Исполнение бюджета по расходам заключается в ________ обязательств

Федеральным законом от 29.12.2015 N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 219 Бюджетного кодекса РФ, закрепляющую порядок исполнения бюджета по расходам, внесены изменения, которые вступают в силу с 1 января 2017 г.
Процессуальный порядок исполнения бюджета по расходам предусматривает последовательное выполнение следующих стадий:
- принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;
- подтверждение денежных обязательств;
- санкционирование оплаты денежных обязательств;
- подтверждение исполнения денежных обязательств.
Проанализируем содержание нормативных правовых актов, закрепляющих процессуальный порядок исполнения обязательств бюджетополучателя.
Принятие и учет бюджетных и денежных обязательств. Новацией ст. 219 БК РФ является увеличение объема процессуальных действий, составляющих стадию принятия бюджетных обязательств (действующей в таком составе процессуальных действий на настоящий момент), путем добавления обязанностей бюджетополучателя по постановке бюджетных и денежных обязательств на учет в органах Федерального казначейства. Следует отметить, что БК РФ не содержит детальной процессуальной регламентации действий, составляющих каждую из стадий, даже краткой регламентации принятия к учету бюджетных и денежных обязательств. Между тем необходимость законодательного закрепления обязанности учета бюджетных и денежных обязательств имеется.
Так, установление порядка исполнения федерального бюджета является прерогативой Министерства финансов РФ (Минфина России). Им же еще в 2008 году был установлен Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджет (утв. Приказом от 19.09.2008 N 98н; далее - Порядок N 98н), который и поныне является обязательной процедурой для всех получателей бюджетных средств, однако с 2017 года учету будут подлежать еще и денежные обязательства. С 1 января 2017 г. вступает в силу Порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств бюджетополучателей (утв. Приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н; далее - Порядок N 221н), принятый на замену утрачивающему свою силу Порядку N 98н.
Из анализа ст. 6 БК РФ следует, что бюджетополучатель имеет право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, финансовое обеспечение его деятельности осуществляется на основании бюджетной сметы, устанавливающей лимиты бюджетных обязательств, т.е. объем прав в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). В дополнение нормой ст. 219 БК РФ закреплено, что принятие бюджетных обязательств осуществляется при помощи заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Заметим, что нарушение порядка принятия бюджетных обязательств является основанием для привлечения виновного к административной ответственности в соответствии со ст. 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из смысла ст. 6 БК РФ следует, что под бюджетными обязательствами бюджетополучателя следует понимать обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году обязанности действующего от имени публично-правового образования казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Следует констатировать, что п. 7 Порядка N 221н содержит достаточно подробный перечень оснований возникновения бюджетных обязательств. Так, бюджетные обязательства возникают:
а) из государственного контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, сведения о котором подлежат (либо не подлежат) включению в реестр контрактов; из соглашения или нормативного правового акта, предусматривающего предоставление межбюджетного трансферта; из договора или нормативного правового акта о предоставлении субсидии (инвестиций) юридическому лицу;
б) в соответствии с исполнительным документом (исполнительным листом, судебным приказом); решением налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов; нормативным правовым актом, предусматривающим выплаты населению, перечисления субъектам международного права; договором, оформление в письменной форме по которому не требуется; соглашением, расчет по которому осуществляется наличными деньгами; в связи с обслуживанием государственного (муниципального) долга; с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства; с обеспечением выполнения функций казенных учреждений; с перечислением в доход бюджета сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет.

При наступлении определенных условий, например при исполнении контрагентом по договору своих обязательств по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг, им оформляется и передается бюджетополучателю документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства у бюджетополучателя по оплате товаров, работ, услуг. Кроме того, возникновение денежных обязательств может предусматриваться соглашением между сторонами (например, авансовые платежи) и т.п.
В БК РФ под денежными обязательствами понимается обязанность бюджетополучателя уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
П. 24 Порядка N 221н закреплено, что денежные обязательства бюджетополучателя возникают: из документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства, или информации об исполнении условий предоставления межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, и субсидии юридическому лицу по соответствующим бюджетным обязательствам (условие возникновения денежного обязательства); иного документа, являющегося основанием для возникновения денежного обязательства в случае, если для оплаты представление документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, не требуется. В частности, такие обязательства сразу учитываются, санкционируются и оплачиваются. К ним относятся денежные обязательства по уплате налогов (на основании подп. 2 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ), административных штрафов и т.п. Без заключения письменного договора (документа-основания) принимаются к учету денежные обязательства на основании ст. 493 Гражданского кодекса РФ, согласно которой договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Бюджетные и денежные обязательства учитываются органом Федерального казначейства с отражением на лицевом счете бюджетополучателя или на его лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям. Учет бюджетных и денежных обязательств осуществляется на основании сведений о бюджетном и денежном обязательствах, сформированных и представленных бюджетополучателями в орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетополучателя. Лица, имеющие право действовать от имени бюджетополучателя, несут персональную ответственность за формирование сведений о бюджетном и денежном обязательствах, за их полноту и достоверность, а также за соблюдение установленных сроков их представления.
Принятие бюджетных обязательств предполагает добровольное возложение на себя обязанностей по их оплате путем вступления в договорные отношения, что представляет собой проявление право- и дееспособности бюджетополучателя, выраженное в волеизъявлении его руководителя, однако в строго установленных бюджетной сметой направлениях расходов и в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Исполнение бюджетных обязательств может быть возложено на бюджетополучателя под воздействием нормы права, например по распоряжению вышестоящего руководителя, выраженному в форме административного акта (приказа), или в случаях, установленных законами, правовыми актами органов исполнительной власти или судебных органов, а также при возникновении определенных юридических фактов (действий, событий), и представляет собой установленный платеж либо предусмотренную меру ответственности, являющуюся санкцией правовой нормы, выраженной в денежной форме (штрафы, пени, проценты, убытки, материальный и моральный ущерб).
При принятии бюджетных обязательств бюджетополучателем следует учитывать требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" о соблюдении установленной процедуры размещения заказов, если сумма оплаты по договору (государственному контракту), вне зависимости от источника его финансирования, превышает 100 тыс. рублей [2].
Цель процедуры учета бюджетных и денежных обязательств заключается в установлении контроля над расходованием средств бюджета и недопущении принятия бюджетополучателем обязательств с превышением установленных лимитов бюджетных обязательств. Сущность постановки на учет бюджетных обязательств состоит в следующем: сумма поставленного на учет бюджетного обязательства, условно говоря, депонируется под оплату именно этого денежного обязательства и учитывается органом Федерального казначейства при авансировании по этому обязательству, а также при постановке на учет следующего бюджетного обязательства, предусматривающего расходы по этим же кодам классификации расходов бюджетов. Причем постановка на учет бюджетного обязательства не мешает бюджетополучателю вносить в него изменения, оформленные в виде заявки на внесение измен

Статья 219. Основные этапы исполнения бюджетов по расходам подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств. См. статью 219 

Особенность казначейского контроля заключается в том, что метод его проведения  Исполнение бюджета по расходам предусматривает: – принятие и  подтверждение исполнения денежных обязательств [9].

Исполнение бюджета по расходам Комментарий к статье 219 БК РФ: получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах 4 комментируемой статьи заключается в процедуре подтверждения