Факторы влияющие на развитие человеческого капитала

Главное меню
Главная
Новости
Поиск
English page
Журнал
Свежий номер
Каталог
Редакция
Контакты
Для авторов
Последние обновления

28 сентября, 2017 - ПОЛИТЭКС. Том 13. №2

Журнал ПОЛИТЭКС, 2017, N 2, Содержание

Гуторов В. А. (Санкт-Петербург). Российский либерализм в политикокультурном измерении: опыт сравните

Ватыль В. Н., Ватыль Н. В. (Гродно, Республика Беларусь). Государственный идеал: концептуальная моде

Комлева Н. А. (Екатеринбург). Сирийский кризис: противоборство глобальных корпораций
Экспорт новостей
Категория «человеческий капитал» является принадлежностью тезауруса информационного общества, поэтому, на наш взгляд, целесообразно коротко коснуться особенностей этого этапа развития человеческой цивилизации. Информационное общество может быть определено как общество, в котором основным предметом труда большей части людей являются информация и знания, а орудием труда — информационные технологии. В свою очередь, категория информационного общества описывает новый социально-экономический порядок, в рамках которого развитие производства, основанного на создании и распространении знаний, приводит к возникновению информационной экономики.
Вместе с тем усложнение информационных отношений влечет за собой непредсказуемость социальных, политических и социально-культурных последствий, которые связаны с масштабностью технологических рисков и увеличением скорости и свободы доступа к информационным ресурсам для решения проблем коммерческого, социального, дипломатического, военного и другого характера (Чернов, 2003). Осознание этого заставляет признать, что информация и коммуникации становятся более важной составляющей не только в контексте технологического, но и социального и культурного развития современной цивилизации.
В работе «Социальные рамки информационного общества» Д. Белл подчеркивает решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека становления нового социального уклада, основанного на телекоммуникациях (Bell, 1980; цит. по: Белл, 1988, с. 330). При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что развитие информационно-вычислительной техники, становление информационной деятельности как самостоятельного вида интеллектуального труда приводит к возникновению в обществе новых видов профессиональной занятости (Лапин, 2006, с. 116).
Информатизация становится объективным процессом, характер которого стимулирует сознательный поиск новых критериев культуры и социального прогресса и активно влияет на изменения менталитета и образа жизни человека, ориентируя индивидуальную и социальную жизнедеятельность человека на активное взаимодействие с развивающимися системами искусственного интеллекта. В этой связи весьма актуальной становится проблема «человеческого капитала» как сущностного элемента информационного общества. Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов экономики труда.

Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической мысли. Теория человеческого капитала в ее современном виде развивалась в работах таких ученых, как Г. Беккер, У. Боуэн, Дж. Вэйзи, Б. Вейсборд, Дж. Минцер, Л. Туроу, М. Фишер, Т. Шульц и др. Среди российских исследователей эту проблему анализировали А. И. Добрынин, А. Ю. Давыдов, С. А. Дятлов, И. В. Ильинский, М. М. Критский, С. А. Курганский, И. А. Майбуров, В. И. Марцинкевич и др. Базовая теоретическая модель человеческого капитала была разработана в книге Г. Беккера (лауреата Нобелевской премии) «Человеческий капитал» (первое издание 1964 г.), теоретическая разработка категории человеческого капитала осуществлялась Т. Шульцем (также нобелевским лауреатом) (Becker, 1964; Schultz, 1971).
Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем «обычные» капиталовложения. Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику современных государств. Благодаря ей изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира.
С. Фишер и его коллеги в книге «Экономика» определяют человеческий капитал как меру воплощённой в человеке способности приносить доходы. В состав человеческого капитала они включают врождённые способности и талант, а также образование и приобретённую квалификацию (см.: Фишер, Дорнбуш, Шмалензи, 1999). Идея человеческого капитала не сводится лишь к образованию и обучению на рабочем месте в процессе производства товаров и услуг, но это и способности, талант, приобретённые знания и квалификация в области спорта и искусства. Как известно, инвестиции в человеческий капитал быстро окупаются и дают большую отдачу в виде более высоких доходов или способности выполнять работу, приносящую большее удовлетворение.

