Методы управления рынком труда 14

Рынок труда занимает центральное место в составе совокупного рынка факторов производства — земли, труда и капитала, так как его функционирование позволяет вовлечь в производственные про цессы материальные, финансовые, природные ресурсы, обеспечи вая таким образом их хозяйственное взаимодействие. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой и сравнительно неболь шой опыт нашей страны показывают, что необходимость государ ственного регулирования рынка труда проявляется более остро в сравнении с рынками других видов ресурсов. Это обусловлено тем, что, во-первых, устранять отрицательные экономические послед ствия нарушений в механизме функционирования рынка труда го раздо сложнее, требуется для этого больше времени и средств, в чем частные предприниматели, как правило, непосредственно не заинтересованы. Во-вторых, сбои в механизме функционирования трудового рынка имеют не только экономические, но и непосред ственно социальные отрицательные последствия.
В технологии государственного регулирования рынка труда различают следующие стадии: (1) аналитическая; (2) целевая; (3) организационно-методическая; (4) корректировочная; (5) ре-зультативно-оценочная. На первой стадии анализируется состоя ние рынка труда. На федеративном уровне анализ осуществляется на основе изучения результатов всероссийского мониторинга со-циально-трудовой сферы, который регулярно выполняется цент ром «Труд-Мониторинг» Института труда Министерства труда и социального развития РФ, созданным в 1993 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 21 апреля 1993 г. На региональном и местном уровнях мониторинг выполняется соответствующими подразделениями органов труда и занятости в составе территори альных администраций. Мониторинговые исследования охваты вают все элементы социально-трудовой сферы и в ее составе не посредственно рынок труда.
Анализ Состояние рынка труда определяется характером
состояния трех основных рыночных параметров: (1) объе-
рынка труда мом, структурой спроса на трудовые ресурсы; (2) объемом, структурой предложения трудовых ресурсов; (3) уров нем цены рабочей силы (оплаты труда), динамикой параметров в анализируемом периоде.
1. Анализ целесообразно начинать с изучения спроса, поскольку этот элемент рынка Инициирует движение рабочей силы и таким образом его функционирование. Объем совокупного спроса на ра-бочую силу состоит из двух составляющих: а) количества новых рабочих мест (вакансий) на момент расчета: б) количества заня тых рабочих мест, должностей, для которых работодатели ищут замену (по различным причинам). Доля первой составляющей достигает более 80% совокупного спроса, соответственно доля вто рой — около 20%. Спрос на рабочую силу зависит в основном от количества свободных рабочих мест, вакансий на предприятиях, фирмах всех организационно-правовых форм в отраслях эконо мики и социальной сферы.

В процессе анализа следует определить состав, объем, структу ру спроса по профессионально-квалификационному, половозрас тному и другим признакам, выявить тенденции динамики этих параметров (возможные сокращения, стабилизацию, рост количе ства рабочих мест и т.д.). Очень важно выявить все основные фак торы новых (и существовавших ранее) тенденций для того, чтобы при создании регулирующего механизма разработать соответству ющие инструменты управления этими факторами. Характер дина мики спроса на рабочую силу определяется прежде всего характе ром экономической ситуации в стране.
В России в результате сокращения объемов производственно- хозяйственной деятельности, происходившего в последнее десятиле-тие в большинстве отраслей экономики, количество рабочих мест и соответственно спрос на рабочую силу сократились. Но темпы со-кращения спроса оказались значительно ниже размеров сокращения производства. Основная причина такого несоответствия — возник-новение и быстрый рост фиктивного спроса. Администрации пред-приятий, считая возникшие трудности временными и надеясь на благоприятное изменение экономической ситуации в ближайшей перспективе, стремились сохранить трудовые коллективы для даль-нейшего развития производства в недалеком будущем. Кроме того, дефицит финансовых ресурсов препятствовал проведению дорого-стоящего массового сокращения персонала, выгоднее было отправ лять работников в административные отпуска. Государство, регио нальные и местные органы также стремились сдерживать массовое увольнение работников, в результате которого могла резко усилить ся социальная напряженность в стране, регионах. Кроме того, несо вершенство, неполнота законодательной базы не способствовали выс вобождению работников. Так, Закон о банкротстве до настояще го времени не действует в полную силу. По этим причинам значи тельная часть работников переводилась на режим неполного рабоче го дня, неполной рабочей недели, использовалась практика предос тавления отпусков, частично или полностью не оплачиваемых. Осо бенно больших масштабов фиктивный спрос на рабочую силу достиг в легкой промышленности, машиностроении, где такие админист ративные отпуска предоставлялись до половины всех работников, а более четверти вынуждены были работать неполное рабочее время.

