Государственные и муниципальные ценные бумаги учебник 2015

Современная экономика обуславливает необходимость развития многих ее элементов, к числу которых относятся ценные бумаги. В Российской Федерации рынок ценных бумаг появился относительно недавно, более 15 лет назад, однако за столь недолгое существования данного вида рынка наблюдался как спад, так и подъем. В данной статье разобраны ключевые основы рынка государственных ценных бумаг РФ.
Рынок ценных бумаг представляет собой ту область экономической жизни, которая поддается неосознанному уничтожению со стороны чиновников, однако все эти попытки не заканчиваются успехом и рассматриваемый вид рынка, по нашему мнению, имеет все возможные предпосылки для дальнейшего развития и становления. Данный фактор обусловлен тем, что рынок ценных бумаг уже на протяжении пяти последних лет является одним из самых доходных видов рынка. И даже колебания курс валют не вынуждают участников выходить из «игры», потому следует вывод, что даже в условиях кризисных колебаний национальной валюты, в сфере рынка ценных бумаг существует устойчивое перспективное развитие, которое необходимо грамотно направлять в нужное русло.
Многие современные финансисты утверждают, что российский рынок ценных бумаг представляет собой непредсказуемое явление, однако при детальном анализе проблемы выясняется, что это не совсем так. Ведь российский рынок имеет возможности подстраиваться под существующее положение страны на международной арене, достаточно стабильно удерживается уровень спроса на ценные бумаги при сильнейших колебаниях валюты, что совершенно нельзя сказать про западные страны. К примеру, в Германии мы можем наблюдать крупные, долгие и частые колебания цен на финансовые инструменты, этот фактор влечет за собой неблагоприятное последствие для финансовых составляющих страны и уровня рынка ценных бумаг в Германии.
В Российской Федерации колебания цен на финансовые инструменты достаточно предсказуемы и понятны для современного деятеля экономики, потому технический анализ рынка ценных бумаг в нашей стране возможен и необходим для выявления перспективных вариантов развития, опираясь на опыт предшествующих лет и западных стран.
Конечно, совершенно не следует полагать, что рынок ценных бумаг в Российской Федерации находится в идеализированном состоянии. Подавляющее большинство современных организация ведут достаточно нечестную игру на отечественном рынке и надежность многих компаний, которые проводят операции, какие должны считаться безрисковыми, без учета возможных рисков и минимизации потерь. Таким образом, в нашей стране из-за отсутствия безрисковых ценных бумаг и существования нечестных и ненадежных игроков финансового рынка существует проблема для развития рассматриваемого рынка.

Помимо этого, сложность развития рынка ценных бумаг заключается и в том факторе, что эта сфера считается в сильной мере политизированной. Конечно, в Российской Федерации достаточно трудно встретить область экономики, которая не поддается влиянию политики, однако рынок ценных бумаг выступает в роли одного из тех, что подвержены наибольшему влиянию. Естественно, политические волнения и действия оказывают влияние на колебания цен на финансовые инструменты и продукты, тем самым, вызывая отрицательный спрос на рынок ценных бумаг и другие инструменты, применяемые в Российской Федерации. Решение этой проблемы представляет собой сложный процесс, требующий вмешательства контролирующих звеньев экономической жизни и лишь комплексные меры позволят разрешить ситуацию.
Структура рынка государственных ценных бумаг показана ниже на Рисунке 1.
Рисунок 1. Государственные ценные бумаги РФ, их структура
К сожалению, на данный момент в Российской Федерации нет четкого плана действий по развитию рынка ценных бумаг. Это обусловлено множеством причин, некоторые из них даже не способны поддаваться комплексному и реальному анализу.
Однако основной проблемой для развития является, на наш взгляд, тот фактор, что в тот момент, когда российские предприниматели и представители правительственных органов нашей страны приглашаю иностранных инвесторов при применении портфельных инвестиций, мы не можем грамотно структурировать ответ на вопрос, что ожидает Российскую Федерацию через два или три года.
Неизвестность, в которой находится современная экономика, длится с самого начала зарождения рынка ценных бумаг в нашей стране. Если подумать, то те долгие 25 лет (отсчитываем с 1991 года, когда выпустились первые акции) не принесли особых изменений в экономической стабильности России. По сути, ее совершенно нет.
При приглашении и привлечении иностранных портфельных инвестиций необходимо знать однозначный ответ на вопрос, что будет ожидать страну, однако сейчас мы ответом не располагаем. Помимо этого, венчурный капитал инвестируется на 12 месяцев, а прямые инвестиции на 10 лет. Этот фактор является еще одной причиной торможения развития рынка ценных бумаг Российской Федерации.
Прибыль, которая приходит со стороны применения рынка ценных бумаг на практике, должна быть грамотно распределена и направлена. Как правило, многие страны (например, Соединенные Штаты Америки) применяют метод вывоза национальных резервов в другие страны. Конечно, такой вид деятельности представляет собой положительный результат для развития экономики страны, потому как способствует укреплению внешнеэкономической деятельности.

