Международное кредитование экспорта и импорта

Особенности международного кредитования и финансирования развивающихся стран. Финансовые потоки в развивающиеся страны имеют следующие особенности. Вопервых, значительную часть внешних ресурсов эти страны получают в форме безвозвратных субсидий и льготных кредитов на основе межгосударственных соглашений, от международных финансовых организаций и различных фондов, соответственно в рамках двухстороннего и многостороннего, официального финансирования развития (ОФР). Отбор стран, которые могут претендовать на льготные финансовые ресурсы, осуществляется с учетом их уровня экономического развития, экономических, политических и военностратегических интересов страндоноров. Средства по линии ОФР получают также страны, столкнувшиеся с серьезными экономическими трудностями. С 1990х гг. получателями льготных финансовых ресурсов стали многие бывшие социалистические страны.
Вовторых, в зависимости от структуры финансового потока, развивающиеся страны можно разделить на две группы. Первая — страны с низким уровнем развития — привлекают внешние ресурсы преимущественно из официальных источников. Частные ресурсы им мало доступны изза их жестких рыночных условий. К тому же для частных кредиторов и инвесторов такие страны непривлекательны. Вторая группа — относительно развитые страны — привлекают внешние ресурсы, как правило, из частных источников, только в трудных условиях временно становятся получателями ОФР.
Втретьих, международное кредитование и финансирование развивающихся стран сводится преимущественно к отношениям между центром и периферией мирового хозяйства. Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран.
Страны, добившиеся значительного прогресса, как правило, активно привлекали внешние ресурсы. Но внешние кредиты и инвестиции выступали в роли катализаторов экономического роста, а основой его были внутренние сбережения и инвестиции.
Однако ряд развивающихся стран не сумел продвинуться существенно вперед по пути социальноэкономического прогресса, несмотря на крупные внешние вливания. В связи с этим программы льготного финансирования развивающихся стран подвергаются резкой критике.
Эволюция системы кредитования и финансирования. Эту эволюцию можно проследить, обозначив этапы ее развития. Первый период — после второй мировой войны до середины 1950х гг. В то время мировой финансовый рынок находился в состоянии крайнего упадка. Основным источником внешнего финансирования не только развивающихся, но и развитых стран были официальные ресурсы, дополняемые потоком прямых инвестиций.

Второй период — с середины 1950х гг. до начала 1970х гг. Наиболее характерная его черта — быстрый рост потока официальных ресурсов. Преобладание официальных ресурсов придавало системе устойчивость. Долговые кризисы случались нечасто и имели локальный характер.
Третий этап — с начала 1970х гг. до августа 1982 г., т.е. до вспышки глобального долгового кризиса. Основные черты его — резкий рост банковского кредитования и относительное уменьшение потока официальных ресурсов. На рынке синдицированных кредитов доля развивающихся стран достигла 1/2. Этой системе была присуща большая гибкость по сравнению с предыдущей, основанной на официальных ресурсах, поскольку привлечение их обставлено множеством бюрократических препон. Однако усилилась зависимость ряда стран от неустойчивой конъюнктуры мирового рынка ссудных капиталов. Это привело многих из них к долговому кризису.
Четвертый период — с августа 1982 г. до начала 1990х гг. Он характеризуется резким сокращением притока частных ресурсов, особенно банковских кредитов. Долговой кризис вызвал тяжелейшие социальноэкономические последствия для многих развивающихся стран. Потребовалось около десяти лет для того, чтобы выйти из него.
В начале 1990х гг. начался пятый период. Активный поиск выхода из долгового кризиса дал результаты. Приток частного капитала в страны, испытавшие долговой кризис, возобновился. Начинается активная интеграция финансовых рынков ряда развивающихся стран в мировой рынок.
Появилась категория стран с «формирующимися финансовыми рынками» (emerging markets). Этот термин, появившийся с середины 1980х гг., не имеет четкого определения. Строго говоря, к странам с такими рынками следует относить государства со средним уровнем развития, в которых внутренние финансовые рынки достигли определенного уровня развития, но не поднялись до стадии зрелости. Эти рынки хрупки, их инфраструктура слаба, они отличаются значительной нестабильностью. Но тем не менее они обладают предпосылками для интеграции не только в мировой кредитный, но и фондовый рынок. Поскольку четких критериев для данной категории стран нет, то к ним иногда относят все развивающиеся страны. В состав формирующихся рынков включают также страны с переходной экономикой. Это правомерно, поскольку по ВВП на душу населения эти страны находятся на среднем уровне, их финансовые рынки далеки от стадии зрелости, в структуре внешних ресурсов значительное место занимает ОФР, долговые кризисы проходят по сценариям, типичным для развивающихся стран и сопровождаются соответствующими мерами по урегулированию кризиса.

