Государственные внебюджетные фонды республики беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда гражданской авиации на 2017 год».
Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда гражданской авиации на 2017 год» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда гражданской авиации на 2017 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 3 октября 2016 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 6 октября 2016 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Закон направлен на государственную поддержку и укрепление материально-технической базы гражданской авиации, которая в соответствии со статьей 1 Воздушного кодекса Республики Беларусь используется в целях обеспечения потребностей граждан и организаций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также выполнения литерных полетов.
В Законе устанавливаются источники образования бюджета государственного внебюджетного фонда гражданской авиации (далее – бюджет фонда), объемы доходов и порядок их формирования, направления расходов и их объемы, порядок увеличения или уменьшения объемов доходов и (или) расходов, уточнения других показателей бюджета фонда в процессе его исполнения.

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Конституцией установлено, что финансово-кредитная система Республики Беларусь включает в том числе финансовые средства внебюджетных фондов (часть первая статьи 132); в соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды (часть четвертая статьи 133).
Согласно Конституции порядок составления, утверждения и исполнения государственных внебюджетных фондов определяется законом (статья 134). Таким законом является Бюджетный кодекс Республики Беларусь, положениями которого предусмотрено создание государственных внебюджетных фондов, а также регламентирован порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов данных фондов (статьи 20–233). В силу статьи 20 Бюджетного кодекса государственные внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы Республики Беларусь (пункт 1); создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования, порядка формирования и использования осуществляются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (пункт 2). Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2003 г. № 465 «Об образовании государственного внебюджетного фонда гражданской авиации» образован государственный внебюджетный фонд гражданской авиации, утверждено Положение о порядке формирования и использования средств государственного внебюджетного фонда гражданской авиации. Пунктом 4 указанного Положения определены основные направления использования средств указанного фонда.
Статьей 1 Закона бюджет фонда на 2017 год утверждается по расходам в сумме 15 500 000 рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 15 500 000 рублей (часть первая); предельный размер дефицита бюджета фонда на 2017 год устанавливается в сумме 0 (ноль) рублей (часть вторая). В соответствии с частью третьей данной статьи распорядителем средств бюджета фонда является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Конституционный Суд отмечает, что данное правовое регулирование основывается на положениях Бюджетного кодекса, согласно которым распорядителями средств государственного внебюджетного фонда являются в том числе государственный орган, иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, на которые возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию (пункт 3 статьи 20); размеры доходов, расходов, дефицита и источников его финансирования или размер профицита бюджетов государственных внебюджетных фондов определяются ежегодно законодательными актами (пункт 5 статьи 22).

Приложением 1 к Закону предусматривается, что доходы бюджета фонда в 2017 году формируются за счет неналоговых доходов в виде доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в сумме 11 160 000 рублей, а также прочих неналоговых доходов в сумме 4 340 000 рублей. Данное положение отвечает предписанию пункта 1 статьи 22 Бюджетного кодекса, согласно которому доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов могут формироваться в том числе за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, которые учитываются в доходах бюджетов в соответствии со статьей 24 этого Кодекса. В свою очередь, статьей 24 Бюджетного кодекса определено, что к неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, другие неналоговые доходы (подпункты 4.1, 4.3 пункта 4).
За счет средств бюджета фонда в соответствии с приложением 2 к Закону предусматривается осуществление как текущих, так и капитальных расходов. В частности, устанавливаются капитальные расходы в сумме 11 100 000 рублей на приобретение воздушных судов, оборудования, транспортных средств, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга); строительство (реконструкцию) организациями зданий, инженерных, транспортных коммуникаций и сооружений, их модернизацию; выполнение проектно-изыскательских работ по объектам гражданской авиации. Текущими расходами, определяемыми в сумме 5 000 000 рублей, обеспечиваются финансирование работ по поддержанию летной годности парка воздушных судов, эксплуатационной годности аэродромов и аэропортов; возмещение собственных средств организаций, направленных на финансирование работ по поддержанию летной годности парка воздушных судов; уплата процентов по кредитам банков, привлеченным на финансирование расходов по приобретению воздушных судов, оборудования, строительству (реконструкции) зданий, инженерных, транспортных коммуникаций и сооружений, их модернизации.
Конституционный Суд считает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование согласуется с конституционными принципами и нормами, в том числе положениями Конституции о регулировании государством экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечении направления и координации государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (часть пятая статьи 13); об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в пределах полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда гражданской авиации на 2017 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич
Версия для печати

и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2016 год Республики Беларусь на 2016 год не достигнуты установленные 

и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2016 год  Республики Беларусь на 2016 год не достигнуты установленные 

Указ Президента Республики Беларусь от № 130 от 19 марта 2015 года Реквизиты для уплаты отчислений в государственный внебюджетный ФУО Минсвязи в гос. внебюджетный фонд универсального обслуживания Минсвязи» Государственные органы и организации Беларуси · Детский правовой