Место россии в мировой экономике и международных экономических отношениях

Понятие интернационализации включает двухсторонний, региональ-ный и глобальный уровни. Если глобализация является высшей стадией раз-вития интернационализации вширь (на уровне всех национальных хозяйств мира), то интеграция отражает развитие того же процесса вглубь (на уровне национальных хозяйств двух и более стран). Следует различать понятия «международная интеграция» и «интеграция страны в мировую экономику».
Международная экономическая интеграция как процесс означает объединение частей в целое, то есть хозяйственное и политическое взаи-модействие, взаимопроникновение и сращивание национальных хозяйств путем поэтапного сближения хозяйственных механизмов:
• заключение межгосударственных преференциальных торговых со-глашений (на двухсторонней или многосторонней основе);
• создание свободной экономической зоны (СЭЗ), предусматривающей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами;
• образование таможенного союза (ТС) — согласованная отмена группы национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран;
• формирование общего рынка (ОР), предполагающего свободу меж-государственного передвижения как товаров и услуг, так и факторов производства — капитала и рабочей силы;
• образование экономического союза (ЭС), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой передвижения то-варов и факторов производства также координацию макроэкономи-ческой политики и унификацию законодательств в валютной, бюд-жетной и денежной областях;
• образование политического союза (ПС), который предполагает передачу национальными правительствами большей части функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это означало бы создание конфедерации и потерю суверенитета отдельных государств, однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но и не ставит перед собой подобные задачи.
Ускорение процесса глобальной экономической интеграции в конце XX — начале XXI веков идет через развитие региональных экономических интеграционных объединений — Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), Южноамериканского торгового союза (МЕРКОСУР), Европейского союза (ЕС), Азиатско-Тихоокеанского экономического со-общества (АТЭС), Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и других. К 2000 г. на долю НАФТА, ЕС и АТЭС приходилось около 85% мирового экспорта.

Интеграция страны в мировую экономику как действие по значению соответствующего глагола «интегрировать(-ся)» означает присоединение части к целому, то есть комплекс экономических и политических меро-приятий отдельного государства, направленных на сближение, стандарти-зацию, унификацию хозяйственных механизмов и включение национальной экономики в систему международных экономических отношений.
Основными целями интеграции могут быть следующие: использование преимуществ экономики масштабов; широкий доступ к разного рода ресурсам (финансовым, материальным, трудовым) и новейшим технологиям; создание благоприятной внешнеполитической среды; решение задач торговой политики; содействие структурной перестройке экономики (эко-номическим реформам); поддержка молодых отраслей национальной про-мышленности; решение социальных проблем, таких как выравнивание ус-ловий развития отдельных наиболее отсталых районов, смягчение поло-жения на рынке труда, дальнейшее развитие систем здравоохранения, социального обеспечения и т. п.
Интеграция России в мировое экономическое сообщество на основе преимуществ международного разделения труда в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики является стратегическим направлением национальной внешнеэкономической политики.
В новой экономической системе Россия обладает конкурентными преимуществами, которые позволяют ей войти в число ведущих экономик мира. К ним относятся, во-первых, интеллектуальный, научнотехнический и инновационный потенциал, позволивший небогатой стране первой подняться в космос, построить первую АЭС и сверхзвуковой лайнер. Во-вторых, Россия богата полезными ископаемыми (углеводороды, металлические руды), возобновляемыми ресурсами (лесные и водные, в том числе 1/4 мировых запасов пресной воды) и плодородной почвой. В-третьих, Россия — самое большое по площади государство мира (17 075 400 км2, или 1/9 всей суши Земли), занимающее по численности населения девятое место (на 1 марта 2009, по данным Росстата). В стране имеется сравнительно дешевая и квалифицированная рабочая сила. В-четвертых, по данным Программы развития ООН (ПРООН), в России отмечается достаточно высокий показатель «индекса человеческого развития» (HDI, Human Development Index), который учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования. Следует признать, однако, что с начала 90-х годов HDI в России сократился вдвое: если в 1990 г. Россия занимала 33-е место, то в 2006 г. — уже 73-е из 179 стран мира. Но в сравнении со своими стратегическими партнерами по BRIC Россия немногим уступает Бразилии (70-е место) и далеко опережает по данному показателю развития Китай (94-е место) и Индию (132-е место). По данным ЮНКТАД за 2006 г. в рейтинге развивающихся стран по «индексу торговли и развития» (TDI, Trade and Development Index) Россия занимает 58-е место из 123 стран мира (в 2005 г. — 52-е место из 110 стран). В соответствии с докладом Всемирного экономического форума в 2008-2009 гг. по индексу потенциального роста и конкурентоспособности (GCI, Global Competitiveness Index) Россия занимает 51-е место из 130 стран мира (в 2006-2007 гг. — 58-е место). И, наконец, Россия по-прежнему остается второй ядерной державой мира, что заставляет участников мирового сообщества считаться с её интересами на политической арене.

