Этапы формирования международных экономических отношений

В отличие от политических отношений, международные экономические отношения развивались значительно медленнее. Сначала они состояли в примитивной меновой торговли между племенами, в Античные времена и средние века — в торговле предметами роскоши и пряностями.
Процессы становления мирового хозяйства, в котором международные экономические отношения стали играть более активную роль, активизировались только после промышленной революции в начале XIX в. Начиная с этого времени, постепенно формируется система международных экономических отношений.
К концу XV в. хозяйства некоторых стран мира были мало связаны между собой и почти не зависели от развития международных торговых и финансовых отношений. Становление мощных колониальных империй и «промышленная революция» начала XIX в. в Европе принципиально изменили ситуацию. Наряду с ростом международной торговли, уже в конце XIX — начале XX в.начались интенсивные процессы интернационализации производства.
В 1960-1980 pp. XX в., Параллельно с научно-технической революцией, развитие международных экономических отношений объективно привело к началу формирования глобальной экономики, где существование замкнутых национальных экономических систем рассматривается как препятствие для ее развития. Как отметил Е. Жуков, в современных условиях «существование промышленных национальных анклавов стало нерентабельным по сравнению замкнутая национальная валютная, инвестиционная, кредитная политика оказалась неэффективной, а внешняя торговля становилась все более дефицитной для ряда западных стран». Становление мировой экономики и глобальной системы международных экономических отношений происходило постепенно, в три этапа, качественно отличались друг от друга.
Именно поэтому определение международных экономических отношений как «системы хозяйственных связей между странами мира или группами стран на основе международного разделения труда» в современных условиях не совсем соответствует действительности. Оно основывается на идее хозяйственных связей между странами (фактически между государствами) и не включает в состав негосударственных участников международных экономических отношений (таких, как совместные предприятия, ТНК и т.д.). Современные международные экономические отношения осуществляются как при активном участии государственных институтов, так и за их пассивного содействия, но в основном они вытекают из частной инициативы экономических групп граждан.Значительно ближе к реальному положению учасництва в международных экономических отношениях их отражает Е. Ав дока шин, как «комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства».

Определяющими понятиями обоих дефиниций международных экономических отношений является международное разделение труда и мировое хозяйство.
Международные экономические отношения. Развитие.
Международное разделение труда — высшая ступень развития общественно-территориального разделения труда между странами, основой которого является экономически выгодна специализация стран и обмен продукцией определенного количества и качества. Международное разделение труда вытекает из неоспоримого факта дифференцированности физико-географических особенностей стран мира, природных ресурсов, уровня технологии и общественно-политических условий развития производства. Дифференцированность приводит к дефициту определенных видов ресурсов в одних государствах и их избытке — в других, различия технологического уровня производства тех или иных товаров, различия общественно-политических условий в различных странах мира. Учитывая это, возникают системы международных обменов товарами, информацией и услугами, без которых существование и развитие экономики большинства государств современного мира невозможно или хотя усложнит.
Мировое хозяйство — совокупность национальных хозяйств, взаимосвязанных международными экономическими отношениями с соответствующим механизмом регулирования и управления.Международные экономические отношения формируют мировое хозяйство, соединяя между собой хозяйства государств системой товарных и денежных потоков.
Субъектами международных экономических отношений является, прежде всего, производители продукции, торговые и инвестиционные компании, банки и т.п.. В современных экономических системах стран мира большинство из них имеет частный характер, то есть в международной среде они действуют самостоятельно, руководствуясь только критерием экономической выгоды. Роль государства в международных экономических отношениях сводится преимущественно к контрольно-регулятивных функций. Введение ней монополии на внешнюю торговлю, санкций или эмбарго (полного или частичного) на торговые отношения с субъектами предпринимательства других государств достаточно редким актом, имеет сугубо политический характер.
Государственная политика в сфере международных экономических отношений сводится к избранию определенной стратегии действий по свободе движения товаров, денег и рабочей силы. Эта политика наиболее ярко проявляется в торговых отношениях между государствами, и в любых других видах международных отношений, где она отличается лишь способами и методами реализации. В простейшем выражении ее можно определить как либеральную и протекционистскую.