Быстрая интеграция формирующихся рынков в мировой продолжалась до 1997 г., когда разразился глобальной финансовый кризис в Азии, который затронул многие финансовые рынки. За ним последовал ряд новых периферийных финансовых кризисов, имевших международный резонанс. Появилось понятие «эффект вируса» — быстрое распространение периферийного финансового кризиса из одной страны в другие страны и регионы.
Современные периферийные финансовые кризисы являются продуктом глобализации, особенно глобализации финансовых потоков, и интеграции в них формирующихся рынков. Эта интеграция объективна. Но ее формирование при хрупком финансовом рынке и слабом регулировании приносит гораздо больше вреда, чем пользы. В результате периферийных финансовых кризисов доля развивающихся стран в мировых финансовых потоках резко снизилась: с 14,4% в 1997 г. до 7,6% в 2000 г. Причем доля этих стран в мировом производстве и торговле значительно выше — соответственно 22,5 и 33,4% в 2000 г.
В начале XXI в. ситуация на формирующихся рынках оказалась более устойчива, чем во второй половине 1990х гг. Периферийные финансовые кризисы вспыхивали в ряде стран, но эффект «вируса» от них был ограничен. На протяжении рассмотренного периода система кредитования и финансирования развивающихся стран в целом оставалась неизменной. Она включает следующие основные звенья: ОФР, в том числе двухстороннее и многостороннее; потоки частных ресурсов, в том числе кредиты, эмиссия долговых обязательств, портфельные инвестиции в акции, прямые инвестиции. Но структура финансовых потоков менялась и иногда фундаментально. Существенные колебания наблюдались и по объему привлекаемых ресурсов.
«Официальное финансирование развития» (ОФР). Наличие этого источника финансовых потоков отличает современную систему кредитования и финансирования развивающихся стран (как и стран с переходной экономикой) от системы, характерной для развитых стран. Двухстороннее международное официальное финансирование развитых государств практиковалось лишь в послевоенный период в отношении стран, сильно пострадавших от второй мировой войны. Многостороннее кредитование их Фондом и Всемирным банком закончилось в начале 1980х гг.
Между прошлым официальным финансированием развитых стран и современным финансированием развивающихся стран есть принципиальная разница. В первом случае оно использовалось в качестве временного и чрезвычайного источника. Во втором — как постоянно действующая система, необходимость которой обусловлена экономическим разрывом между богатыми и бедными странами, наличием глобальной проблемы бедности.
В начале 1990х гг. на долю ОФР приходилось около 50% финансовых потоков на периферию мирового хозяйства (см. табл. 7.1), а к
середине этого десятилетия она снизилась до 10% по причине быстрой интеграции формирующихся рынков в мировой. Затем изза прокатившихся во второй половине 1990х гг. периферийных финансовых кризисов доля ОФР приблизилась к 25%. Но оно распределяется неравномерно, концентрируется на наименее развитых странах. Для них ОФР является основным, а в ряде случаев почти единственным источником внешних ресурсов.
Потоки ОФР на двухсторонней основе значительно превышают многосторонние и предоставляются на более льготных условиях, чем многосторонние по линии международных финансовых институтов (см. гл. 9). В частности, субсидии реализуются исключительно по двухсторонним каналам. Однако страныреципиенты отдают предпочтение многостороннему ОФР, полагая, что эти кредиты менее политизированы. ОФР на двухсторонней основе предоставляется как в форме субсидий, так и в форме кредитов. При существенных колебаниях по отдельным годам их соотношение можно представить как 1:1. Условия по линии ОФР более льготные, чем по частным кредитам. Однако они делятся на две категории — менее и более льготные. Последние классифицируются как официальная помощь развитию (ОПР).
Понятия ОФР и ОПР были введены Комитетом содействия развитию при ОЭСР. Этот Комитет разрабатывает стратегию ОФР и обобщает статистические данные, в том числе выделяет ОПР из общей суммы ОФР. При этом в расчет принимаются следующие критерии: стоимость кредита, его срок и льготный период. На основе этих данных для каждой кредитной сделки рассчитывается грантэлемент, или элемент субсидии. Для субсидий грантэлемент равен 100%. Кредиты относятся к ОПР, если грантэлемент не ниже 20%. Основная сумма ОФР (до 4/5) относится к категории ОПР. Средние условия ОПР таковы: стоимость — 3%, срок — 30 лет, льготный период — 10 лет. Смысл выделения ОПР из ОФР заключается в том, что по показателю ОПР измеряется участие страндоноров в оказании помощи развивающимся странам. В 1970 г. в рамках ООН был установлен этот минимальный показатель в размере 0,7% ВВП страныдонора. Однако в среднем выделяемые на эти цели ресурсы составляют около 1/2 установленного норматива. Существенно отстают в этом отношении ведущие р

Международное кредитование Республики Беларусь в рамках современных тенденций. Пакульневич А.Ю., Галковский С.В. Полесский 

Международное кредитование бизнеса. Rietumu специализируется на кредитовании юридических лиц как в Латвии, так и за ее пределами. Кредит 

Международное кредитование и финансирование россии. В России в сложнейших условиях переходного периода к рыночной