Характеристика актива и пассива баланса

Проведение анализа структуры пассивов и активов баланса
Данный анализ является частью анализа имущественного положения организации при анализе финансового состояния предприятия и позволяет проследить динамику их состояния в анализируемом периоде. Примеры анализа баланса
мы рассматривали здесь (горизонтальный и вертикальный анализы) . А сейчас поговорим о теоретических основах проведения данного анализа.
Анализ структуры и динамики статей бухгалтерского баланса показывает:
· какова величина текущих и постоянных активов, как изменяется их соотношение, а также выявить источники финансирования;
· какие статьи растут опережающими темпами, и как это сказывается на структуре баланса;
· увидеть долю запасов и дебиторской задолженности в структуре активов;
· насколько велика доля собственных средств, и в какой степени компания зависит от заемных ресурсов;
· каково распределение заемных средств по срокам погашения;
· какую долю в пассивах составляет задолженность перед бюджетом, банками и трудовым коллективом.
Практика экономического анализа выработала такие правила чтения финансовых отчетов, как:
Горизонтальный анализ (временной или динамический) – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом в относительном и абсолютном виде с тем, чтобы сделать лаконичные выводы.
С целью сравнения рассчитывают абсолютные и относительные изменения (отклонения). В учебниках под анализом понимают именно расчет изменений, заполнение аналитических таблиц. Можно назвать эту процедуру формальным анализом. Анализ по существу представляет собой оценку полученных значений. Формальные подходы к оценке иногда встречаются, но они, как правило, бесполезны для обоснования решений. Серьезная оценка зависит, в первую очередь, от целей анализа. Кроме того, она учитывает специфику деятельности исследуемой компании, особенности внешней среды, ее современное состояние.
Технология анализа достаточно проста: последовательно во второй и третьей колонках помещают данные по основным статьям баланса на начало и конец года. В западных представлениях часто данные конца года помещают первыми. Затем в четвертой колонке вычисляется абсолютное отклонение значения каждой статьи баланса. В последней колонке определяется относительное изменение в процентах каждой статьи. Аналогичный анализ производится на основе отчета о прибыли предприятия.
Вертикальный анализ (структурный) – определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Технология вертикального анализа состоит в том, что общую сумму активов предприятия (при анализе баланса) и выручку (при анализе отчета о прибыли) принимают за сто процентов, и каждую статью финансового отчета представляют в виде процентной доли от принятого базового значения.

Сравнительную базу при процентном анализе образуют показатели предыдущих периодов или показатели других компаний, как правило, из той же отрасли. Чтобы проводить сравнение, необходимо устранить несоответствия в размерах компаний (оборотах), для этого значения показателей отчета о финансовых результатах выражают в процентах от объема продаж (выручки), а балансовые статьи – в процентах от итога баланса.
Как следует из приведенного выше описания, горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности предприятия является эффективным средством для исследования состояния предприятия и эффективности его деятельности. Рекомендации, сделанные на основе этого анализа носят конструктивный характер и могут существенно улучшить состояние предприятия, если удастся их воплотить в жизнь.
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики (тренда) показателя с целью прогнозирования будущих значений.
В западной практике горизонтальный и трендовый анализ не различаются. Это легко объяснимо. Оценка результатов деятельности компании по показателям одного года или даже двух лет не имеет большого смысла. Данных за один год недостаточно для того, чтобы можно было создать внутренний ориентир для сравнения. В литературе рекомендуется проводить анализ по данным за пять лет. При этом необходимо учитывать, что с увеличением рассматриваемого временного интервала возрастает и количество элементов, затрудняющих сравнение.
В ходе анализа тренда выбирают базовый год, и все статьи отчетности за последующие периоды выражаются в виде индексов к показателям базового года.
Использование трендового метода позволяет оценить основные направления развития организации как в текущий момент, так и в последующие периоды. Так, например, если темп роста валюты баланса имеет тенденцию к снижению, то это свидетельствует о сокращении организацией текущей деятельности, хозяйственного оборота, что может привести к критическому состоянию. Результаты расчетов средних значений темпа роста (темпа прироста), учет связей между основными показателями позволяют рассчитать прогнозное значение изучаемого показателя на перспективу. Прогноз на основе трендовых моделей позволяет с определенной степенью надежности рассчитать значение прогнозируемого фактора, выбирать наиболее рациональные управленческие решения и оценить последствия этих решений для финансово-хозяйственной деятельности организации.

Сравнительный (пространственный) анализ – сравнение показателей деятельности анализируемой организации с показателями других организаций или средними по отрасли (рынку). Очевидно, что для сравнительного анализа подходят коэффициенты, но не абсолютные показатели. В зарубежных учебниках такой анализ называется отраслевым.
По формальным расчетным процедурам (расчет отклонений) пространственный анализ не отличается от горизонтального анализа. Однако самое главное – это оценка отклонений. В данном случае они вызываются, в первую очередь, различиями в порядке формирования компаниями значений отчетных показателей. Эти различия могут быть обусловлены хозяйственной спецификой компаний, возможными расхождениями в применяемых бухгалтерских оценках, закрепленных в учетной политике, особенностями экономического, в первую очередь, налогового законодательства при сравнении компаний из разных стран и т. д.
В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность предприятий является основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Не случайно концепция составления и публикации отчетности является одной из важнейших в системе национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран. Объяснить такое внимание к отчетности достаточно просто. Любая организация в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путем информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности. Основным же источником такой информации является финансовая отчетность. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние организации, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования в той или иной форме.
Пользователи экономической информации различны. Обычно выделяют две группы пользователей:
· внутренние – лица, принимающие управленческие решения на уровне организации;
· внешние – физические и юридические лица имеющие определенный интерес к данной организации (налоговая инспекция, банки, покупатели, поставщики, инвесторы, внешние аудиторы и др.).
Надо отметить, что практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Так, собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам, а в случае выделения грантов – оправданности их социальной направленности и значимости.
В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например, руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа, т.е. "витриной" организации.
В составе годового бухгалтерского отчета предприятия представляют следующие формы , являющиеся информационной базой финансового анализа:
форма №1 "Баланс предприятия".
В нем фиксируются стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образованный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства. В балансе содержится информация о состоянии и составе хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация представляется "На начало года" и "На конец года", что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, определяя их рост или снижение. Итак, баланс используется для оценки финансового состояния предприятия, анализа состава и структуры имущества и источников его формирования, состояния ликвидности баланса, степени финансовой независимости. Однако отражение в балансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных пользователей. Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников. Это достигается введением следующих форм отчетности;
форма №2 "Отчет о финансовых результатах (ранее назывался отчетом о прибылях и убытках)".
На его основании проводится анализ динамики и структуры финансовых результатов, оценивается "качество" прибыли;
форма №3 "Отчет о движении капитала".
Позволяет оценить динамику и структуру собственного капитала и резервов;
форма №4 "Отчет о движении денежных средств".
Этот отчет составляется по кассовому методу и используется

Итоги в балансе называются валютой баланса. Особенностью баланса является то, что валюта актива баланса равна валюте пассива 

Баланс Актив Пассив Внеоборотные активы Капитал и резервы  для характеристики имущественного состояния организации на дату 

В характеристике финансового положения, отражаемого в балансе, Левая сторона баланса – это активы, а правая сторона – это пассивы. Активы