Исковая давность по договору аренды земли

С 01.03.2015 года, в связи с внесением изменений в Земельный Кодекс РФ, полномочия по распоряжению земельными ресурсами передано от муниципальных районов сельским поселениям, по большей части не имеющим в своем штате специалистов по земельным вопросам. Между тем, с указанной даты применяются ряд новых процедур по отчуждению земельных участков, в частности, процедура предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства.
Суть процедуры проста: заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Последний размещает информацию о предстоящем предоставлении земельного ресурса (извещение) в трех публичных источниках (местный печатный орган, официальный сайт муниципального образования и сайт torgi.gov.ru.). Согласно пп. 2 п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ - В извещении указывается информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; Согласно пп. 2 п. 5. ст. 39.18 ЗК РФ - Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
По общему правилу, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГУ РФ).
Применительно к процедурам, применяемым в делах о несостоятельности (банкротстве), в 2010 году ВАС РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой для решения вопросов, связанных с применением установленных Законом о банкротстве сроков, при отсутствии специальных правил их исчисления необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, соответственно приведенной 191 статьей ГК (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 12130/09)

Применяя данную позицию к новой процедуре отчуждения земельных участков, можно сделать вывод о том, что ст. 191 ГК также подлежит применению к порядку исчисления 30-го срока, установленного ст. 39.18, 39.17 ЗК РФ. При этом возникает вопрос: Неверное исчисление срока на прием заявок от потенциальных покупателей нарушает публичные интересы, либо, имеет место быть нарушение прав конкретного лица, подавшего заявку в спорный день?
Данный вопрос имеет принципиальное значение для квалификации сделки по предоставлению земельного участка в качестве оспоримой или ничтожной.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 - применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Соответственно, круг лиц, имеющих правовой интерес в удовлетворении заявленных требований разнится в зависимости от ответа на поставленный вопрос. В первом случае, правовой интерес имеет само публичное образование, и соответственно, прокурор (процессуальный истец).

Во втором случае, правовой интерес имеет конкретный гражданин, чьи права нарушены прямым предоставлением участка, минуя конкурсную процедуру.
Следующий вопрос, вытекающий из ранее поставленных, заключается в соблюдении баланса частных и публичных интересов. Участники рассматриваемых правоотношений не являются субъектами экономической деятельности. В большинстве своем указанные граждане не имеют профильного юридического образования, соответственно, не знакомы с правилами исчисления сроков в гражданском праве. Соответственно, допущенное нарушение уполномоченным органом для заявителя не является очевидным. Между тем, потенциальные правовые последствия - плачевны - «дамоклов меч» оспаривания сделки купли-продажи земельного участка в течение срока исковой давности, в связи с нарушениями, допущенными, потенциальным Истцом (муниципальным образованием).
Подлежит ли применению к сложившимся правоотношениям п. 5 ст. 166 ГК РФ (Заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки)?
Проведя аналитику отчуждения земельных участков по данной процедуре на основе данных сайта torgi.gov.ru, с ужасом обнаружила, что в некоторых субъектах РФ до ¼ части земельных участков в описываемой процедуре отчуждалось с данным нарушением. По моему глубокому убеждению, это закономерный результат передачи права распоряжения земельными ресурсами в руки не подготовленных специалистов.
Судебная практика по данному вопросу - отсутствует.
Буду благодарна коллегам за выраженное мнение.
Уважаемый Юрий! Вопрос с газетой-призраком решил федеральный законодатель, обязав всю информацию об отчуждении з/у размещать на torgi.gov.ru. Все просто: нет информации на сайте - сделка недействительна в силу ничтожности как нарушающая публичные интересы. Я ставлю вопрос иначе: публичность соблюдена. НО при этом специалистом администрации, при размещении извещений неверно исчислен срок на прием заявок . Специалист, не учел правила исчисления сроков, установленные 191 ГК. НАРУШЕНЫ ЛИ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ. С одной стороны в объявлении неверно указан срок приема заявок. С другой стороны в течение 30 дней с даты опубликования извещения, заявок не поступало, включая спорный день. Применительно к ст. 39.18 ЗК РФ судебная практика по указанным нарушениям отсутствует. Я, в свою очередь, акцентирую внимание на массовости описываемого недочета в процедуре отчуждения земельных участков. Муниципальные районы читали закон прямо, исчисляя срок "с даты опубликования извещения". В связи с чем имеют возможность, после заключения договора купли-продажи в "нужных" случаях, обратиться в судебные органы с требованием о признании сделки недействительной на основании допущенных самим же публичным органом нарушений в процедуре отчуждения з/у.
Уважаемый Андрей! Моя позиция заключается в следующем: Согласно пп. 2 п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ - В извещении указываются информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; Соответственно, Земельный Кодекс РФ, в качестве специальной нормы предусмотрел право любого заинтересованного лица подать заявку, в том числе и в день опубликования. (норма, устанавливающая специальное регулирование, по сравнению с Гражданским Кодексом РФ). Последствием правового регулирования, введенного пп. 2 п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ является императивная обязанность уполномоченного на распоряжение земельными ресурсами органа принять и рассмотреть заявку, поданную в день опубликования. Соответственно, указание в извещении иного срока (не с момента опубликования) не соответствует ст. 39.18 ЗК РФ

Досрочное расторжение договора аренды земельного участка по 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со 

181 ГК РФ течение срока исковой давности по требованиям о  после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в 

договор аренды земельного участка общей площадью 48581 кв.м., по причине пропуска истцом срока исковой давности по данному