Основные аспекты мотивации экономической деятельности человека

Развитие экономики общественного сектора есть бесконечно осуществляемое воспроизводство, в котором человек выступает его исходным и конечным пунктом. Исходным, ибо любая экономическая деятельность начинается с целесообразного использования человеком средств и предметов труда для достижения результата, обеспечивающего удовлетворение потребностей. Конечным, ибо удовлетворение потребностей обнаруживает необходимость продолжения, повторения производственного процесса, формирует заинтересованность человека в его улучшении, а также развитии своих способностей. В том, что человек находится в центре экономической деятельности и экономической теории, нет ничего удивительного: экономическая теория — общественная наука, т.е. наука об одной из сфер жизнедеятельности человека (общества). Однако важно подчеркнуть, что это наука именно об одной из ее сфер, т.е., во-первых, реальный человек должен здесь рассматриваться лишь в одной своей ипостаси (экономический человек). Во-вторых, закономерности воспроизводства экономического человека, как и он сам, должны быть раскрыты через механизм взаимосвязи экономических процессов (категорий). Это предполагает выявление закономерностей формирования и развития потребностей, на удовлетворение которых направлена воспроизводственная деятельность человека, а также интересов и стимулов, мотивирующих человека на повышение эффективности своего труда и постоянное собственное совершенствование.
Очевидность и важность отмеченных обстоятельств наглядно проявляются в том, что большинство экономистов и все школы и направления в истории экономической науки отдают дань рассмотрению потребностей и интересов человека. Естественно, исторические эпохи, а также методологические подходы, исповедуемые различными исследователями, накладывают соответствующий отпечаток на понимание этой проблемы, так что в науке сегодня существует самый широкий спектр ее трактовок1. Не отвергая пра- їй мерности существования каждой трактовки при всех ее особенностях, вытекающих из своеобразия соответствующей концептуальной научно-исследовательской программы (классикой, неоклассиков, кейнсианцев, институционалистов и т.д.), хо- I елось бы подчеркнуть, вместе с тем, что сам характер воспроиз- иодственного процесса и роли в нем человека накладывает определенные безусловные ограничения на исследовательские принципы анализа потребностей и интересов человека, которые становятся исходными и обязательными методологическими предпосылками этого анализа. Во-первых, человек всегда должен рассматриваться как особая часть природы, что проявляется прежде исего именно в его экономической деятельности. Во-вторых, человек всегда должен рассматриваться как часть особого «организма» — общества, без которого он никогда не существовал и существовать просто не может.

Первая из двух предпосылок в своем исходном пункте «напоминает», что человек есть биологическое существо. В экономической науке это обстоятельство часто используется своеобразно — в неоправданном стремлении преувеличить роль психологических факторов в экономической деятельности. С другой стороны, роль биоосновы в человеке недооценивается, предполагается лишь как нечто очевидное. На деле биооснова подчеркивает объективный характер воспроизводства человека, непреодолимость, обязательность его законов аналогично другим (естественным) законам природы. Это кажущееся тривиальным положение приобретает глубокий смысл, если иметь в виду, что речь идет о воспроизводстве изменяющегося, развивающегося человека, «воспроизводственные» потребности которого также изменяются. Воспроизводство должно подчиняться этой необходимости при любом, самом высоком развитии человека. Вопреки романтически-утопическим представлениям о «царстве свободы», на деле, как известно, царство свободы предполагает познание и полное подчинение общества объективной необходимости, в частности «правильному» обеспечению потребностей человека и как биосущества. Практика различных стран, в том числе и России, демонстрирует, что и в современных условиях не всегда в полной мере удовлетворяются элементарные потребности отдельных слоев населения. Казалось бы, очевидное «господство» человека над природой оборачивается сегодня продолжающейся на планете гибелью от голода многих тысяч людей, «внезапным» возникновением продовольственных трудностей в глобальном масштабе, нарастающими экологиче-
скими проблемами, кризисами и т.п. Все это означает, что «недо- удовлетворение» названных потребностей оборачивается невидимыми и трудноподсчитываемыми, но огромными потерями в воспроизводственном процессе и отдельных стран, и мирового хозяйства в целом.
Вместе с тем человек как биосущество есть особая часть природы, т.е. реализация названной выше необходимости (т.е. обеспечение самого существования человека) происходит у человека (в отличие от всех других представителей фауны) посредством особой функции — труда, производства. Труд как целесообразная деятельность, использующая средства производства, есть особый отличительный признак человека. В этом смысле, очевидно, экономический человек есть прежде всего производитель. И дело не только в том, что труд, производство есть его существенный признак. Важно и то, что именно этот процесс — основа постоянного совершенствования человека. Поэтому в трактовке экономического человека имеет значение и характер используемых им средств производства (прежде всего средств труда), и состояние (уровень) его возможностей (способностей), навыков, умения в решении задач природопреобразовательной деятельности, а также способностей в сфере потребления и т.п. Целесообразный характер деятельности человека предполагает рассмотрение и учет характера действующих целей, анализ причин и определенной направленности и силы его мотивации в этом процессе. Многофакторность осуществляемой природопреобразовательной деятельности человека, возможностей его потребления и очевидные изменения каждого из факторов обусловливают как следствие обязательное и безусловное изменение, развитие потребностей и интересов человека как субъекта процесса экономической деятельности. Экономический человек в этом смысле есть человек исторический. Интересно, что А. Маршалл отметил как главную ошибку английских экономистов начала XIX в. то, что они рассматривали человека как некую постоянную количественную величину и не давали себе труда изучать ее изменения1.

Вторая методологическая предпосылка анализа потребностей и интересов человека — обязательный учет его общественной природы. Даже формально — поскольку экономическая теория есть одна из наук об обществе, — это действительно необходимо. Однако и по существу некорректность иного подхода вытекает уже из первой предпосылки. Действительно, потребности и интересы человека в любых исторических условиях всегда есть проявление і и іределенньїх состояний общества — накопленной за весь период п о существования материальной и духовной культуры. Сама про- м июдственная деятельность человека всегда протекает в форме общественных (экономических) отношений, выражающих обязательную, хотя и меняющуюся исторически взаимозависимость июлей друг от друга. В гипертрофированном виде эту важнейшую черту потребностей и интересов человека выделил еще Аристотель. Желая подчеркнуть, что человек по своей природе есть существо общественное, во взаимосвязи человека и государства он отмечает первичность государства, которое «предшествует» каждому чело- иску[39]. В отличие от животных, которые в естественном состоянии обходятся без содействия других, человек, замечает А. Смит, непрерывно нуждается в помощи своих ближних[40]. Традиция общественной трактовки потребностей и интересов человека наиболее яркое и последовательное выражение получает в марксизме. Неразрывность, слитность двух элементов, подчеркивает Ф. Энгельс, объясняется тем, что вместе с появлением человека возник и еще один элемент — общество[41]. Общественная природа человека в экономической деятельности проявляется двояко. С одной стороны, и деятельности отдельного человека, которая, как правило, и исторически в возрастающей степени направлена на удовлетворение потребностей, обеспечение существования других людей. С другой — в деятельности общества, его органов, направленной всегда и на обеспечение нормального существования, воспроизводства отдельного человека.
Первая «линия» в этом аспекте проявляется прежде всего уже в самом факте общественного разделения труда. Далее, эгоизм, свойственный человеку и выступающий в современной теории как важнейшее обоснование именно его «индивидуализации», в конкретном воспроизводственном механизме, как это показали Манде - иилль и Смит, оказывается средством, «инструментом» наиболее эффективного удовлетворения потребностей других людей, т.е. общества в этом смысле. Именно человек своими действиями, совершенствуя производственный процесс, постоянно развивает экономический потенциал общества. Наконец, в самом поверхностном проявлении человек-налогоплательщик «содержит» общество в выполнении им важных функций и т.д. Вторая «линия» — это формы социальной ответственности общества за обеспечение нормального функционирования и развития человека, которые, как показывает история, оно в той или иной степени всегда реализовывало. Одна из таких настоятельных форм — обеспечение занятости людей. Характерно, что наиболее значительными пороками современного ему экономического общества Дж.М. Кейнс считал его неспособность обеспечить полную занятость, а также несправедливое распределение богатства и доходов[42]. Как видно, среди названных форм — регулирование государством заработной платы (исторически это проявляется в определении государством ее или максимальных, или минимальных ставок); внедрение и реализация налоговой системы, способной и в современных условиях играть роль «социального стабилизатора», и т.п. Социальная ответственность общества — обеспечение соответствующей квалификации работников, связанное с организацией и финансированием системы образования, подготовки и переподготовки кадров; развитие эффективной системы здравоохранения («текущий и кап

Что лежит в основе мотивации человека экономического рынков, деятельность компаний и домашних хозяйств, трудовое, 

Рубрика: Теории мотивации Метки: власть, деньги, мотивация, мотивы, стимул,  Суть экономических стимулов состоит в том, что люди в результате 

этики, религии и мотивация экономической деятельности в и от способности и предрасположенности людей к определенным