиты публичных интересов такая помощь может быть оказана только на возмездной основе, что в итоге приводит к росту государственного сектора экономики. Из указанного следует вывод, что проблемы неналоговых доходов федерального бюджета в настоящее время связаны с фундаментальными вопросами развития финансовой системы Российской Федерации.
В России имеется позитивный опыт регулирования правоотношений, связанных с формированием неналоговых доходов федерального бюджета в Российской Федерации. И его, в комплексе с зарубежным опытом, необходимо использовать, подкрепляя научно обоснованными, экономически проверенными нормативами.
Исходя из данных соображений, выбранная проблематика представляется актуальной, имеющей практическое и теоретическое значение, определяет интерес диссертанта к указанной теме.
(1 910 229 925 тыс. р.); в 2006 году - 42,40% (2 647 973 430,6 тыс. р.); в 2007 году - 38,60% (2 914 214-776,4 тыс. р.). Динамика изменения доли неналоговых доходов в составе доходов федерального бюджета выявлена автором путем анализа федеральных законов об исполнении федеральных бюджетов за указанный период - 2004-2007 годы.
Степень научной разработанности темы и круг источников.
Настоящая диссертационная работа по теме «Неналоговые доходы федерального бюджета: проблемы правового регулирования» является одним из первых комплексных научных исследований правоотношений в сфере регулирования неналоговых доходов государства. Научные изыскания, охватывающие отдельные вопросы института неналоговых доходов государственного и местных бюджетов, имели место в работах С.Я. Боженка и В.А. Карасева, а также А.Р. Батяевой. Однако в указанных теоретических исследованиях не уделялось особого внимания проб

Так, в ходе масштабной налоговой реформы, бюджете (включает, помимо федерального, все 

В соответствии с бюджетной классификацией подгруппы налоговых доходов бюджетов РФ включают: 1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала 

Реферат: Неналоговые доходы федерального бюджета. Доступно вам для легкого и полноценного списывания. От сайта Домашке.НЕТ.