За этот период произошло значительное изменение отрасле вой структуры спроса под влиянием структурной перестройки эко номики, а также неравномерного сокращения объемов производ ства по отраслям (например, сокращение объемов производства в обрабатывающих отраслях значительно опережало спад в добыва-ющих). Значительные изменения произошли также в территори альной структуре спроса под влиянием неравномерного сокраще ния спроса по регионам страны. По мере стабилизации производ ства, а затем экономического роста спрос на рабочую силу начнет увеличиваться.
Значительное влияние на объем и структуру спроса оказывает научно-технический фактор. Повышение производительности тру да в результате внедрения в производственно-хозяйственную дея тельность научно-технических достижений относительно (т.е. в рас чете на единицу производимой продукции, услуг) сокращает по требность в рабочей силе. Абсолютная потребность при этом может остаться неизменной или возрастать при увеличении масштабов производства. В смежных производствах потребность в рабочей силе увеличится, так как рост объема выпуска продукции в отраслях, осуществляющих внедрение научно-технических достижений, по требует увеличения масштабов выпуска продукции и в смежных производствах, для чего потребуется дополнительная рабочая сила.
Для анализа состояния спроса используются соответствующие показатели, основные из которых следующие: общее количество свободных рабочих мест на конец и начало анализируемого пери ода, количество новых рабочих мест, созданных за анализируе мый период, количество старых неукомплектованных рабочих мест, количество перепрофилируемых рабочих мест, объем совокупно го спроса, стоимость (цена) создания одного рабочего места, по казатели отраслевой, территориальной структур спроса и др.
2. Второй параметр рынка труда — предложение рабочей силы — относительно более консервативный элемент в сравнении с пер вым. Во-первых, для создания новой трудовой единицы определен ной профессии, квалификации, с соответствующим уровнем опы та, навыков требуется значительно больше времени (от 10 до 15 лет) в сравнении с созданием одного нового рабочего места (не более 5 лет — средний срок строительства предприятия). Во-вто рых, изменения в профессионально-квалификационных характе ристиках трудовых ресурсов происходят, как правило, в результате изменений в производственно-хозяйственной деятельности, т.е. в сфере спроса на рабочую силу. Эти особенности необходимо учи тывать при создании регулирующего механизма, в противном слу чае возникают несоответствия структуры предложения структуре спроса, запаздывание необходимых адекватных изменений в пер вой относительно второй.
Предложение рабочей силы на рынке труда образует часть эко-номически активного населения, в составе которой выделяют сле-дующие группы: а) население, которое не занято, ищет работу; б) часть занятого населения, которая не удовлетворена работой и подыскивает другую; в) часть занятого населения, которая ищет дополнительную (вторую) работу для увеличения своего дохода; г) часть занятого населения, которая ищет работу из-за опасения (риска) потерять имеющуюся по различным причинам (неудов летворенность работодателей результатами труда работников, на личие возможности банкротства предприятий и др.). Более 80% объема предложения составляет доля первой группы.
Объем, состав, структура предложения зависят от масштабов подготовки рабочих кадров различных профессий, специальнос тей, в учебных заведениях страны всех организационно-правовых форм, уровней, типов. Возрастающее влияние в последующие годы оказывает на предложение миграционный фактор. Сильнодейству-ющими факторами являются уровень оплаты, условия труда на предприятии, а также природно-климатические условия. Предло жение может значительно изменяться в результате банкротства последующего закрытия предприятий, конверсионных процессов, происходящих в отраслях военно-промышленного комплекса, структурных изменений в экономике страны.
Для анализа состояния предложения рабочей силы используют ся соответствующие показатели, в составе которых различают две группы: (1) абсолютные; (2) относительные. Основные показатели первой группы следующие: численность официально зарегистри рованных безработных, фактическая численность безработных, объем скрытой безработицы, длительность потери работы (средняя, мак симальная, минимальная), численность безработных с различными сроками потерь работы (один месяц, три месяца, полгода, год, бо лее года), численность безработных по регионам страны (крупным, средним, малым), численность экономически активного населения, численность трудоспособного населения и др.
Наиболее значимые показатели второй группы следующие: уровни регистрируемой и фактической безработицы, рассчитыва емые как отношение соответственно численности зарегистриро ванных или фактических безработных к численности экономи чески активного (или трудоспособного)

Рынок труда или рынок рабочей силы представляет сферу Основные цели государственного регулирования рынка труда 

Осуществление эффективного управления рынка труда и  и новых методов государственного управления в сфере занятости 

3) прямое участие государства в управлении рынком труда. Кроме того, еще один из методов борьбы с безработицей – переподготовка кадров,