Капитал культуры человеческий капитал

Человеческий капитал – один из факторов роста стоимости компании. Для того, чтобы правильно выбрать метод оценки человеческого капитала, необходимо понимать сущность данной категории. В статье рассматриваются подходы к определению понятия человеческого капитала, определение и структура интеллектуального капитала, сущность человеческого капитала как составной части нематериальных активов. В структуру интеллектуального капитала включаются: человеческий капитал, клиентский капитал и организационный капитал. Наиболее формализованными являются организационный капитал и часть клиентского капитала, отражаемые в балансе компании. Несмотря на то, что человеческий капитал имеет признаки нематериального актива, он не подлежит включению в активы компании, так как неотделим от людей. Человеческий капитал компании также рассматривается в качестве «скрытого» актива.
9. Щепотьев А.В. Человеческий капитал как «скрытый» актив образовательной организации / А.В. Щепотьев // Фундаментальные исследования. – 2013. – №6-1. – С. 150-153.
Развитие оценочной деятельности в РФ на новом уровне началось в 1990-х годах, в частности произошло переосмысление понятия «собственность», связанное с переходом к рыночной экономике. В настоящее время развивается экономика знаний, которая ставит новые задачи перед оценщиками, а именно: создание технологий оценки нематериальных активов, интеллектуального капитала и т.д. Сложность оценки данных категорий обусловлена, в том числе и неоднозначностью их формулирово [5].
Развитие интернета и цифровых технологий обеспечило смену тенденций развития: от экономики, основанной на материальных активах, к экономике знаний. В новой экономике более успешными окажутся предприятия с высоким и устойчивым интеллектуальным капиталом, а не с производственными мощностями. Нематериальные активы – навыки персонала, интеллектуальная собственность, репутация, бренд, бизнес-процессы, деловые связи и инновационный потенциал – составляют значительную часть стоимости любой компании. Именно поэтому нематериальным активам компаний, в частности человеческому капиталу должно уделяться особое значение – как фактору роста стоимости компании. Основа любого бизнеса – люди, причем не только умеющие с успехом создавать новые идеи и вдохновлять на их исполнение, но и степень общей вовлеченности сотрудников в деятельность компании [8].
В современных условиях на экономический рост в большей степени оказывают влияние экстенсивные факторы, такие как инновационная восприимчивость экономики, интеллектуальный капитал, качество человеческого потенциала, то есть ключевое значение имеет человек и его возможности. Подходы к исследованию роли человека в экономических процессах в научной литературе изменялись от использования категорий рабочей силы, трудовых ресурсов, человеческого фактора до применения категории человеческого капитала. В процессе изучения человеческого капитала также присутствуют определенные подходы (этапы) рассмотрения. Значительный вклад в исследование концепции человеческого капитала внесли Г.Беккер, Т.Шульц, И.Фишер, П.Самуэльсон и другие. Среди отечественных ученых следует отметить Л.И. Абалкина, И.В. Бушмарина, С.В. Валентея, Э.Д. Вильховченко, В.Г. Игнатова, М.Забродина, В.Л. Иноземцева, ВС. Кинилева, М.М. Критского, В.И. Марцинкевича, В.В. Радаева, и др.

Вместе с тем, продолжает оставаться дискуссионным целый ряд теоретических представлений о сущности человеческого капитала как экономической категории, о его качестве и др. Рассмотрим содержание категории человеческий капитал, как составной части нематериальных активов или интеллектуального капитала организации.
По нашему мнению, «интеллектуальный капитал» и «интеллектуальная собственность» – это другие наименования нематериальных активов. «Интеллектуальный капитал» используется в основном менеджерами при управлении персоналом и нематериальными активами, при создании благоприятного образа компании, с целью привлечения инвестиций, при оценке бизнеса с целью его купли-продажи. По мнению Козырева А.Н. понятие «интеллектуальный капитал» шире, чем понятия «интеллектуальная собственность» и «нематериальные активы», вместе с тем оно близко по смыслу к понятию «неосязаемый капитал». [4] Понятие «интеллектуальная собственность» чаще используется юристами, а «нематериальные активы» – бухгалтерами и профессиональными оценщиками. Рассмотрим эти понятия более подробно.
Нематериальными активами для целей бухгалтерского учета, согласно РСБУ (ПБУ 14/2007), признаются активы, не имеющие материально-вещественной формы, которые можно идентифицировать; используемые в деятельности организации и способные приносить экономические выгоды; стоимость которых может быть измерена с достаточной надежностью, то есть имеется документальное подтверждение стоимости, а также затрат, связанных с их приобретением (созданием); при наличии документов, подтверждающих права правообладателя. В соответствии с МСФО (IAS 38): нематериальным активом признается идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий материально-вещественной формы, контролируемый компанией, от которого компания ожидает получить экономические выгоды.