Либеральная политика заключается в наименьшем вмешательстве государства в международные экономические отношения и основывается на сознательном устранении препятствий на пути товарных, денежных и людских потоков. Государственные органы не вмешиваются в отношения, возникающие между субъектами предпринимательства, а только регистрируют и контролируют их.Осуществляя либеральную внешнеэкономическую политику, государства требуют от своих партнеров взаимности, поскольку рискуют подвергнуться значительные убытки для собственных субъектов предпринимательства. Такую политику осуществляют преимущественно экономически мощные государства непосредственно или в рамках международных торговых организаций, вследствие чего образуется единое экономическое пространство, относительно отграничен от других.
Протекционистская политика направлена ​​на защиту собственного рынка от конкуренции и финансового подчинения национальных субъектов предпринимательства иностранным.Протекционистская экономическая политика может осуществляться выборочно по определенным стран или групп товаров, или это коллективные меры, инициированные международными организациями. Как разновидность возможен также скрытый протекционизм осуществляется методами внутренней экономической политики государства. Протекционизм во внешнеэкономической деятельности сопровождается содействием продвижению собственных товаров и капитала на внешних рынках со стороны государства.
В реальных международных экономических отношениях чистый либерализм или протекционизм случается довольно редко. Большинство государств мира проводит смешанную политику, где присутствуют элементы обоих типов политики, или т. Н. политику двойных стандартов, когда протекция касается собственного рынка, но от других государств требуют прозрачности. Столкновение внешнеэкономических интересов государств приводит к т. Н. торговых войн, в которых они пытаются нанести друг другу значительный экономический ущерб, проводя взаимную жесткую протекционистскую политику. Одновременно причины могут вызвать серьезные международные кризисы лишь тогда, когда они имеют стратегическое значение для государств. Например, во время войны в Персидском заливе, когда речь шла о контроле над одним из важнейших бассейнов добычи энергетических ресурсов. Конфронтационные экономические меры (лишение режима наибольшего благоприятствования, санкции, эмбарго) применяли преимущественно по политическим соображениям, и они были средством давления на другую сторону.
В системе международных экономических отношений можно выделить разновидности, которые, несмотря на тесную взаимосвязь, имеют достаточно специфический характер.
Торговые отношения между производителями (продуцентами) и потребителями (консументами) различных государств предусматривают обмен товарами, услугами и информацией на основании актов купли-продажи. Отношения между государствами в этой сфере заключаются в установлении рамочных правил регулирования торговли между собой.
1.Односторонне регулирования государство осуществляет без консультаций или согласования с правительствами других заинтересованных государств, исходя из интересов собственных производителей.
2.Двосторонне регулирования заключается в согласовании мер регулирования внешней торговли между двумя государствами, заинтересованными в их составлении или развитию. Достигнуто сторонами решения фиксируется в торговых сделках, которые они заключают официально, имеющие обязательный характер.
3 Многостороннее регулирование осуществляется через согласование мер регулирования торговли между государствами в рамках международных организаций, таких как Евросоюз, Северо-Американская ассоциация свободной торговли, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии. Важнейшее значение для развития мировой торговли имело создание в 1947 Генерального Соглашения по тарифам и торговле (GATT), которую в 1996 изменила Всемирная торговая организация (WTO).Регулирования мировой торговли в рамках этой организации построено на таких важнейших принципах:
-недискриминация товаров импортного производства;
-поддержание режима наибольшего благоприятствования в торговле со странами-членами;
-использование тарифных методов защиты собственного рынка;
прогрессивная снижение таможенных тарифов;
-установление преференций для развивающихся стран;
-розвьязання торговых конфликтов с помощью консультаций, переговоров и арбитража.
Производственные отношения в основном осуществляются в рамках совместных предприятий и ТНК, специфика деятельности которых заключается в международной производственной кооперации, при которой стадии производства готовой продукции сосредоточиваются в разных странах мира. В этом случае ТНК фактически превращается в «международное предпри

Влияние ТНК на мировую экономику и формирование современных международных экономических отношений. Появление и дальнейшее развитие 

Развивающиеся страны в мировой экономике ХХI века: формирование новой архитектуры международных экономических отношений Текст научной 

сущности и основных форм международных экономических отношений. К задачам Кадочников П. А. Формирование Всеобъемлющего регионального.