По различным причинам инвестиции в Россию в основном состоят из мирового венчурного капитала. До 17 августа 1998 года, по нашему мнению, в Россию направлялось не более 5% мирового венчурного капитала и распределение внутри страны было следующим (рис. 2).
Предполагаем, что в настоящее время структура осталась приблизительно такой же, но теперь вместо 100% общих инвестиций не более 20%, да и они уже не могут быть объективно распределены по степени риска. Также произошло перераспределение инвестиций между государственными ценными бумагами и корпоративными акциями и облигациями в пользу последних.
Если раньше портфельные инвесторы открывали длинные позиции со сроком более года, то теперь при любой отрицательной информации относительно экономического и политического будущего России они будут уходить с рынка, что в свою очередь, будет вызывать резкие колебания курса ценных бумаг.
Что же необходимо делать для дальнейшего развития рынка ценных бумаг России?
Стратегически многие экономисты считают, что для экономического роста государства инвестиционный капитал должен иметь следующий путь, и этот путь — единственный:
Инвестор -> Прямые инвестиции -> Экономический рост
Когда существуют значительные риски, связанные с инвестированием, т.е. неблагоприятный инвестиционный климат в государстве с вытекающими отрицательными последствиями (доля портфельных инвестиций составляет более 75% от инвестиционного капитала, что приводит к менее эффективному распределению финансовых средств с точки зрения экономического роста), а государство все же заинтересовано в экономическом развитии, то можно на определенный промежуток времени изменить путь большей части инвестиционного капитала:
Инвестор -> Государственные ЦБ -> Прямые инвестиции
Государственные ценные бумаги в этом случае в большей части выпускаются не на покрытие дефицита бюджета страны, а на прямые инвестиции в “локомотивные” объекты экономики (рис. 2).
Доходность рублевых государственных ценных бумаг в этом случае не должна превышать 10–20% в СКВ (6,5% – «нормальная» ставка дохода, плюс 6,5–13,5% премия за риск). Данную доходность необходимо удерживать, т.е. при ее снижении увеличивать выпуск облигаций, а при увеличении доходности – выкупать.
Рисунок 2. Возможное направление инвестиционных средств в РФ
Этот вариант предусматривает вмешательство государства в большей степени, нежели сейчас, и многие экономисты скажут, что это возврат к директивной экономике. Но нам кажется, что в настоящий момент без этого не обойтись. (Конечно, можно начинать развитие с феодального строя или ждать, пока мелкий бизнес лет через 10 станет средним бизнесом, а еще через 20 лет появятся деньги для покупки технологий и средств производства, правда, если государство не заберет эти деньги раньше).
Для того, чтобы перспективы развития рынка ценных бумаг представляли собой положительное явление необходимо предпринять ряд действий, которые помогут достичь положительных результатов. К числу таких действий относятся следующие меры:
· усовершенствование законодательной базы Российской Федерации, касаемо рынка ценных бумаг и иных финансовых инструментов. Необходимо создать гарантии для иностранных инвесторов. Особенно это касается сохранения первоначальных договоренностей;
· ввести налоговое стимулирование для инвестиций в рынок ценных бумаг. Делать это необходимо для преимущественных отраслей России. К примеру, в Соединенных Штатах Америки введены особые налоговые льготы для тех, кто занимается инвестицией коммунального хозяйства. Также стоит стимулировать и долгие инвестиции. Опять же, в США ставка налога на прибыль от инвестиций сильно разнится по временным промежуткам;
· своевременный расчет с инвесторами. Несмотря на все финансовые трудности, в которых оказывается страна, необходимо вести чистую и прозрачную политику расчетов с иностранными инвесторами;
· введение частной собственности на землю. К примеру, у многих банков есть свободные финансовые ресурсы, а предприятия нуждаются в финансовой поддержки для укрепления стабильности. В таком случае применяется залог в виде имущества;
· выплачивать дивиденды, равные рыночным ценам. Понижение выплаченных дивидендов является отрицательным показателем для развития страны. Конечно, гораздо лучше выплачивать дивиденды по возможности больше заявленной стоимости для привлечения инвестиций;
· регулировать уровень теневой экономики. К сожалению, на данный момент в Российской Федерации крайне высокий уровень теневой экономики и «черной» кассы. К примеру, лишь 30% всех современных отечественных организаций в полной мере отчитываются перед государственными органами. Остальные 70% либо частично скрывают свою прибыль, либо стараются ее минимизировать в отчетах.
На основании выше

Физические лица и сегодня могут покупать ценные бумаги (через В июне 2015 года физлица заключили сделки с ОФЗ более чем на 

Государственные ценные бумаги, с помощью которых Россия  Дефицит бюджета на 2015 год запланирован на уровне 430 млрд 

Выпуск и погашение федеральных государственных ценных бумаг · Регистрация выпусков Отчеты об итогах эмиссии за 2015 год · Субъекты