Нематериальные активы могут включать в себя такие понятия, как лояльность клиентов, капитализация бренда, корпоративные знания и экспертиза сотрудников, бизнес-процессы и интеллектуальная собственность. Все эти категории можно рассматривать как ресурс знаний организации, который вместе с финансовыми ресурсами дает компании конкурентное преимущество.
В настоящее время, не сформировано однозначного толкования понятия «интеллектуальный капитал», поскольку участники дискуссии, как правило, подходят к определению этого понятия с разных позиций и ставят перед собой разные цели.
В наиболее общем виде интеллектуальный капитал – это интеллектуальное богатство организации, предопределяющее ее творческие возможности по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции [6].
В структуре интеллектуального капитала обычно выделяют три основных компонента: человеческий капитал, капитал отношений (потребительский, клиентский, брендовый, рыночный) и структурный (организационный) капитал.
Организационный или структурный капитал – это техническое и программное обеспечение, патенты, товарные знаки, организационная структура, культура организации. Другими словами – это организационные возможности компании ответить на требования рынка в использовании человеческого капитала для преобразования информации. Организационный капитал в большей степени является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом обмена и получения дополнительного капитала. К структурному капиталу относятся систематизированные знания, в том числе ноу-хау, в принципе отделимые от физических лиц (работников) и от фирмы.
Потребительский или клиентский капитал – связи, устойчивые отношения с клиентами и потребителями, информация о клиентах, история взаимоотношении с клиентами, торговая марка (бренд) [6].
Что же касается «человеческого капитала», то сегодня нет единого взгляда на это понятие, с одной стороны – человек сам по себе является капиталом, а с другой – капитал – это совокупность унаследованных и приобретенных человеком способностей (в принципе от него неотделимых). Ряд авторов трактует это содержание как то, чем владеет человек, другие авторы трактуют человеческий капитал как то, что приносит ему доход, третья группа авторов понимают под человеческим капиталом ресурс, используемый фирмами для получения своего дохода [3].
В наиболее общем смысле понятие «человеческий капитал» означает совокупность знаний, умений и способностей человека, позволяющих ему получать доход. Как и другие формы капитала, человеческий капитал обладает стоимостью и может быть продан на рынке труда, либо использован в предпринимательской деятельности. Его особенностью является то, что продающий субъект не лишается приобретенных знаний и навыков. Человеческий капитал – это не только собранная вместе и обученная рабочая сила, но и хороший менеджмент, контракты с выдающимися специалистами в той сфере, к которой относится бизнес. К человеческому капиталу также относятся ноу-хау, неотделимые от конкретного физического лица.
Человеческий капитал подразделяется на уровни: индивидуальный человеческий капитал, человеческий капитал фирмы, национальный человеческий капитал.
Можно выделить следующие основные элементы индивидуального человеческого капитала [7].
а) знания, представляющие собой целесообразную форму информации, используемую в экономической деятельности, что позволяет повысить ее эффективность;
б) способности – умение успешно выполнять какую-либо деятельность. Различают следующие уровни развития способностей: отсутствие способности (нулевой уровень), частичные способности, средние способности, талант, гений;
в) опыт или навыки действия, мастерство выполнения конкретных трудовых операций длительное время;
г) культура – принципы и стереотипы поведения в рамках существующих в обществе знаний, правил, традиций, морали;
д) мотивация – направленность деятельности, ее интенсивность, удовлетворенность процессом и результатами.
По мнению Анишина Е.А. можно выделить следующие походы к определению категории «человеческий капитал» [1].
Подход, определяющий человеческий капитал с позиций производительных способностей человека. Согласному этому подходу человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, квалификации, профессиональных навыков, творческих способностей, моральных ценностей, культуры труда, мотивации человека, позволяющих ему производить товары и услуги, а также комплекс физического и психологического здоровья человека, возможностей его адаптации к изменяющимся условиям как потенциальной способности преобразования человека и общества.
Подход, делающий упор на инвестиционных свойствах человеческого капитала. По мнению исследователей, человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека среди которых можно назвать затраты на обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиск информации о ценах и

На данном заседании заместитель Министра культуры капитала и социальной сферы по направлению «культура до 2035 года.

Открылась конференция «Культура и образование в развитии человеческого капитала Арктики». В Арктическом государственном 

Теория человеческого капитала имеет очень давнюю историю. Капитал культуры определяет систему ценностей, норм морали,