Положение о комитете по управлению активами и пассивами

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВЛЕНИЯ И КОМИТЕТОВ
После установления наблюдательным советом банка приемлемых ориентиров по уровню риска для банка в целом правление банка производит предварительное распределение капитала по основным типам риска, тем самым задавая параметры для построения оптимальной структуры баланса банка в целом и кредитного портфеля в частности. И здесь тоже очень важно описать права и обязанности правления, вытекающие из тех полномочий, которыми наделили его акционеры банка в лице наблюдательного совета.
К сожалению, довольно часто правление начинает подменять собой комитет по управлению активами и пассивами (КУАП), принимая к своему рассмотрению вопросы формирования портфелей банка, выступая неким арбитром при возникновении вопросов об источниках фондирования кредитных сделок и т.п., дублируя тем самым функции КУАПа и неоправданно усложняя и затягивая оперативное управление ресурсами. На наш взгляд, участие правления в решении подобного рода оперативных вопросов в стабильной экономической ситуации должно быть ограничено, в том числе и с целью высвобождения большего времени для решения стратегических задач банка.
Проще говоря, разделив заданный акционерами уровень риска на составляющие и определив тем самым как минимум желательную структуру баланса банка в целом и кредитного портфеля в частности, правление должно возвращаться к этому вопросу только в исключительных случаях, требующих корректировки всей стратегии банка, поручив наполнение своих директив конкретными действиями в оперативном порядке специалистам, входящим в соответствующие комитеты банка.
Утвердив предложенную, разработанную в процессе жарких дискуссий в КУАПе желательную структуру баланса, правление тем самым подтверждает фондирование любой операции, связанной с размещением активов банка, если она не приводит к превышению параметров рыночного риска.
Для многих российских банков очень актуальна, если не сказать болезненна, тема взаимоотношений двух комитетов - кредитного и КУАП.
С одной стороны, порядок одобрения кредитной сделки, включающий в себя в обязательном порядке предварительное (или последующее, неизвестно, что хуже) утверждение ее фондирования на комитете по управлению активами и пассивами, наносит невосполнимый урон самой идее кредитного комитета как , и ничего, кроме естественного раздражения со стороны кредитных работников, вызвать не может; с другой стороны, кредитование без оглядки на возникающие в результате кредитной деятельности структурные перекосы в балансе чревато, как уже было сказано, как минимум потерей ликвидности.

Попытка разрешить это противоречие переносом дискуссии в правление перегружает последнее несвойственными ему проблемами и лишает смысла существование вышеупомянутых комитетов, поскольку споры начинают бурлить по малейшим вопросам, в результате чего на правление выносятся буквально все проблемы.
Существование заданных лимитов рыночного риска способно погасить эту проблему и правильно распределить функции комитетов, не доводя ситуацию до абсурда (рис. 1).
Кредитный комитет, члены которого по должности участвовали в разработке и утверждении желательной структуры баланса на год, просто не сможет пойти на нарушение этого важнейшего элемента бюджета банка, поскольку последний является законом для всех организационных структур банка. КУАП в свою очередь сможет отдохнуть от бессмысленной рутины одобрения/неодобрения кредитных заявок и сосредоточиться на выполнении своей основной функции - определении оптимальной структуры баланса и управлении рисками.
Конечно, остается вопрос: насколько в нашей нестабильной экономической ситуации можно разработать и принять такую структуру баланса, которую реально, а не на уровне декларации, на протяжении планируемого периода сможет поддерживать казначейство? Помимо известного положения, что искусство планирования - искусство компромисса, учитывающего суровую реальность, следует, на наш взгляд, по этому поводу сделать еще одно замечание.
Всегда есть соблазн структурировать баланс так, что основная прибыль будет извлекаться из разрывов ликвидности. Руководство казначейства не всегда способно противостоять этому на своем уровне. В подобных случаях имеет смысл разделить ответственность правления банка, одобрившего такую напряженную, пограничную структуру баланса в качестве приемлемой и даже желательной для банка, и собственно ответственность КУАПа (с ролью казначейства определимся чуть позже). Отдельный счет прибылей и убытков, выделенный для правления банка, поможет правильно оценить его вклад в общий доход (убыток) банка. Кроме того, будет соблюдена та простая житейская логика, согласно которой принявший решение и отвечает за его реализацию. Это важный нюанс, поскольку одно дело - поручить реализацию заведомо невыполнимого задания другому, а другое - пытаться реализовать решение самому.
Кстати, напрашивается замечание относительно принятого во многих российских банках дублирования составов комитетов и правления - это еще один аргумент в пользу разделения персонального состава банковских структур. Во-первых, в состав комитета по управлению активами и пассивами должны входить специалисты, сталкивающиеся с рыночными реалиями в процессе своей повседневной деятельности; во-вторых, члены КУАПа должны иметь хотя бы возможность дискуссии с членами правления. (Дискуссия же с самим собой, как мы знаем, возможна лишь в случае серьезного душевного и психического расстройства.)