Согласно данным Росстата объем ВВП России за 2008 г. составил в текущих ценах 41 668,0 млрд рублей (107% от уровня ВВП 1990 года) и по оценкам МВФ и Всемирного банка обеспечил России 6-е место в мире. Согласно рейтингу ВТО в 2008 г. Российская Федерация заняла 9-е место в мире по стоимостным объемам экспорта товаров, при этом номинальные темпы годового прироста выросли до 33%, а удельный вес России в миро-вом экспорте составил 2,9% (в 2007 г., соответственно, 12-е место и 2,5%). По стоимости импорта товаров Россия осталась на 16-й позиции, а ее доля в совокупном импорте достигла 1,8% (в 2007 г., соответственно, 16-е место и 1,6%). Без учета внутрирегиональной торговли 27 стран ЕС Россия заняла 5-е место по товарному экспорту и 10-е — по импорту товаров в мире (в 2007 г., соответственно, 7-е и 10-е места).?
Таким образом, несмотря на сложную финансовую и экономическую ситуацию, сложившуюся в мире осенью 2008 года, экономический рост в России очевиден и по прогнозам аналитиков останется высоким в течение следующих нескольких лет благодаря устойчивой тенденции к политической и экономической интеграции на микрои макроуровнях. Феномен экономической интеграции прослеживается в возвращении в Россию ка-питала, трудовых ресурсов, а также во взаимодействии России и мировой экономики. Феномен интеграции является одним из ключевых двигателей экономического роста после 1998 г. Более того, если в период 1998-2005 г. г. экономика работала в режиме сбережения, то, начиная с 2006 года, после выплаты долга Парижскому клубу, российская экономика стала готовиться к переходу на режим увеличения расходов.
Экономический рост любой страны зависят не столько от благопри-ятного географического положения и наличия природных ресурсов, сколько от эффективности использования сравнительных конкурентных преимуществ в международном обмене, международном разделении труда и международной производственной кооперации.
Неутешительным фактом является несбалансированная товарная структура внешней торговли Российской Федерации, а именно топливно-сырьевая ориентация экспорта. По данным таможенной статистики за 2008г. 4/5 экспортной выручки приходится на энергоносители (79,6%) и лишь 1/5 распределяется на металлы (9%), машины и оборудование (4,4%), продукцию химической промышленности (3,4%) и лесоматериалы (1,9%). В структуре импорта большой удельный вес занимают товары по-требительского назначения, а именно машины и оборудование (52,2%), продукция химической промышленности (13,1%), продовольственные то
вары и сельхозпродукция (13%). Это означает, что в международном обмене страна выступает преимущественно в роли поставщика сырья и потребителя готовой продукции. Очевидна и стоимостная несбалансированность внешней торговли вследствие значительного превышения экспорта ($468,1 млрд) над импортом ($266,9 млрд) и образования сальдо ($201,2 млрд), почти сравнимого с объемом импорта. Облагораживание товарной структуры внешней торговли в этой связи представляется важнейшей задачей руководства страны на предстоящий период.
В международном разделении труда Россия конкурентоспособна лишь в отраслях, обладающих значительным экспортным потенциалом и отвечающих двум основным критериям (ускоренное развитие и естественно-конкурентные преимущества): топливная (нефтедобывающая, газовая), цветная металлургия (алюминиевая, никель-кобальтовая), лесная, де-ревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (лесозаготовительная), ма-шиностроение (атомная, военно-промышленный комплекс, авиакосмическая). Однако не может считаться конкурентоспособной эко-номика, опирающаяся лишь на одну «сырьевую ногу». Необходимо разви-вать и инвестировать отрасли, создающие и использующие технологические кластеры, обеспечивающие перспективную конкурентоспособность. Это отрасли разработки высоких технологий и их использования, которые включают в себя не только обслуживание высоких технологий, но и создание нового оборудования на базе этих технологий, в том числе и для тех же сырьевых отраслей: нанотехнология, клеточная биотехнология, ин-формационные технологии, новые материалы (композиты, полимеры, ма-териалы и спл

Государственный строй России · Конституция России · Поправки · Президент России Россия — один из ключевых участников международных отношений. Особое место занимают организации, созданные на пространстве нормальных торгово-экономических отношений между двумя странами.

научно-технического сотрудничества (МНТС) и роль российской науки  Роль и место ООН в развитии международных экономических отношений 

особенности экономики, влияющие на МЭО России, По мнению специалистов, Россия в мировое хозяйство, занять достойное место в системе МЭО: