Источники доходов бюджетов всех уровней

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Организация системы доходов бюджета базируется на следующих определенных принципах.
Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления. На практике он реализуется путем законодательного закрепления за каждым органом соответствующих видов доходов. Основным показателем, характеризующим степень выполнения этого условия, является величина бюджетного дефицита. Принцип достаточности в конечном итоге достигается двумя методами: сокращением расходных обязательств того или иного органа власти либо путем увеличения объема его доходов (собственных и регулирующих) в соответствии с текущими или прогнозируемыми потребностями.
Принцип стабильности доходов бюджета. Нормативные акты, определяющие формирование бюджетных доходов (налоговое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирующие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности и т.п.), должны устанавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабильность поступлений й бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. При этом должна предусматриваться высокая доля собственных доходов, закрепленных на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом.
В условиях развития бюджетного федерализма особую актуальность приобретает принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня. Базируется на четком, установленном на длительный срок разграничении полномочий в области доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с закрепленными за бюджетом конкретного уровня расходами должны закрепляться и его доходы в объеме, достаточном для их покрытия.
Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла. В частности, преодоление кризисных явлений согласно Дж. Кейнсу может быть достигнуто посредством стимулирования потребления через увеличение государственных расходов. Возрастающие затраты при этом в основном покрываются за счет налоговых доходов или же за счет государственных (внешних и внутренних) заимствований. Реализация данного принципа состоит в установлении такого соотношения налоговых и неналоговых доходов, которое с макроэкономической точки зрения наиболее целесообразно в конкретной экономической ситуации.

Анализ формирования доходов бюджетов в разных странах, а также в Российской Федерации в различные исторические периоды показывает, что, несмотря на многообразие конкретных платежей, существовали и существуют два основных вида доходов бюджета: обязательные платежи физических и юридических лиц, представленные различными налогами и сборами, и платежи за пользование государственным имуществом и общегосударственными ресурсами.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в состав доходов бюджетов всех уровней входят налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления (ст. 41 БК РФ). С точки зрения функционального назначения в отдельную группу доходов бюджета отнесены доходы целевых бюджетных фондов, формируемых в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ, а также доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями федерального, регионального и местного подчинения . Вместе с тем необходимо отметить, что последние учитываются обособленно, их формирование и использование осуществляются в особом порядке.
Решающую роль в доходах бюджета играют налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством РФ, федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, возникшие в результате налоговых правоотношений. В последние годы их удельный вес в консолидированном бюджете РФ составлял от 85 до 92%. В 2003 г. почти 90 % общей суммы налоговых доходов поступило за счет пяти основных видов налогов: НДС — 23,2%, налог на прибыль организаций — 19,7, налог на доходы физических лиц — 17, платежи за пользование природными ресурсами — 14,9, акцизы - 13% .
Неналоговые доходы, на которые приходится около 10 % кон-солидированного бюджета РФ, по сравнению с налоговыми имеют ряд отличий:
механизм их установления исчисления и взимания опреде-ляется соответствующими законодательными актами: о порядке использования и приватизации государственного и муниципального имущества, Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях и др.;
они могут носить как обязательный (санкции, штрафы), так и необязательный характер и взиматься соответственно на при-нудительной и добровольной основе;
основные их виды не предполагают установления конкретных ставок, сроков уплаты и других элементов, характерных для налоговых платежей;
большинство неналоговых доходов зачисляется в тот или иной бюджет в полном объеме, являясь его собственными доходами.

Основными видами неналоговых доходов являются:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (полученная арендная плата за сдачу имущества во временное пользование и/или владение; средства от передачи имущества под залог и в доверительное управление; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; дивиденды по акциям, Принадлежащим органам государственной власти и органам местного самоуправления; часть прибыли государственных и му-ниципальных унитарных предприятий и т.п.);
доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и органами местного самоуправления;
доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, поступившие в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
прочие неналоговые доходы .
Относительно высокая доля неналоговых доходов в Российской Федерации наблюдалась в периоды масштабного проведе-ния приватизации. В 1998 г. она значительно сократилась вследствие кризиса экономики, снижения рыночной стоимости государственной собственности и как следствие невыполнения программ приватизации. В настоящее время в условиях реформирования бюджетной сферы ставятся задачи, направленные на повышение роли неналоговых доходов и обеспечение стабильности их поступления . Наряду с этим предполагается перевод ряда налоговых платежей (таможенные пошлины, плата за пользование водными объектами) в группу неналоговых доходов.
В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ) безвозмездные перечисления включают: поступления в виде финансовой помощи, полу-ченные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ в форме дотаций и субсидий; поступления денежных средств по взаимным расчетам; субвенции из федерального фонда компенсаций и/или из региональных фондов компенсаций; безвозмездно полученные средства от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств и др.
Доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно в составе доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, их формирование и использование осуществляется в особом порядке. Доходы целевых бюджетных фондов определяются ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год. Так, в федеральном бюджете на 2004 г. предусмотрены средства целевого бюджетного фонда Министерства РФ по атомной энергии, получаемые за работы по разделению низ- кообогащенного урана, являющегося федеральной собственностью и поставляемого в США в рамках исполнения обязательств РФ в области разоружения. Закон г. Москвы от 17.12.2003 № 75 «О бюджете города Москвы на 2004 год» предусматривает формирование целевого бюджетного территориального экологического фонда. В качестве доходных источников предусмотрены: плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нерациональное использование природных ресурсов, плата за пользование водными объектами, средства, полученные по искам о возмещении вреда, нанесенного природной среде, штрафы за экологические правонарушения и др.
Для анализа структуры, состава и динамики доходов любого бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходного источника важное значение имеет классифика-ция бюджетных доходов, т. е. их группировка по выбранному признаку (критерию).
По методу взимания все доходы бюджета делятся на налоговые и неналоговые (подробная характеристика приведена выше).
В зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы они подразделяются на собственные и регулирующие .
В зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве). Данная классификация важна при исследовании тенденций развития доходов бюджетов разного уровня. В соответствии с принципами бюджетного федерализма объем доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы должен быть достаточным для покрытия отнесенных к его компетенции бюджетных расходов.
По источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения. Это деление имеет преимущественно социально-экономическое значение. С точки зрения формирования бюджета не важно, из какого источника (от юридических или физических лиц) поступили до

Классификация доходов бюджетов Комментарий к статье 20 БК РФ: всех без исключения доходов бюджета соответствующего уровня. Виды и подвиды доходов отражают те источники, из которых эти доходы получены.

Распределение доходов и расходов бюджетов – это определение видов и объемов  В РФ установлена единая для бюджетов всех уровней классификация  Законодательство субъектов РФ закрепляет доходные источники, 

Организация системы доходов бюджета базируется на следующих кодексом РФ в состав доходов бюджетов всех уровней входят налоговые источники доходов и закрепленные за ним регулирующие доходы.