Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета

Бюджетно-налоговая политика представляет собой меры правительства для воздействия на экономическую конъюнктуру через изменение величины государственных расходов и налогов. Осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, основным источником пополнения которого являются налоги. Поэтому содержательно бюджетно-налоговая политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Цели бюджетно-налоговой политики в краткосрочном периоде - поддержание ВВП на уровне потенциала, обеспечение полной занятости, стабильный уровень цен, равновесный платежный баланс, в долгосрочном периоде - экономический рост при производстве неинфляционного ВВП.
Инструментами бюджетно-налоговой политики выступают доходы и расходы государственного бюджета, с помощью которых правительство воздействует на совокупные планируемые расходы (совокупный спрос). 5.1.1. Государственный бюджет: доходы и расходы
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ:
o бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления;
o бюджетная система Российской Федерации представлена совокупностью федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Консолидация бюджетов подразумевает их объединение по отдельным статьям, исключая взаимные операции (дотации, субвенции, взаимные расчеты и т.д.) между бюджетами всех уровней, и не предполагает простого арифметического сложения. Консолидированный бюджет Российской Федерации объединяет федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации объединяет бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов), находящихся на его территории.

Федеральный бюджет РФ является главным финансовым планом страны, который после его утверждения органом законодательной власти (ежегодно Государственной Думой принимается Закон о государственном бюджете на следующий финансовый год) приобретает силу закона и обязателен к исполнению. Составляется федеральный бюджет (а также бюджет любого другого уровня) в форме баланса доходов и расходов государства за определенный период времени (как правило, за год). В России финансовый год соответствует календарному и длится с 1 января по 31 декабря. Доходы государственного бюджета
Основным источником доходов государственного бюджета являются налоги: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лип, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, налоги и взносы на социальные нужды (включая единый социальный налог), прочие налоги.
В любой стране налоговое законодательство (в России - Налоговый кодекс РФ) формирует налоговую систему, в соответствии с которой по каждому налогу определяются:
o субъект налогообложения (налогоплательщики и плательщики сборов);
o объект налогообложения (операции по реализации товаров, имущество, доход и т.п.);
o налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения);
o ставка налога (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы);
o налоговый период (календарный год, квартал, месяц);
o а также порядок исчисления налога, сроки и порядок уплаты налогов и сборов.
Законодательно зафиксированная по каждому налогу совокупность налоговых ставок задает определенную шкалу налогообложения - плоскую, прогрессивную или регрессивную. Соответственно, различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. При плоской шкале ставка налога не зависит от величины налоговой базы. Примером пропорционального налога может служить действующий в настоящее время в России налог на доходы физических лиц (с 2001 г.), ставка по которому составляет 13% и не зависит величины дохода. При использовании прогрессивной шкалы налогообложения ставка налога растет с увеличением налоговой базы. Например, в странах Евросоюза подоходный налог является прогрессивным. Регрессивная шкала налога означает, что налоговая база и ставка налога изменяются в противоположных направлениях: большей величине налоговой базы соответствует меньшая ставка налога и наоборот. Единый социальный налог, действовавший в России с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2009 г., - это пример прямого регрессивного налога.

По способу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги являются прямым вычетом из доходов, полученных домашними хозяйствами и фирмами. Налогами прямого действия являются, например, налоги на доходы и имущество. Особенность прямого налога состоит в том, что оплачивает налог (оплачивается налогоплательщиком) и выплачивает налог (выплачивается налогоносителем) одно и то же лицо. Косвенные налоги включаются в цену продаваемой продукции и поэтому носят неявный характер. Это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Особенность косвенного налога заключается в том, что оплачивают налог и выплачивают налог разные экономические субъекты. В конечном счете косвенные налоги через цены перекладываются на население, которое и является действительным плательщиком косвенных налогов.
Размышляем самостоятельно
Диаграмма на рис. 5.2 представляет структуру доходов консолидированного бюджета в динамике. Какие налога, отраженные на диаграмме, относятся к прямым, а какие - к косвенным?
Помимо представленных выше видов (прямые и косвенные) и типов (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные) налогов, различают также федеральные (обязательны к уплате на всей территории страны), региональные (действуют на территории субъекта РФ) и местные налоги (обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований).
Неналоговые доходы бюджета включают доходы от внешнеэкономической деятельности, от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и пр.
Представление о том, как изменялась структура доходов государственного бюджета России, дает диаграмма на рис. 5.2.
Рис. 5.2. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета РФ, % к итогу
* С 1 января 2010 г. вместо отмененного единого социального налога введены страховые взносы на обязательное социальное страхование. Источники: Финансы России, 2004: Стат. сб. Росстата, табл. 2.3. М., 2004; Финансы России, 2008: Стат. сб. Росстата, табл. 2.3 и 2.4. М., 2008; gks.ru.
Напомним, что в макроэкономике в качестве источника доходов государственного бюджета рассматриваются налоги, для описания которых используется налоговая функция Т = Т а + tY, где Т а - автономные налоги, t - предельная налоговая ставка, 0 < t < 1. Как было показано в предыдущей главе, рост/сокращение автономных налогов вызывает падение/увеличение совокупных планируемых расходов (совокупного спроса) и сопровождается мультипликативными эффектами. Поэтому снижение или увеличение автономных налогов, снижение или увеличение налоговых ставок представляют собой инструменты воздействия правительства на совокупные расходы, когда возникает необходимость стимулировать или, напротив, сдерживать совокупный спрос и, соответственно, выпуск и занятость.

Основным источником государственных доходов на данном этапе развития что в последние годы за счет налогов формируется 75—80% федерального бюджета Они не являются ценой услуги, их можно отменить, а органы 

Главной статьёй бюджетных доходов являются налоги. Налоги обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и 

Основными источниками доходов государства являются: При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые