Монополист может получить экономическую прибыль в периоде

• Особенности рынка чистой монополии• Предельный, средний и валовой доход• Максимизация прибыли по критерию валовых величин • Максимизация прибыли по критерию «предельный доход — предельные издержки»• Минимизация убытков по критерию предельных величин • Максимизация прибыли в долгосрочном периоде• Ценовая дискриминация• Функционирование рынка в условиях чистой монополии • Регулирование монополии Особенности рынка чистой монополии Монополия в хозяйственной жизни
Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Для России проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера, вызываемых деятельностью предприятий-монополистов, имеет первостепенную важность. Однако монополизм не является чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна прежде всего в нашем отечестве. Дело в том, что в странах со сложившейся рыночной экономикой (США, Германии, Японии и многих других), где доля предприятий-монополистов в промышленности невелика и где решение вопроса деятельности монополий имеет свою историю, постоянно идет процесс поиска новых, отвечающих современным условиям решений, направленных на повышение эффективности деятельности как самих предприятий-монополистов, так и экономики в целом.
В России, по данным Института экономики РАН, на сегодняшний день примерно 1/3 промышленной продукции выпускается единственными предприятиями-монополистами. В связи с этим при анализе отраслевой структуры крайняя степень монополизации отмечается как фактор, влияющий на понижение конкурентоспособности российской экономики.
Анализ чистой монополии важен, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного сектора приходится от трех и более процентов валового национального (внутреннего) продукта. Во-вторых, изучение чистой монополии представляет научный и практический интерес в связи с тем, что оно дает возможность понять такие распространенные рыночные структуры, как монополистическая конкуренция и олигополия, ибо обе они сочетают в различной степени черты и чистой конкуренции, и чистой монополии. Специфика монополии
Абсолютная, или чистая монополия возникает в том случае, когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей, или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт.

Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, так как последняя представлена всего одним предприятием, единственным поставщиком данного товара. Поэтому то, что свойственно поведению предприятия, характерно и для отрасли. В этом смысле чистая монополия занимает противоположную позицию относительно чистой конкуренции.
Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует адекватных или близких заменителей монополизированного продукта. Перед покупателем не стоит проблема выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него. В отличие от предприятий, действующих в условиях чистой конкуренции, предприятие-монополист осуществляет значительный контроль над ценой. При нисходящей кривой спроса монополист может изменять цены на продукт путем манипуляции количеством его предложения.
Появление и длительное функционирование предприятий-монополистов обусловлено наличием целого ряда экономических, технических, юридических и других барьеров, препятствующих вступлению других товаропроизводителей в отрасль. Однако в долговременном периоде абсолютно непреодолимых барьеров для вступления в отрасль не существует.
Исходя из принципа различной степени ограниченности доступа на рынок, монополии могут быть классифицированы как закрытые, естественные и открытые. В силу различных обстоятельств одно предприятие может стать единственным поставщиком продукции на рынке.
Закрытая монополия возникает в результате имеющихся нормативно-законодательных актов, которые либо препятствуют проникновению других предприятий в ту или иную сферу хозяйственной деятельности, либо не допускают возможности использования чужой интеллектуальной собственности. На защите последней стоит прежде всего патентное право, институт авторских прав.
Естественная монополия образуется в тех отраслях, в которых долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда одно предприятие обслуживает весь рынок в целом. В таких отраслях оптимальный масштаб производства товара близок или превосходит тот его объем, на который предъявляется спрос по цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска продукции между двумя или большим количеством предприятий приведет к тому, что масштабы производства каждого будут далеки от оптимума, что снизит эффективность их деятельности, а также вызовет потери у потребителей в результате роста цен.
Открытая монополия характеризуется тем, что предприятие на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта не в результате каких-либо мер по защите от конкурентов, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии, а благодаря новизне предлагаемого товара или услуги. В ситуации открытой монополии часто оказываются предприятия, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Однако это не исключает появления конкурентов, но они могут появиться на рынке гораздо позже.

Конечно, данная классификация имеет весьма условный характер. Отдельные предприятия при стечении благоприятных для них обстоятельств могут обладать чертами сразу нескольких видов монополий. На больших исторических интервалах времени все без исключения монополии можно считать открытыми. Действительно, легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут быть либо обойдены, либо опротестованы, либо отменены, что нередко встречается в антимонопольной практике различных стран. Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии или появлением принципиально новых субститутов. Предельный, средний и валовой доход
Рассматривая проблему чистой монополии как частный случай несовершенной конкуренции, следует обратить внимание на общий момент, присущий любой несовершенной рыночной структуре. Абсолютная эластичность спроса на рынке чистой конкуренции весьма упрощала проблему цены, среднего и предельного дохода, так как все они находили свое воплощение в кривой спроса предприятия, которая рассматривается как заданная отраслевым или рыночным спросом. Не горизонтальный (как при чистой конкуренции), а падающий характер кривой спроса предприятия несовершенной рыночной структуры существенно видоизменяет кривые средних и предельных издержек.
В частности, предприятие-монополист устанавливает единую цену для всех единиц товара, тем самым определяя величину среднего дохода. В этом случае цена равна среднему доходу. Поэтому кривая среднего дохода совпадает с кривой спроса. Что же касается кривой предельного дохода, то в связи с тем, что кривая спроса имеет отрицательный наклон, с расширением объема выпуска продукции цена снижается, следовательно, каждая последующая ее единица не может приносить равновеликий предельный доход, как это имеет место в условиях чистой конкуренции. Предельный и валовой доход
При переходе к большему объему производства предприятие-монополист вынуждено понизить цену с тем, чтобы получить дополнительный доход в результате реализации еще одной единицы продукции. Однако одновременно снижение цены привело к потере в связи с тем, что теперь и предыдущие единицы продаются по более низкой цене. Но валовой доход тем не менее увеличивается.
Отсюда следует вывод: предельный доход, присваиваемый предприятием-монополистом, всегда ниже цены или среднего дохода, а кривая предельного дохода (Д пред) лежит всегда ниже кривой спроса (С). Необходимо обратить внимание и на тот факт, что кривая предельного дохода всегда пересекает отрезок горизонтальной оси, заключенный между кривой спроса и вертикальной осью, точно в середине, если кривая спроса имеет вид прямой линии. Однако данное положение неприменимо к случаю, когда кривые спроса имеют форму, отличную от прямой.
Рис. 21.1. Спрос, предельный и валовой доход предприятия в условиях несовершенной конкуренции
На рис. 21.1 представлена графическая взаимосвязь среднего дохода (цены), предельного дохода и спроса с валовым доходом. Как видно, валовой доход увеличивается до тех пор, пока предельный доход имеет положительные значения. Следовательно, переломным моментом является нулевое значение предельного дохода.
Кривая предельного дохода (Д пред ) на рис. 21.1 пересекает горизонтальную линию в точке М, в которой он равен нулю. В то же время валовой доход (Д вал ) при данном значении предельного дохода достигает максимума в точке М′, а затем при отрицательных значениях предельного дохода (та часть кривой предельного дохода, которая расположена ниже горизонтальной
линии) начинает сокращаться. Это связано с тем, что предельный доход представляет собой изменения в валовом доходе. Как только эти изменения приобретают отрицательные значения, валовой доход начинает сокращаться. Таким образом, объему выпуска продукции, равному 8 ед. (Q м и Q м ), соответствует максимальная величина валового дохода и нулевое значение предельного дохода. Эластичность спроса
Нисходящая кривая спроса (С) указывает на то, что высокие цены связаны с незначительными объемами продаж, низкие цены — с большими объемами продаж, а также на то, что предприятие-монополист не может увеличить объем продаж без снижения цены или повысить последнюю без потери продаж. В то же время, как видно из рис. 21.1, величине объема производства, при котором достигается максимальная выручка, соответствует единичный коэффициент ценовой эластичности спроса (К э=1). Цена спроса, корреспондирующая с оптимальным масштабом производства, выступает в качестве той величины, которая делит кривую спроса на две части. Одна из них обладает коэффициентом эл

В некоторых ситуациях чистая монополия может осуществлять ценовую P0 > AC0: монополист получает экономическую прибыль при оптимальном Q0. Условие получения прибыли монополистом в долгосрочном периоде: 

В некоторых ситуациях чистая монополия может осуществлять ценовую  P0 > AC0: монополист получает экономическую прибыль при оптимальном Q0.  Условие получения прибыли монополистом в долгосрочном периоде: 

фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного 5.3 видно, что монополист будет получать экономическую прибыль в любой точке