КУАП VS КАЗНАЧЕЙСТВО
Пожалуй, самая тонкая грань разделяет функции комитета по управлению активами и пассивами и казначейства. Для рассмотрения их взаимоотношений необходимо вспомнить предложенное нами в теоретической части разделение процентного дохода на и .
Комитет по управлению активами и пассивами
КУАП в нормальной ситуации - ключевое звено процесса управления ресурсами.
• Именно комитет реализует на практике утвержденную политику банка в данной области; осуществляет контроль соблюдения основных параметров риска; моделирует возможные изменения баланса банка и внешних условий, оказывающих непосредственное воздействие на балансовые счета и отчет о прибылях и убытках.
• Комитет рассматривает и принимает решение о возможности включения в банковский портфель того или иного финансового инструмента; утверждает и контролирует исполнение персональных лимитов дилеров (включая стоп-лосс) и лимитов на конкретный инструмент.
• На комитете утверждаются базовые инструменты для определения значений альтернативной рыночной ставки по основным временным интервалам, которые служат инструментом разделения маржи между активными и пассивными банковскими продуктами при расчете финансового результата от продажи этих продуктов.
• Альтернативная рыночная ставка, утвержденная комитетом, используется также в качестве базы для определения рекомендуемых (безубыточных) ставок привлечения и размещения ресурсов соответствующими бизнес-центрами.
Но, пожалуй, главным в деятельности этого комитета является проработка предварительных предложений по желательной структуре баланса банка, которые затем утвердит правление банка и реализация которых во многом ляжет на казначейство.
В российских условиях, когда пассивная сторона баланса банка является более инертной и трудно поддающейся изменению, задача эта сводится зачастую к такому распределению активов по срокам, которое могло бы обеспечить запланированную доходность при соблюдении показателей риска ликвидности и рыночного риска. Приняв за основу желательный уровень риска по каждому из его типов и ориентируясь на собственные знания о состоянии того сегмента рынка, на котором они оперируют, бизнес-центры банка готовят свои предложения по объему бизнеса в разрезе сроков и валют. Причем распределению по срокам подлежат все активы, включая предполагаемый кредитный портфель банка, ибо, только включив его в процесс формирования желательной структуры баланса, можно будет говорить о гарантированном фондировании этих операций.
Сказав в предыдущем разделе статьи и признав право и обязанность комитета по реальному управлению рыночными рисками, мы должны сказать и , т.е. признать, что, обладая такими полномочиями, комитет не может не нести ответственности за свои решения. А высшим выражением ответственности является не что иное, как отдельный счет прибылей и убытков, отражающий качество управления ресурсами и рисками. Говоря , мы имеем в виду отдельный от результатов деятельности казначейства.
Казначейство
С деятельностью казначейства даже у профессиональных банковских работников связываются зачастую самые неожиданные представления:
• казначейство якобы зачем-то торгуется с бизнес-центрами банка относительно цены ресурсов, заключая с ними некие (совершенно никому ненужные) сделки (смотри экономический бестселлер );
• обладает неоспоримым правом зарубить любое поползновение кредитного комитета на предмет ;
• фактически назначает цену любым срочным ресурсам, включая овернайт.
Поле деятельности казначейства на самом деле достаточно обширно, что вытекает из его двойственной природы - и бизнес-центра, и удобного механизма для реализации утвержденных комитетом действий по управлению ресурсами, но, на наш взгляд, должно ограничиваться более узкими рамками.
Прежде всего казначейство работает исключительно в пределах утвержденных сверху (комитетом по управлению активами и пассивами) лимитов, оно обложено этими лимитами со всех сторон: лимит на контр-агента, лимит на инструмент, лимит на открытую позицию, лимит единовременной котировки, лимит и т.д. Фактически казначейство поддерживает заданную КУАПом структуру баланса, за что сотрудники казначейства и получают собственно свою базовую (основную) заработную плату.
Цена ресурсов на определенный срок действительно может определяться с помощью данных о текущем состоянии финансовых рынков, которые проще всего получить в казначействе, но это не означает, что казначейство ее назначает произвольно.
Однако самый больной и запутанный вопрос - это вопрос о разделении доходов. В нашем случае это тем более актуально, что речь идет о дележе больших доходов (или, поскольку они связаны

Общие положения. 1.1. Настоящее Положение определяет статус Комитета по управлению активами и пассивами (далее - КУАП), компетенцию, состав 

Состав Комитета по Управлению Активами и Пассивами: 1. Член Правления, Главный Финансовый Директор, Хаяля Нагиева - Председатель Комитета;

Комитет по Управлению Активами и Пассивами Банка. Оргструктура (продолжение). Общая информация об органе. является коллегиальным