Исходя из основных подходов к определению человеческого капитала, можно говорить о следующих его параметрах, характеризующих индивида (и группы индивидов): а) уровень образования; б) предпринимательские и организаторские способности, лидерство; в) общепрофессиональные навыки, умения, в том числе знание иностранных языков, умение работать на компьютере и пр.; г) различные характеристики семьи (количество детей, социально-экономическое положение родителей и пр.); д) уровень здоровья; е) профессиональный опыт (стаж работы) (см.: Смыслов, http://vorona.hse.ru/sites/second_level/rf/UU2007IOP/Shkaratan/Publ2_Shkaratan.doc).
Переход к ней связан с трансформацией социума в целом под воздействием научно-технической революции, которая диктует необходимость появления совершенно нового работника. На первый план у него выходят такие характеристики, как креативность, способность к инновациям, высокая степень адаптации к изменяющимся производственным технологиям, умение быстро принимать решения и т. п. Это приводит к переоценке представлений о наемном работнике как носителе человеческого капитала. Если пассивный и некреативный индивид является аналогом оборудования, закупаемого производителем и используемого в соответствии с «технической инструкцией», в качестве которой выступают объективные параметры человеческого капитала (та же стандартизированная модель резюме, включающая в себя не только данные об образовании и прошлом опыте работы, но и требующая от работника соответствия определенному психологическому типу), то индивид, эффективно функционирующий в информационном обществе, является не товаром, а решающим фактором общественно-экономического развития.
Это позволяет говорить о человеческом капитале как о совокупности навыков, умений и знаний, а также установок, интериоризируемых индивидом и выступающих для него в качестве основы реализации жизненного сценария (Там же). Причем та степень, в которой индивид обладает доступом к информационно-компьютерным технологиям (ИКТ) и в состоянии работать с ними, будет все больше определять его способность проявлять и реализовать свои навыки и умения. В этом смысле и можно говорить о том, что степень владения ИКТ становится наряду с уровнем образования одним из наиболее значимых факторов, определяющих качество человеческого капитала.
Составляющие развития человеческого капитала одновременно являются и факторами формирования и развития информационного ресурса. Через обратные связи информационный ресурс формирует, в свою очередь, человеческий капитал. Другими словами, информация — это производительный и социальный ресурс, который обеспечивает эффективность интеллектуальной деятельности субъектов и общества в целом. И, как видим, информационный ресурс в виде знаний и сведений, а также информационных технологий, обеспечивающих эффективную реализацию человеческого капитала как фактора развития, является ядром человеческого капитала, его движущей силой, его основной составляющей. Итак, понятие информации тесно переплетается с понятием человеческого капитала. Собственно, они неразрывны и взаимно дополняют друг друга.
Таким образом, информация — это, прежде всего, знания, которые формируют уровень человеческого капитала страны и, соответственно, уровень ее развития и качества жизни населения. Информационные технологии определяют уровень и эффективность всех прочих технологий, включая производственные. Они определяют уровень и качество менеджмента и маркетинга предприятий и организаций страны. Доступность и качество информации определяют уровень развития гражданского общества и демократии в стране и, в конечном счете, уровень и качество национального человеческого капитала, его эффективность и конкурентоспособность.
Информационные потоки пронизывают все сферы жизни человечества и играют все нарастающую роль в условиях глобализации мирового сообщества. Развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий, их проникновение практически во все сферы жизнедеятельности, с одной стороны, являются важным фактором мировой интеграции, социального развития и экономического роста, с другой стороны, являясь сильнейшим катализатором информационного обмена, эти технологии несут в себе также множество как явных, так и скрытых угроз. Необычайную значимость в связи с этим приобретают вопросы обеспечения информационной безопасности.
Информационная сфера как совокупность информации, средств ее производства, обработки и хранения, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности государств, и поэтому их национальная безопасность существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасн

Формирование теории человеческого капитала началось еще в Тугускина Г. Факторы, влияющие на стоимость человеческого 

Аннотация. В статье проводится анализ факторов, влияющих на формирование и реализацию человеческого потенциала. Раскрыта 

Основы формирования концепции человеческого капитала были факторов, влияющих на количественные и качественные